Уже не первый месяц вокруг одного из лидеров российского футбола – столичного «Локомотива» ходят разговоры и слухи о том, что внутри этого коллектива продолжается конфликт между генеральным директором Василием Кикнадзе и главным тренером Юрием Семиным. Мы попросили постоянного эксперта нашего портала, заслуженного тренера страны Бориса Игнатьева высказать свою точку зрения по этому поводу.
- Борис Петрович, вы очень хорошо знаете Юрия Семина, насколько известно, неплохо знакомы и с Василием Кикнадзе. Что не так в их взаимоотношениях? Почему в прессу постоянно попадают какие-то детали их разногласий в работе, почему говорят о скорой возможной отставке Семина, который вместе с командой постоянно выигрывает какой-то титул?
- Знаете, у меня изначально не было даже какого-то подозрения в том, что у них не сложатся взаимоотношения. Я был искренне убежден, что все будет нормально. Не только в рамках этакого приличия, но и общей четкой деловой направленности. Я знал Василия Кикнадзе еще в ту пору, когда он только входил в совет директоров. Мы общались, он рассказывал мне видение своей будущей деятельности. Потом, став генеральным, мы тоже с ним не раз общались. Все-таки не первый год знакомы… И я думал, что там будет четкое разграничение полномочий, что в итоге совместная работа генерального директора и главного тренера пойдут только на пользу клубу, поскольку работа одного и другого в конце концов начнут сливаться в некое понимание всего того, что необходимо для продвижение «паровоза» вперед.
- Где же, в какой момент нашла коса на камень во взаимоотношениях Кикнадзе и Семина?
- Трудно сказать. Я до сих пор не понимаю, что стало главное причиной каких-то разногласий, о которых так часто пишут СМИ. Я вижу только одно: формируясь к Лиге чемпионов, команда еще по окончании прошлого сезона, если я не ошибаюсь, не купила ни одного игрока в качестве усиления. Хотя все понимали, что предстоят очень сложные матчи, где и «Ювентус», и «Атлетико» (Мадрид), «Байер» (Леверкузен). А у «Локомотива» один нападающий Эдер. Смолова же продают в Испанию. Наверное, такие вещи не должны были происходить. Возможно здесь у Кикнадзе и Семина могли возникнуть определенные противоречия в видении дальнейшего развития команды, выхода на более серьезный международный уровень. Стали теряться футбольные ориентиры. Это очевидно. Понятно ведь, что оценкой деятельности любого тренера является результат.
- Ну, с этим у Семина все в порядке. За три сезона - чемпионский титул, два Кубка страны. Такому может позавидовать любой другой специалист.
- Конечно. При таких тренерских показателях работы с командой все личностные дела вроде бы должны уйти на задний план. Я, опираясь на свой опыт, могу сказать, что тренер голова всему в команде. Он задает направления развития спортивной составляющей, именно он решает, сколько и каких игроков должно быть в коллективе, как команда будет играть, какие у нее ориентиры, какие стратегические и тактические вещи будут перед ней стоять. А все остальные люди: в команде, в клубе помогают выполнению этих задач.
- Например, формируют бюджет.
- Да. И, допустим, говорят: у тебя задачи-то хорошие, направленность тоже верна, только вот денег на все эти планы не хватает. Тогда, как полагается, надо менять уровень задач, видение команды, способной выполнить поставленные цели. Так всегда было. И Лобановский, и Бесков, насколько я помню, ставили задачу, а все остальные помогали им эту задачу решать. Сегодня все получается как-то не так… Вот я читаю у бывшего теперь главного тренера «Динамо» Хохлова: какие-то игроки пришли в команду без его ведома. Ну, как это может быть? Это же нонсенс.
- Вы же сами говорите: времена меняются. Пришла коронавирусная эпоха. Клубы стали сокращать бюджеты, урезать зарплаты игрокам на время паузы. А в «Локомотиве» именно здесь возникло недопонимание между Кикнадзе и Семиным. Это очень активно освещалось в СМИ. Получалось, что Семин за игроков, Кикнадзе-против, желая чуть ли не силовым способом урезать зарплату, а добрый Семин не хочет лишать футболистов оговоренной по контракту зарплаты.
- Футболисты нормальные люди и прекрасно понимают всю ситуацию, которая сложилась в мире. Мне видится, что нужен был доверительный разговор, которого не получилось. Так бывало в моей практике. Собирались, решали все вместе: мол, ребята, у нас сейчас сложные времена, массажисты не получают премиальные, водители, повара… Давайте поделим часть наших денег и отдадим их нашим людям. Тем, кто помогает нам. Я в данном случае даже говорю не о «Локомотиве». И никто никому не приказывает: отдать, сократить, урезать без какого-то совета, разговора с футболистами. Нет, тут нужно понимание всех сторон. А Семин?. Я знаю, как много он делает подарков разным людям, которые нуждаются в средствах. Юрий Палыч делает такие подарки, пожертвования, но не афиширует это. Этот заболел, у того трудности… А здесь, видимо, не было той самой встречи, на которой игроки услышали бы нужные слова, после которых все бы встало на свои места. Тем более, когда мы говорим об иностранцах. И не нужно было бы потом читать все эти закулисные разговоры в прессе, слышать откровенные выдумки.
- В итоге – то сокращение состоялось.
- Конечно. Никто никого заставить не мог насильно. Есть контракт, есть обязательства клуба перед игроками. Но раз уж возникла такая непредвиденная ситуация: собирайтесь, разговаривайте. Вы же работаете ради одних целей, вы коллектив, клуб, за которым не только люди, работающие внутри, но и миллионы болельщиков. Все отнеслись с пониманием.
- Отчего же тогда нельзя было сразу решить нормально этот вопрос. Не ждать, когда все выльется на страницы СМИ?
- На мой взгляд, кто-то в клубе обозначил, что это надо сделать. Но сама форма выполнения этого «надо» оказалась немного непонятной. Я думаю, что надо было сразу обозначить форму общения. Сесть, поговорить и все сделать.
- Говорят, что у рабочих команд генерального директора Кикнадзе и главного тренера Семина нет взаимопонимания, а есть некое недоверие по отношению друг к другу. Вы чувствуете это?
- Не думаю, что это так… У главного тренера в контракте обозначена задача, которую он должен решить: занять такое-то место. И все впрягаются. Задачу выполняют. Были издержки во время пути, не были, задача выполнена. Чемпионский титул, победы в Кубке, заполненные трибуны… Задача не решается – идет спрос с руководства команды или клуба. А какое здесь может быть недопонимание, если «Локомотив» при Семине постоянно берет титулы и сейчас находится в числе команд, претендующих на место в Лиге чемпионов? Все в Локомотиве» должны быть счастливы, богу на такого специалиста молиться. Главный тренер выполняет свои задачи, помогает клубу зарабатывать деньги. Восьмое-десятое место могли бы радовать? Или полупустые трибуны? Публика же очень чутко реагирует на игру. Ее, как говорится, не обманешь… А сейчас все получают премиальные, участвуют в Лиге чемпионов. Да, если бы руководство говорило: мы вам платим, поляну каждый сезон меняем, форму новую постоянно покупаем, что там еще?.. А вы не играете, результатов нет. Вот тогда другой разговор. А сейчас мне непонятно только одно: что еще нужно сделать тренеру, чтобы при нынешних его успехах вместе с командой, ему давали возможность работать и дальше?
- И, чтобы в СМИ специалисты, известные в нашей стране титулованные тренеры не удивлялись тому, что работа Семина может чем-то не устраивать?
- Я считаю, что есть три важных момента в работе тренера. Первое – спортивная часть. Вторая – работа на развитие клуба. Семин сразу обозначил свои спортивные задачи и решает их. Вторая часть. При Семине начали играть братья Миранчуки, Баринов, Магкеев, Жемалетдинов, выходит на поле молодой Лысов из молодежной сборной. Всегда при основном составе Тугарев и Куликов. Уже идет развитие клуба. Семин думает, что придется делать завтра, с какими игроками. Третий момент: как сделать игру привлекательней? Когда-то ходило на «Локомотив» по несколько сотен человек, потом стали считать на тысячи, сейчас почти по 20 тысяч. Разница есть? Заработаны десятки миллионов евро за участие в еврокубках. Это я не беру внимание поступления из других источников: билеты, продажа маек и так далее… Семин – это вожак, который работает во благо клуба, команды, болельщиков.
- 31 мая у Семина заканчивается контракт с клубом. Пошли разговоры, что ему уже подыскивают замену. Появляются фамилии Карпина, какого-то сербского тренера. Это то, что сейчас нужно «Локомотиву» в первую очередь? Люди ведь могут по-разному относиться друг к другу в клубе. У каждого может быть свое видение развития команды. Но, «паровоз», о котором вы уже упомянули, все-таки движется вперед и неплохими темпами.
- Я этого не понимаю. В прессе сейчас много разговоров, вполне очевидных фейков… Тогда объективности ради пусть наконец появится информация от первоисточника. Я не знаю, от кого должна пойти официальная точка зрения на эту ситуацию. От какого лица в клубе. Скажите, имеют под собой основания все эти разговоры или нет? Объявите: мы будем ждать итогов сезона и согласно им примем решение. Или: мы поддерживаем Семина или наоборот не поддерживаем и намерены искать нового специалиста. В любом случае это проясняет многое. Убираются все эти фейки, не вьется череда слухов, что совсем не нужно одному из ведущих и серьезных клубов страны. Да и Семин начнет определяться со своей будущей судьбой. Но никто ведь ничего пока не говорит… У «Локомотива» преданные болельщики, они любят Семина и им, наверное, тоже надо что-то объяснить, раз уж мы считаем, что те же фанаты это «двенадцатый игрок» команды. Юрий Палыч – для меня фигура №1. И по своему поведению, по отношению к людям, по пониманию сути игры... Я знаю, как он постоянно ездит, все время что-то смотрит, записывает, отслеживает. Как он в свои 73 года работает круглые сутки. Это все ходит в наших тренерских кругах, мы все это часто обсуждаем.
И, что я еще хотел бы добавить. Семин ведь продолжает традиции. Этого не отнимешь. Лоськов, Пашинин, Заур Хапов, Саркис Оганесян, Батуренко – это все локомотивские люди. Те, кто играл у Семина. Тут нет каких-то приезжих. Которым приходится знакомиться с историей клуба, с местными обычаями. А эти пятеро работают с Семиным уже не первый год. Это тоже дорогого стоит. И я знаю, о чем говорю.