ШАХМАТНЫЙ ТРЕНЕР ПРЕСЕК ЗАНЯТИЯ БОКСОМ, ЧТОБЫ НЕ «ОТБИВАЛИ МОЗГИ»
— Вы родились в шахматной семье. Шахматами занимались и ваш отец, и ваш дед, известный математик, который занимал пост президента Шахматной федерации Москвы и был почетным членом ФИДЕ. Со скольких же лет вы приобщились к этой игре?
— Меня отдали в секцию в неполные семь, что по сегодняшним меркам, кстати, очень поздно. Сейчас среднестатистический пятилетний индус имеет международный рейтинг (смеется). В том возрасте, когда я узнал, как ходит конь, пора быть ветераном.
— Другими видами спорта в детстве занимались?
— Много чем. У мамы была концепция, что ребенок должен развиваться всесторонне. Постепенно она сдалась, но лет до двенадцати я занимался по чуть-чуть разными вещами. Были в жизни айкидо, в котором, правда, не достиг вершин гроссмейстера Эрнесто Инаркиева (чемпион Европы 2016 года по шахматам, на сегодняшний день 79-й в рейтинге ФИДЕ – Прим. Team Russia), легкая атлетика, гимнастика, но все на уровне обычного ОФП. Меня куда-то отдавали, чтобы глаза не мозолил, бегал, прыгал, ножками махал. Вот боксом позже занимался более серьезно.
— Как долго это продолжалось?
— То ли с 15 до 18 лет, то ли с 16 до 19. В общей сложности три года, но с перерывами на шахматные турниры сроком до месяца. Я ведь уже был шахматным профессионалом.
— Как же удавалось совмещать работу с боксерской секцией?
— Это была не та секция, в которой пропускаешь две недели — и на бой посылают не тебя, а Емельяненко-младшего. Боксом занимался для себя: можно ходить, а можно и не ходить. Не бывало такого, чтобы я пришел после пропуска занятий, а мне сказали: «Все, ты отчислен», — и я бы заливался горючими слезами. При этом у меня были бои типа 1/8 финала чемпионата Москвы.
— И все-таки совмещение однажды закончилось?
— И я прекрасно помню, как это произошло. Я тогда занимался шахматами с Сергеем Юрьевичем Шиповым, и в какой-то момент он сказал, что прекратит со мной сотрудничество, если каждый четверг мне будут отбивать мозги. И я решил сосредоточиться на шахматах.
У ОВЧИННИКОВА БЫЛА ПРИКОЛЬНАЯ КОСИЧКА
— Слушал вас на сайте chess24.com, где в эти дни вы комментируете партии онлайн-турнира по быстрым шахматам Magnus Carlsen Invitational (прямые трансляции идут также на телеканале «Матч! Игра» — Прим. Team Russia). Вы часто прибегали к сравнениям из футбола, что навело на мысль, что вы футбольный болельщик. Я не ошибаюсь?
— Очень люблю футбол, а теннис – даже еще больше. У шахматиста ведь нет ни офиса, который надо посещать, ни босса, и у тебя, на самом деле, остается довольно много свободного времени, чтобы следить за многими видами спорта.
Влюбился я в «Локомотив» в 2004 году, когда он во второй раз выиграл чемпионат России. Почему стал болеть за этот клуб? Трудно сказать. Отец — за «Спартак», мой лучший друг – за ЦСКА. В окружении не было никого, кто посоветовал бы болеть за «Локомотив», но он мне, 8-летнему, чем-то понравился. У Сергея Овчинникова была прикольная косичка. И еще мне казалось, что у «Локомотива» умная команда, которой дирижировал Дмитрий Лоськов. Нравилось, как она играла, да и сейчас в принципе нравится.
К сожалению, я начал болеть за «Локомотив» не в самое лучшее время. В 2005 году, когда Юрий Семин ушел в сборную и команду возглавил Владимир Эштреков, клуб лидировал до последних туров, а в итоге занял только 3-е место. Через год снова был третьим, а потом долго даже не попадал в тройку. Когда в позапрошлом сезоне «Локомотив» стал чемпионом, я испытал чистое детское счастье. Но ждать нового чемпионского звания пришлось почти 14 лет.

— Предположу, что вы поклонник Юрия Семина?
— У нас есть общие знакомые, которые говорят о Семине только хорошее. Плюс существует некая статистика: с одним тренером твоя любимая команда выигрывает чемпионат или Кубок России, а при любых других – не выигрывает ничего или почти ничего. В ХХI веке «Локомотив» завоевывал Кубок с Анатолием Бышовцем, а также Игорем Черевченко, но это человек из семинской команды, то есть философия игры примерно та же.
Так или иначе, почти все хорошее в «Локомотиве» связано с именем Семина. Главное – при нем за команду приятно болеть, потому что она всегда борется до конца, и ты это чувствуешь. Даже если проигрывает, ты не уйдешь до финального свистка, потому что видишь, что люди стелются в подкатах до последней минуты.
В этом сезоне «Локомотив» встречался в Лиге чемпионов с «Атлетико» и «Ювентусом». Проигрывал, но никаких претензий не было. Что поделать, если соперники просто сильнее?
Команда может играть хорошо или плохо – это одна категория оценки. Но важно, чтобы футболисты не бросали весла и верили в положительный результат. В победном чемпионате «Локомотив» много матчей выиграл с разницей в один мяч, забивал победные голы на последних минутах. Без Семина же, как мне казалось, присутствовало безволие.
— Ходили на стадион в золотом сезоне?
— Два-три раза. Я диванный эксперт (смеется). Во всяком случае, абонемента у меня нет. Компания есть, но нам трудно вместе собраться. Все чем-то в жизни занимаются, помимо футбольного боления, так что выбираемся раза три за сезон на домашние матчи.
— За какими-то иностранными чемпионатами следите?
— Слежу за всеми. Болею за «Барселону». Сейчас такой период, когда ей непросто. Проблемы могут возникнуть в любом матче, а потому болеть стало очень интересно. Нет ощущения, что поддерживаешь абсолютно лучшую команду мира, с которой никто конкурировать не в состоянии. Это слишком комфортное боление.
— В дискуссии, кто лучше — Месси или Криштиану Роналду, вы, видимо, на стороне аргентинца?
— Да. Оба блестящие футболисты, но Месси, на мой взгляд, гораздо более одаренный и умеет делать больше.
КАРЛСЕН – ФУТБОЛЬНЫЙ МАНЬЯК
— Комментируя перипетии шахматного супертурнира в интернете, вы выразили мнение, что чемпион мира Магнус Карлсен – боец, в том числе на футбольном поле, хотя играет в футбол весьма средненько.
— Для любительского уровня он играет хорошо. Я же имел в виду, что при его одержимости футболом Карлсен мог играть еще лучше. Он ведь уделяет ему очень много времени. Раньше, когда его приглашали на турнир, не только договаривался о гонораре, но и обязательно просил организовать один-два футбольных матча: чтобы была «поляна» и людей собрали.
— В какой же компании он гоняет мяч? Есть некая футбольная команда шахматистов?
— Компания варьируется. С Магнусом ездят три-четыре человека, которые хорошо обращаются с мячом. Кстати, в среднем шахматисты в футбол неплохо играют. На любом турнире можно найти людей, которые с удовольствием выйдут на поле. Чтобы набрать две команды и сыграть «шесть на шесть» или «восемь на восемь», проблемы никогда нет.
— Три-четыре человека в «свите» — это секунданты?
— Да. Еще отец Магнуса. Сейчас с ним ездят люди, которые вроде про Карлсена фильм снимают. Кое-кого не знаю — может быть, повар или массажист. Смысл в том, что это люди из его команды.
— Вы чаще играли в футбол против Магнуса?
— Нет, обычно я за него, поскольку помогал ему готовиться к матчу за звание чемпиона мира с Фабиано Каруаной (матч состоялся в ноябре 2018 года в Лондоне – Прим. Team Russia). Мы остались добрыми приятелями, общаемся. Ведь когда он готовился к этому матчу, я целый год был в его команде. Сыграли с ним кучу тренировочных партий. Были сборы и в Норвегии, и в других местах. И на всех мы играли в футбол. Каждый день! В этом плане Магнус – маньяк.

ПОСТОЯННАЯ ДИЛЕММА: ПОСМОТРЕТЬ ТЕННИС ИЛИ ВЫСПАТЬСЯ ПЕРЕД ПАРТИЕЙ
— Вы признались в любви к теннису…
— То, что сейчас нет тенниса, переношу тяжелее, чем отсутствие футбола. В выходные могу посмотреть, допустим, какие-то матчи «Ливерпуля», но не могу сказать, что футбол для меня обязателен в каждый уикенд. Что касается тенниса, то у меня имеется подписка на Eurosport Player, и я смотрю не только турниры Большого шлема, но и «мастерсы».
К сожалению, турниры Большого шлема, которые хочется смотреть «от и до», часто попадают по времени на шахматные турниры. Когда проходят US Open или Australian Open, сталкиваешься вдобавок с разницей во времени. И встаешь перед выбором: либо пропускаешь условно четвертьфинал, либо смотришь теннисный матч до четырех утра, потом поздно встаешь, и подготовка к шахматной партии в этот день оказывается скомканной. Такая проблема возникает постоянно.
— Кому из теннисистов отдаете предпочтение?
— Из «непопсовых» мне очень нравится Стэн Вавринка. Вижу, кстати, что-то общее между его игровой манерой и своей, пусть он, наверное, играет в теннис лучше, чем я пока в шахматы. Хотя, сейчас уже, может быть, и нет. В любом случае мне нравится его игровая манера «вы забьете нам сколько сможете, а мы вам – сколько захотим».
В хорошем состоянии Вавринка побеждает кого угодно, в плохом – испытывает сложности с кем угодно. Он играет очень амбициозно, много бьет и все время старается попасть именно в линию. Если попадает, то даже Роджер Федерер ничего сделать не может. Вавринка, к слову, очень близок к карьерному Большому шлему. Он ведь выиграл за карьеру три турнира из четырех, все, кроме Уимблдона.
Летом 2017 года у него была неприятная травма колена, потом последовал большой перерыв, однако сейчас медленно, но верно он вновь наращивает обороты.
— А как вам наши теннисисты?
— Счастлив, что здорово стали играть Даниил Медведев, Карен Хачанов и Андрей Рублев, который мне особенно нравится. Представляется, что из них это наиболее творческий игрок, хотя другие тоже прекрасно выступают.
Когда Медведев играл финал на US Open с Рафаэлем Надалем, я летел на Кубок мира в Ханты-Мансийск. Начал смотреть матч еще в аэропорту. Первые два сета Медведев проиграл. Когда садился в самолет, начинался третий сет и, казалось, вопрос решен. Мы долетели до Ханты-Мансийске, нас встретили и повезли в гостиницу. Открыв в автобусе Eurosport Player, я вдруг увидел, что матч продолжается! Возле меня собралось человек двадцать — очень сильных шахматистов. Вместе досматривали финал на моем маленьком экранчике.
— Сами в теннис играете?
— Только в настольный. В большой играл два-три раза в жизни. Хотел бы его освоить, но нет возможности — руки не доходят.

ЗАНИМАЮСЬ НА ВОРОБЬЕВЫХ ГОРАХ В КОМПАНИИ ЛЮБИТЕЛЕЙ ВОРКАУТА
— Насколько важно для шахматиста заниматься физическими упражнениями в принципе?
— Сложный вопрос. В целом это, конечно, полезно. Но каким именно видом спорта стоит заниматься? Какой вид нагрузок целесообразен? Силовые или кардио-упражнения, интервальный бег или еще какой-то?
Лично я занимаюсь силовыми упражнениями, чтобы не разваливаться и просто потому, что мне нравится. С шахматами эти тренировки никогда не связывал. Если помогает, прекрасно! Думаю, на самом деле, что помогает. Но мне трудно сравнивать. Я же не знаю, что было бы, если бы я не занимался.
— Для поддержания выносливости, наверняка, хорошо.
— Выносливость, безусловно, необходима, поскольку нужно непрерывно поддерживать концентрацию на протяжении 5-6 часов. Но, может быть, есть вещи, которые помогают этому больше. Например, условно полезнее было бы плавать в бассейне пару раз в неделю. Я же занимаюсь на брусьях и турнике.
— Дома?
— Сейчас – да, потому что на улице нельзя. А вообще стараюсь, конечно, на воздухе. Кое-что умею из гимнастики.
— Выучили самостоятельно?
— Во-первых, есть обучающие видео. Во-вторых, где угодно, особенно в Москве, можно найти компании людей, которые выполняют силовые упражнения. Это движение, которое называется воркаут. На Воробьевых горах два-три раза в неделю проходят массовые тренировки. Участвуют 250-300 человек. Среди них есть легенды этого вида спорта, Причем, они абсолютно доступные люди, у которых можно что-то подсмотреть и спросить совета. Это очень сильное сообщество.
Когда несколько лет назад начинал заниматься воркаутом, там же собиралось 10-15 человек. Тогда появились первые обучающие видео. На заре воркаута, помнится, их размещал на сайт журнала Men’s Health Михаил Баратов. Теперь же проводятся чемпионаты мира, появилось много профессиональных спортсменов. Когда есть время, приезжаю на Воробьевы горы.
— В заключение сделайте, пожалуйста, шахматный прогноз. Попадет ли Ян Непомнящий в четверку полуфиналистов на Magnus Carlsen Invitational?
— Очень трудно сказать. Скажем, против Карлсена играть объективно тяжело, хотя не исключаю, что Ян может и победить его. В некоторых матчах Непомнящий будет явным фаворитом. Многое решит игра с французом Максимом Вашье-Лагравом. Это эдакий пограничный стыковой матч. Если Ян сегодня (во вторник – Прим. Team Russia) выиграет, то его шансы будут велики. Если нет, придется тяжело.
Александр Просветов