Учитывая недавнюю реформу ПФЛ, позже не принятую исполкомом РФС, мы расспросили Игоря Валерьевича о зоне «Восток», реформах ПФЛ, возврате к системе «осень-весна» и многом другом.
Собеседник Чугайнов интересный. На все имеет свое собственное мнение, порой спорное. Но, как говорится, имеет право. За плечами без малого 400 матчей в высших лигах советского/российского футбола, порядка 30 — в сборных СНГ/России. Работал главным тренером молодежной сборной России U-18, дублирующего состава петербургского «Зенита», «Химок», родного московского «Торпедо» и саратовского «Сокола». С двумя последними клубами выигрывал зональные соревнования ПФЛ, выводя на более высокий уровень — в ФНЛ.
...
«Наш футбол деградирует»
— Кроме обучения тренеров, какие проблемы вы видите еще в развитии детско- юношеского футбола?
— Часто бываю в Москве в районе метро «Орехово». Там есть СШОР-44 «Красногвардеец». Решил сходить туда, посмотреть, как работают наши бюджетные учреждения. Оказалось, что акцент в таких заведениях делается на массовость и лояльность родителей. Зарплата тренера зависит от количества детей, поэтому у одного наставника в группе примерно 25 человек. И таких групп у него две, а то и три. Можно ли в таких условиях говорить хоть о каком-то качестве обучения? Во-вторых, директоры школ очень боятся модных сегодня писем от родителей. Поэтому если папе или маме не нравится тренер, то они могут его заменить. Возвращаемся к тому, что решения снова принимают нефутбольные люди. Третья проблема — неправильная оценка тренера, которая зависит от результата команды. Оценивая место в таблице, мы полагаемся на серые, безликие цифры, и никак не учитываем прогресс самих игроков. В итоге получаем на выходе серых, банальных футболистов вместо технически оснащенных индивидуальностей. Зато массовость…
Как исправить эту систему? Еще лет 10 назад обсуждали реформу со старшим тренером академии «Зенита» Василием Костровским, который тогда работал в «Смене». Можно организовать некие тренерские подряды. Оставить зарплату наставников, которую они имеют при максимальной загрузке. Один подряд брал бы три возраста. Например, одна группа отвечала бы за 16, 14 и 11 лет, другая за — 15, 13 и 10 лет и так далее. В каждом возрасте есть главный тренер и два помощника из других возрастов. Таким образом, этот подряд можно было бы оценивать раз в три года. Сколько человек за это время ушло в академии, сколько выпустилось и играет на профессиональном уровне…
— Почему группа тренеров не может вести три возраста подряд?
— Потому что тогда сложнее оценивать результаты группы. Или надо также как сейчас ждать 10 лет, пока они выпустят своих воспитанников. Более того, я бы добавил техническое тестирование, которое должно проводиться в каждой школе раз в полгода. Индивидуальный рост игрока — более объективная оценка работы тренера. Если футболисты улучшают свои навыки, значит наставник хорошо делает свою работу.
— Мрачная картина получается. Президент РФС Александр Дюков, например, считает, что футбол у нас находится в стадии стагнации.
— Позволю себе не согласиться с уважаемым Александром Валерьевичем. На мой взгляд, человека, воспитанного в советской футбольной системе, и по сей день работающего в региональном футболе, футбол деградирует. Если на горизонте появляется молодой игрок, хотя бы более-менее оснащенный технически, его сразу же забирают топ-клубы. Борьба за этого человека идет нешуточная. О чем это говорит? О том, что с каждым годом в российском футболе становится все меньше индивидуальностей. Не хватает ребят, чтобы насытить все клубы РПЛ, не говоря уже о ФНЛ. Мы до сих пор пользуемся остатками советского багажа, но он, к сожалению, иссякает. Нет новой подпитки. Поэтому командам приходится уповать на размер кошелька. Кто больше заплатит, тот и победит. Растить талантливых ребят никто не хочет. Поэтому мы и уступаем в скорости, игровом мышлении европейским командам. Не скажу, что мы больше никогда не попадем в еврокубковую весну, но если это случится, то это будет стечение обстоятельств, а не системная работа.
— Как вы относитесь к болельщикам, которые выкрикивали оскорбления на матче Сан-Марино — Россия в адрес Артема Дзюбы?
— А разве их можно назвать болельщиками? Я таких называю ряжеными. Уверен, этот эпизод с Артемом — чей-то заказ. Молодежи сказали: «Хотите поехать на халяву в Сан-Марино? Тогда вы должны прокричать вот эти слова». К футболу это имеет мало отношения. Я всегда говорю болельщикам: «Вы дома так себя ведете? Готовы, что к вам на кухню во время обеда забежит человек 15 и начнет поливать почем зря? Или вы станете крушить мебель у себя дома?» Не понимаю, почему к стадиону относятся как к отхожему месту. С другой стороны, бить фанатов и закрывать их на 15 суток за кричалки тоже неправильно. К сожалению, мы не можем найти золотую середину в общении друг с другом.
Кто такие болельщики? Это люди, которые отрывают что-то ради результата своей любимой команды. Их же никто не заставляет это делать. Так почему они считают, что могут заставлять футболистов что-то делать. У меня был аналогичный случай в Новосибирске. По ходу матча мы выигрывали 2:0, но болельщики все равно кричали: «Чугайнов, ты нас слышишь? Убирайся вон!» Сразу было видно, что они отрабатывали чей-то заказ. После игры команда не пошла поприветствовать фанатов, а сразу отправилась в раздевалку. Причем это было сделано самостоятельно, без каких-либо моих указаний. Перед следующей встречей мы провели предыгровую тренировку, так фанаты в количестве 25-30 человек додумались встретить нас перед выходом на поле и разобраться, почему футболисты не пошли их поприветствовать в предыдущем матче. На дворе стоял октябрь, было около 0 градусов, но дул ветер и шел дождь. При такой погоде заболеть, как нечего делать. Отвечаю товарищу, что если хотите поговорить, то давайте зайдем в раздевалку, а то футболисты могут простудиться после тренировки. Эти товарищи начали говорить, мол, мы то сидим на трибунах, поддерживаем вас, можете и вы постоять. Хотел ему ответить, что тебя никто не заставляет это делать, а вы игроков заставляете мерзнуть на улице. Я же забочусь о своих подопечных. Не стал провоцировать драку, хотя она могла вспыхнуть. Хотел бы обратиться к болельщикам. Давайте слышать и слушать не только себя, но и друг друга. Эмоции есть у всех.
Артем Мельников