Единственный шотландец в истории РПЛ – форвард «Локомотива» и «Томи» Гарри О’Коннор. Автор победного мяча в финале Кубка России-2007 и участник многочисленных скандалов, которые продолжаются до сих пор.
«Зарплата, которую он получил в России, навсегда изменила жизнь Гарри и его семьи»
В «Локомотив» он пришел из «Хиберниана» в феврале 2006 года за 1,6 млн фунтов и в статусе основного форварда сборной Шотландии. Зарплата, которую московский клуб положил новичку – 16 тысяч фунтов в неделю, по словам главного тренера «Хибс» Энтони Моубрея, «навсегда изменила жизнь Гарри и его семьи».
В первом сезоне в «Локо» О’Коннор забил весомые восемь мячей в 29 матчах. И это при том, что в среднем он проводил на поле только 58 минут.
Второй сезон получился значительно хуже – всего 14 матчей и три гола. Но среди них – главный успех легионера в России, его визитная карточка. 27 мая 2007 года в финале Кубка страны на 103-й минуте матча с «Москвой» после потрясающего рывка и прострела Дмитрия Сычева шотландец отправил в ворота «горожан» победный мяч, принеся «Локомотиву» Анатолия Бышовца единственный трофей.
Тем же летом Гарри покинет РПЛ. «Локомотив», надо отдать ему должное, продаст форварда с выгодой. 2,7 млн фунтов за трансфер в «Бирмингем» – суперсделка.
«Бирмингем», «Барнсли», снова «Хиберниан». В Россию он вернется через пять лет – в июле 2012-го на правах свободного агента перейдет в «Томь», которая тогда будет выступать в первой лиге. Контракт будет подписан на два года. Но в итоге шотландец сыграет за сибиряков всего в шести матчах (в первой же игре против «Балтики» будет удален с поля) и забьет один мяч. 24 декабря контракт между «Томью» и О’Коннором будет расторгнут по взаимному соглашению сторон.
Это все, что касается непосредственно футбола и О’Коннора в России. С его внеигровой жизнью все было гораздо интересней.
«Феррари» и московские таксисты
Первый звонок прозвучал в 2007-м на зимних сборах «Локо», куда О’Коннор прибыл с опозданием. До этого – в октябре 2006-го – подобный трюк он проделал в составе сборной. После сенсационной победы над французами в домашнем отборочном матче Евро-2008 шотландские футболисты получили дополнительный выходной. Однако Гарри и его не хватило, чтобы нагуляться – в расположение команды он ко времени вернуться не успел. После чего главный тренер «тартановой армии» Уолтер Смит перестал вызывать форварда в национальную сборную.
Свое опоздание на сбор «Локомотива» О’Коннор объяснит проблемами со здоровьем и семейными трудностями: «Моя жена наотрез отказывается жить в России!». Юрий Семин, исполнявший в то время функции президента клуба, пообещает игроку всяческое содействие: «Бытовые нюансы подкорректируем».
В мае 2007-го Гарри успокоит фанатов «Локо», гордо заявив в одном из интервью: «Я уже полгода не пью!». Из чего можно было сделать вывод, что весь 2006-й прошел у шотландца под знаком зеленого змия.
Ну и, наконец, уже покинув Россию, О’Коннор выступит со своим скандальным спичем в интервью Daily Mail: «Локомотив» обеспечил меня жильем, но больше у меня ничего не было: ни машины, ни водителя, ничего. Это было очень тяжело для моей семьи. Я уезжал на сбор на три-четыре дня, живя с партнером по команде, который не говорил по-английски. Моя жена была расстроена всем происходящим, потому уехала на родину. Даже поймать такси в Москве было кошмаром. Никто нормально не говорил по-английски. И таксисты, если бы могли, взяли бы с меня 100 фунтов. Да, порой меня так и надували. А дорожная полиция?! В России она может остановить вас просто так, без какой-либо причины, и заявить, что в ваших документах на машину что-то не так. И вам приходится давать им взятку, чтобы получить свои документы обратно. За все время я оставил местным полицейским кучу денег. Они все берут взятки!».
Тогда же шотландец признается, что за премиальные после победы в Кубке России он купил себе новенький «Феррари».
Осадить зарвавшегося легионера взялся Анатолий Бышовец: «Возможно, после того, как Гарри попал в Москву, у него просто закружилась голова. Ему мерещатся какие-то мифические премиальные в полмиллиона долларов за победу в Кубке, он жалуется на поборы со стороны московских таксистов, говорит о том, как его надувают, говорит о русской мафии… Впрочем, после его историй с загулами в Бирмингеме, наверное, все уже и так поняли «серьезность» этих заявлений».
Но Гарри было уже не остановить. Он продолжал звездить в интервью и в барах, не желая замечать, как на глазах рушится его карьера. И даже девять месяцев дисквалификации от Футбольной ассоциации Англии за проваленный тест на запрещенные препараты не вправили ему мозги.
Фурункулез и белки в голове
Вернувшись в Россию, в Томск, О’Коннор словно забыл о том, что говорил ранее: «Я постараюсь своим опытом, своим мастерством помочь моим новым партнерам добиться желаемого результата. Я очень рад тому, что мне удалось подписать контракт с томской командой. Я знаю, что нас ждет очень серьезная работа, ведь «Томь» должна вернуться в Премьер-лигу».
Бла-бла-бла.
Самое интересное, что Томска в карьере шотландца вообще не должно было случиться – в том же 2012 году ему грозило тюремное заключение за хранение кокаина и сопротивление при аресте (футболист наивно пытался… убежать от полиции). В итоге О’Коннор, признавшийся, что употреблял наркотики до трех раз в неделю, был приговорен «лишь» к 200 часам общественных работ, штрафу в несколько десятков тысяч фунтов и курсу лечения в одном из наркологических центров (спойлер – безрезультатному).
Покинув «Томь», которая представила опытного форварда болельщикам с наивной формулировкой «смотрите – он повзрослел!», Гарри не пожалел и этот клуб: «Это был совершеннейший кошмар. Зарплату мне не платили. Тренировки ужасные, погода ужасная, само место ужасное. Ужасный период моей жизни. Я был там предоставлен самому себе – по-английски никто не говорил. Сидел в квартире, которую оплачивал клуб. Точнее, в итоге я за нее заплатил. Сыграл то ли шесть, то ли семь матчей. Больше не позволили травмы. Да и политика клуба… Тренер хотел, чтобы я играл. А президент был против. Но теперь все это в прошлом».
Неужели? Не прошло и шести лет, как О’Коннор вновь вспомнил о России, сделав вдруг скандальное заявление (хотя почему «вдруг» – на носу был чемпионат мира, а британская пресса не упускала возможность в очередной раз нас ужалить): «В «Локомотиве» у игроков брали кровь, очищали и вливали ее обратно. После таких процедур я чувствовал себя на миллион долларов и готовым отбегать два матча по 90 минут!».
Хорошо, что это обвинение в кровяном допинге осталось неуслышанным ВАДА и иже с ним.
Больше всего слова шотландца (а гневными тирадами ему ответили и Семин, и Бышовец) задели бывшего врача «Локо» Александра Ярдошвили: «Очередной бред наркомана и алкоголика! У О’Коннора был фурункулез. И его лечили такой процедурой как аутогемотерапия. Это когда кровь из вены в задницу делают, чтобы фурункул как можно скорее вскрылся и не начались другие проблемы. Все, что он сейчас говорит – чушь собачья. За десять лет крыша у него окончательно поехала. Я слышал про О’Коннора, что он состоит на учете в психиатрической больнице и лечится от наркомании. Пусть он голову свою отдаст на исследование, с учетом принятия различных препаратов и алкоголя в большом количестве. У него, видимо, там уже белки прыгают».
Кража пиджака и сеанс эксгибиционизма
Карьеру O’Коннор завершил в 2016-м, отработав последние годы в «Селкирке» (5-й дивизион Шотландии) играющим тренером. Вроде бы успокоившись и действительно повзрослев.
Но зимой 2017-го пришла очередная новость – О’Коннор признал себя виновным в краже… пиджака из одного из магазинов в Эдинбурге. Суд оштрафовал экс-футболиста на 200 фунтов, еще 700 фунтов он должен был заплатить в качестве компенсации за украденную вещь. По словам адвоката О’Коннора, его клиент, отец троих детей, в настоящее время безработный и «горько сожалеет о содеянном». Учитывая чистосердечное признание Гарри, суд сократил штраф, позволив заплатить его в рассрочку – по 100 фунтов в месяц.
С того времени прошло еще 2,5 года, штраф, надо понимать, уплачен, но приключений в жизни О’Коннора меньше не стало. Недавно в Эдинбурге начался суд на экс-футболистом сборной Шотландии, который летом 2017-го… Впрочем, тут лучше процитировать издание Edinburgh Evening News: «36-летний Гарри О’Коннор, сбросив штаны и нижнее белье, выставил себя на всеобщее обозрение в окне отеля». Акт эксгибиционизма состоялся в гостинице Marine в Норт-Берике (город на востоке Шотландии, в 40 км от Эдинбурга). Также, по информации издания, О’Коннор «в порыве страсти» вел себя угрожающе, выкрикивая оскорбления.
На первое слушание дела о публичной непристойности Гарри не явился. Он направил в суд письмо, в котором заявил о своей невиновности. Повторное слушание назначено на ноябрь.
«Гарри рассказывал, что в России потрясающие бабы, деньги и ночная жизнь»
Официально О’Коннор – единственный шотландец, поигравший в России. Но был еще Эйден Макгиди – уроженец Шотландии и воспитанник «Селтика», принявший решение выступать за национальную сборную Ирландии.
Макгиди как-то признался – в Россию, в «Спартак», он приехал именно после разговора с О’Коннором: «Гарри рассказал мне, что здесь потрясающие бабы, деньги и ночная жизнь. «Езжай, говорю тебе!», – сказал он».
Известно, что шотландцы – те еще домоседы, и всегда предпочтут играть даже в низших английских дивизионах, чем где-нибудь в Европе. Но в данном случае напрашивается и другой вывод – за то, что в нашем чемпионате сейчас нет никого из шотландцев, надо сказать «спасибо» этим двум парням, оскандалившимся в РПЛ так, что многим до сих пор икается.