Бывший переводчик «Анжи» Григорий Тихонов поделился воспоминаниями о нашумевшей истории с конфликтом между экс-игроками команды Игорем Денисовым и Самюэлем Это’О летом 2013 года.
— Вы были свидетелем конфликта между Денисовым и Это’О. Расскажите, что же на самом деле там произошло?
— Это была игра в Самаре, первый матч Рене Меленстена в качестве главного тренера. «Анжи» вёл 1:0. В самой концовке из-за ошибки Жусилея «Крылья» забили. Рене поменял одного из опорников: Денисова на Ионова в надежде усилить атаку. Но счёт так и остался 1:1. Команда зашла в раздевалку, где Денисов сказал: «А что, тут меняют только русских?». Многие иностранцы поняли его и начали возмущаться, мол, почему ты так говоришь. Никакой драки не было. Ему пытались объяснить, что заменить могут любого, тем более, это была обычная тактическая замена в конце матча. На следующий день было собрание. Тренер потребовал, чтобы Игорь извинился. Он ответил, что попросит прощения у тренера, но не у команды. Иностранцы все были возмущены. Кроме того, на тот момент за ним уже тянулась дурная слава из-за истории с зарплатами Халка и Витселя. Поэтому они повздорили.
— То есть, это не произошло из-за того, что якобы Это’О назначал состав?
— Нет. Все эти разговоры неправда. Хиддинк мог с ним советоваться как с лидером и капитаном. Но ни разу не было такого, что Это’О назначал состав. Была установка тренера, а потом всегда был эмоциональный, мотивирущий спич Самуэля перед выходом на поле. Это абсолютно нормально. В интернете гуляет знаменитое видео, где Рожерио Сени настраивает партнёров на решающий матч. Или один из последних примеров, Артём Дзюба в матче с Хорватией.
— Денисов был самым конфликтным игроком?
— Не сказал бы. Игорь произвел впечатление адекватного и серьезного человека. Да, бывало, что в случаях где другие промолчали бы — он говорил. Но его нельзя за это критиковать. Он большой профессионал. Он нормально общался с партнерами, уважительно относился к персоналу. В тот раз он вспылил. С любым могло произойти.
— А кто был самым капризным в команде?
— Жусилей. Он постоянно ворчал. То это не то, то это не так. И был очень жадным. Была одна история, которая очень запомнилась. Команда поехала на финал Лиги чемпионов в Лондон. И Жусу так не хотелось оставаться после игры, что он отпросился у тренера в Москву. В тот момент клуб не должен был покупать ему билеты, так как команда улетала только на следующий день. Но ему пошли навстречу. Мы ехали из отеля в аэропорт, и по приезду он спросил: «А кто будет за такси платить? Я не буду». Пришлось заплатить мне. Зато когда он выходил на поле — это была просто машина. Большой бразилец, который отлично вёл борьбу, при этом настолько технично обращался с мячом… Он всегда видел правильное продолжение атаки, чувствовал темп, делал шикарные длинные передачи.
— Правда, что у Диарра был непростой характер?
— Ласс — большой профессионал. Никакого алкоголя, строгий режим. Это один из лучших легионеров за всю историю России. Я бы поставил его на один уровень с Халком и Гараем. Он настолько делал разницу на поле… Но в человеческом плане к нему нужно было найти подход. Большая ошибка потерять то, что он дает тебе как футболист (результат) из-за тренерской принципиальности, как это было в «Локомотиве». Очень важно найти баланс в отношениях. В «Анжи» этому уделялось огромное внимание. Большинство легионеров вспоминают «Анжи» как лучший этап карьеры, как самый профессиональный клуб, в котором они играли. Вспоминают абсолютно искренне. Может быть для прессы они могли бы лукавить, но со мной, с товарищем смысла в этом нет. Виллиан до сих пор говорит мне: «Период в „Анжи“ — лучший в жизни». То же с Жоао Карлосом, Роберто, Буссуфой. Команда была как большая дружная семья с замечательной атмосферой. Во многом это заслуга клуба, делалось всё возможное, чтобы футболисты чувствовали себя комфортно. Ведь такое отношение к игрокам это ещё и своего рода инвестиция: никто из игроков не захочет уйти из такой команды. Чувствуя заботу и защищённость, они будут боятся подвести клуб на поле.
— Все ли клубы в России понимают важность такого подхода?
— Это очень важный аспект, которому даже не все большие клубы уделяют должное внимание. Мы знаем, что с этим всё в порядке в «Спартаке», «Зените», не говоря уже о ЦСКА. В «Краснодаре», например, считают, что у игроков есть контракт, и всё что выходит за его рамки клуб не касается. Например, когда благодаря публикации в СМИ вся страна узнала о том, что Фёдор Смолов, на тот момент один из лидеров команды, попал в неприятную ситуацию с мошенниками при покупке квартиры, никто из «Краснодара» не то что не помог, даже не позвонил, не поинтересовался нужна ли помощь. Клуб, наоборот, максимально отстранился от этой истории. И это не отношение именно к Смолову. Похоже, это их идеология и касается всех: будь то игрок основного состава или выпускник академии. Конечно, благодаря юристам и агентам, ситуация разрешилась, однако пример, согласитесь, показательный.