«Я боролся все три года, проведенные в России». Сапатер вернулся в футбол
Тимофей Загорский – о возвращении легенды.
Вы наверняка слышали про Альберта Сапатера – того странного испанца, который экономил деньги, ездил на метро и не желал уходить из «Локомотива». Вместо этого он продолжал тренироваться и откладывать честно заработанные 1,45 млн. Да, со стороны трансфер выглядел иначе: в 2004-м Сапатера признали лучшим юным футболистом Арагона (автономия на севере Испании), в 2005-м он стал главным разрушителем «Сарагосы» и отправился на чемпионат мира U20, где дошел до четвертьфинала и оформил два гола. В 2006-м закрепился в основе U21 и получил гарант будущей звезды футбола, в 2007-м примерил капитанскую повязку, а в 2009-м наконец-то покинул реальный тормоз карьеры. И заплакал в прямом эфире.
Удивительно, но красивый дебютный сезон в «Дженоа» почему-то не впечатлил боссов клуба: те провели шикарную сделку со «Спортингом» – обмен Мигела Велозу на Сапатера без доплаты. В Португалии арагонец продолжил удивлять руководство и болельщиков, однако история повторилась и там – лиссабонцы были явно чем-то недовольны. «Я приехал в Россию, чтобы играть. В «Спортинге» все изменилось, когда пришли новый тренер, новый президент, я задумался об уходе. Ждал предложения от тренера «Олимпиакоса» Эрнесто Вальверде, но затем у меня была встреча с Жозе Коусейру. Мне предложили пятилетний контракт. Считаю, что принял одно из лучших решений в жизни. Я давно не чувствовал себя так хорошо», – говорил испанец после полугода в Москве.
Эксцентричный характер, стиль жизни, хронические болячки – поклонникам «Локо» было плевать, ведь Сапатер провел первый сезон отчаянно: выгнал Стаса Иванова и Магомеда Оздоева из опорной зоны и подвинул Глушакова на другую позицию, после чего тот стал главным бомбардиром команды и провел лучший сезон в карьере. С приходом Билича ситуация повернулась на 180 градусов: да, сначала Сапа выходил в основе, но к концу августа присел на лавку. Подозрительно, но никаких объяснений, будь то травма или ссора с хорватом, поначалу никто не давал – слухи о повреждении паха подскочили лишь через несколько месяцев. Сапатер сидел на скамейке Славена до декабря – зимой он наконец лег под нож. Повод – все-таки пах.
Держать травму в секрете, на мой взгляд, стоит лишь в одном случае – когда она, черт возьми, хроническая! Логично, что сайт «Локо», руководство и тренерский штаб скрывали факт болей. Далее мы получали лишь слухи и выливающиеся из них догадки – неприятные ощущения в области нижней части живота, проблемы с приводящей мышцей бедра, больная спина и множество операций. Второй официальный комментарий по этому поводу дал Леонид Кучук, выпустив Сапатера на 90 минут против «Волги». В послематчевом интервью он заявил, что Сапатера беспокоят боли, из-за чего он не тренируется в полную силу. С тех пор Альберто не играл даже за молодежку.
Мое предположение такое: и в «Дженоа», и в «Спортинге» все прекрасно понимали, но если итальянцы совершили ценный обмен на Велозу (хотя годом ранее заплатили порядка 5 млн евро), то «Спортинг» отдал испанца вообще бесплатно. Все сходится, не так ли?
После «Локомотива»
Летом 2015-го, за год до окончания контракта, Сапатер все-таки покинул «Локомотив». Основная формулировка увольнения – по состоянию здоровья. Независимая экспертиза доказала, что игроку ничто не мешало продолжать карьеру, и легендарный испанец подал в ФИФА официальный иск. Никакого прощального матча, никаких проводов – обычный такой и незаконный конец всяких отношений. И с этой точки зрения он был вне всяких сомнений прав. Через несколько дней ФИФА подтвердила: «Иск Сапатера против «Локомотива» находится на стадии рассмотрения». Чем закончилась история, я не знаю.
Я знаю другое. Каким-то образом Сапатеру, пропустившему 3 футбольных года, удалось подписать двухлетний контракт с «Сарагосой» – первым клубом его жизни. «Было тяжело. После многочисленных операций в Барселоне у известного доктора Кугата я не видел свое будущее в профессиональном футболе, думал повесить бутсы на гвоздь, но на меня вышла «Сарагоса», и я вернулся», – давал Сапатер интервью клубному телевидению.
Эта информация пришлась по душе всему Арагону: на презентацию капитана пришло больше четырех тысяч болельщиков. Это примерно столько же, сколько собирал стадион в Черкизово в ноябрьских встречах с «Динамо» или «Мордовией». Прием был очень эмоциональным: фанаты пели песни и взрывали петарды, и все лишь потому, что Сапатер – легенда и чистокровный арагонец. Стоит ли говорить, что «Ла-Ромареда» собирала столько людей лишь дважды – со времен Аймара и Кафу. Через неделю команде предстояло показать форму на будущий сезон. В этот раз «Ла-Ромареда» вместила две тысячи человек – все хотели посмотреть на Сапатера и Кани в новом комплекте.
«Это своего рода подарок судьбы – носить футболку «Сарагосы». Будьте уверены, я делаю это с гордостью, достоинством и ответственностью. И знайте: если бы я сомневался, меня бы здесь не было. Я не играл три года, но голова и тело дали понять, что я смогу. Знаю, все закончится хорошо, – обращался Сапатер на вступительной речи к трибуне с поклонниками. – У меня большие надежды. Не обещаю выход в примеру, но обещаю, что мы сделаем все возможное. Это мечта, о которой я не переставая размышлял последние семь лет – всегда следил за результатами по радио или телевидению».
«Сарагоса» начала сезон с крупной победы над «УКАМ Мурсия», а Сапатер стал одним из ключевых игроков. «Признаюсь, я не ожидал, что так сыграю. Пару месяцев назад я бы заплатил за то чувство, которое испытываю сейчас – это эйфория», – заявил полузащитник после игры. После дебюта Альберто отправился в офис El Confidencial, где рассказал некоторые причины бесконечного отсутствия (если быть точным – 3 года и 43 дня). Если кратко:
– Смерть отца. Сапатер потерял папу летом 2013-го, сыграл последний матч в футболке «Локо» и ушел в себя
– Тренировочная программа. Когда Сапатер отмел трансферные рекомендации Кирилла Котова, «Локомотив» составил ему специальную программу, по которой он должен был тренироваться дважды в день: один раз утром – с молодежкой и на искусственном покрытии, другой раз – самостоятельно в тренажерном зале. Такое положение дел не позволило ему долечить все травмы, более того, они усугублялись. В то время испанец подумывал уйти из футбола, поэтому выполнял все требования вовремя и без опозданий.
«Знаю, контракт с «Сарагосой» – безумный поступок, но интуиция подсказала иначе. Друзья и родители были против, говорили, что я только усложню себе жизнь, но я был готов начать заново. Поэтому собрал пресс-конференцию и, честно смотря в глаза журналистов, заявил, что все в порядке», – рассказывает Сапатер El Confidencial. Вернуться в футбол, безусловно, помог опытный Андреас Убьето – личный физиотерапевт арагонца. Решив все бюрократические вопросы с Россией, зимой Сапатер собрал вещи и улетел в Испанию. Следующие шесть месяцев он занимался по специально программе Убьето, которая включала в себя тренажерку, бассейн, бег и даже занятия пилатесом. «Я боролся все три года, проведенные в России – это очень закалило мое психологическое состояние. Каждый день я соревновался сам с собой и хотел лишь одного – играть в футбол и вернуться в «Сарагосу».
Капитанская повязка заставила Сапатера взять большую ответственность: «Я должен быть хорошим примером для подражания, особенно для молодых ребят. Я счастлив на «Ла-Ромареде» – чувствую, это мое место. И хотя на мне лежит большая ответственность, давление намного меньше, чем десять лет назад. Единственное, о чем я прошу, это уважать те трудности, с которыми мне пришлось столкнуться».
Сейчас «Сарагоса» плетется на 11-й строчке сегунды, Сапатер призывает не нервничать, а довериться команде. На его счету 13 игр, 2 голевых передачи, 2 желтых карточки, 468 точных пасов и общее признание.
Капитан вернулся.
Автор Тимофей Загорский