Бывший главный тренер «Локомотива» и «Кубани» Леонид Кучук
прервал затянувшееся молчание и дал первое большое интервью после долгой паузы.
прервал затянувшееся молчание и дал первое большое интервью после долгой паузы.
— Как протекает ваш творческий отпуск?
— Тренер всегда должен оставаться тренером – даже в отпуске работа не останавливается. У меня появилось больше времени для детального анализа трендов, существующих в современном футболе. Европейские топ-чемпионаты, Лига чемпионов, Евро-2016 – я внимательно слежу за большинством матчей, и это даёт понимание, как и куда движется футбол. Для любого тренера важно не останавливаться в развитии, идти в ногу со временем.
— Какие чемпионаты дают наиболее обильную пищу для размышлений?
— В каждом есть что-то особенное. Я для себя отметил нескольких итальянских тренеров с прогрессивными взглядами на футбол в целом и отдельные детали в тренировочном процессе, в организации жизни команды в частности. Во время творческой паузы стажировался в Италии, которая дала миру одну из лучших тренерских школ. Тактика, стратегия, особый подход к развитию и использованию сильных качеств футболистов… Это была полезная стажировка: благодаря ей открыл для себя новые возможности, которые надеюсь в скором времени воплотить в жизнь.
— Совместный снимок с Марио Балотелли — оттуда?
— Да. Но самым запоминающимся было знакомство с Джан Пьеро Гасперини. Сейчас он работает в «Аталанте». Очень глубокий, разноплановый специалист. Мне было очень интересно, как он строит игру команды. Представьте, человек за шесть туров играл с шестью разными тактическими схемами! Также познакомился в Италии с представителями скаутской компании Wyscout, которая способствует развитию футбола. Люди целую футбольную лабораторию запустили! В ближайших планах – стажировка во Франции. Уверен, это будет познавательно.
— Какие ещё чемпионаты, помимо итальянского, вызывают интерес?
— Те, где есть тренерская мысль, новые идеи, где определяется вектор развития футбола на годы вперёд. Англия, Испания, Португалия, Франция… В Германии матчи некоторых клубов для меня становятся откровением. Одно удовольствие наблюдать за дортмундской «Боруссией»: Тухель строит свою крайне интересную команду. Конечно, не пропускаю и главные события российского и украинского чемпионатов.
— К России и Украине – особое внимание?
— Конечно, ведь я работал и там, и там. В обеих странах у меня много знакомых, как тренеров, так и игроков. Поэтому стараюсь смотреть весь тур целиком, а матчи лидеров – особенно. Интересно, что будет происходить с ЦСКА, с «Зенитом» после прихода Мирчи Луческу. К румынскому специалисту отношусь с уважением, не раз играл против его «Шахтёра». Конечно же, внимательно слежу за «Локомотивом». Анализирую, что происходит с киевским «Динамо» и донецким «Шахтёром», как клуб развивается после эры Луческу. Кстати, когда нынешний тренер «Шахтёра» Паулу Фонсека работал в «Браге», я ездил на матчи его команды и был приятно впечатлён его идеями. Интересно, как ему удастся реализовать их в Украине.
— Экономический кризис серьёзно повлиял на российский футбол?
— Кризис задевает не только Россию. Все последние изменения в мировой экономике не могут не сказываться на футболе, особенно с учётом большой доли госфинансирования либо же финансирования со стороны госкорпораций. Клубы будут перестраивать свои бюджеты, от этого никуда не уйти. Помимо этого, идёт большой отток как футболистов, так и специалистов. Однако уровень российского футбола по-прежнему высок. Не каждый может в нем «выжить».
— Кстати, о трендах. Как вы относитесь к прогрессивной после Евро схеме в три защитника? Почему она не так популярна в России и Украине?
— Я бы не сказал, что схема «непопулярна». Сейчас многие команды имеют её в своём арсенале, но одно дело просто поставить трёх игроков в центр защиты, а совсем другое – использовать эту модель успешно. Она прогрессивна потому, что при ней хорошо можно закрывать пространство в защите. Очень легко «закрывается», а также — при правильном расположении — «вскрывается» пространство соперника. В качестве яркого примера использования схемы в России – игра «Ростова». Смотрю почти все матчи ростовчан и очень уважаю Курбана Бердыева. Мне интересна его философия футбола, то, как он использует слабые стороны противника, «вскрывает» его. Многие не считались с ним, а он своей работой доказал, что считаться нужно.
Что касается игры в три защитника, то я себе часто задаю вопрос: почему многие европейские клубы не переходят на эту тактическую схему? Ведь там, с хорошо обученными игроками, «перестройка» с двух защитников на три не должна быть проблемой. Возьмём «Манчестер Сити», «Баварию», «Реал», «Барселону», «Арсенал». Уровень и интеллект игроков высочайший. Гасперини, когда мы общались, также задаётся этим вопросом. Это происходит потому, что в этой схеме есть свои особенности, в частности, в выстраивании атаки. Поэтому её нельзя назвать универсальным рецептом успеха.
— Какие тенденции выявил чемпионат Европы?
— Рост интенсивности игры, как в атаке, так и в обороне. Что такое интенсивность? Насколько быстро команда реагирует на события на поле, какие скорости игры, насколько долго коллектив может держать игру на скорости. Интенсивность игры во многом зависит от того, сколько в твоей команде скоростных игроков, от тактической выучки и способностей игроков быстро мыслить. Чем больше у тебя быстрых и умных футболистов, тем чаще ты будешь опережать соперника, уходить от контактов. Это имеет критическое значение в современном футболе.
— Расшифруете?
— Приведу пример из клубного футбола. Посмотрите, как Гвардиола убрал из стартового состава «Манчестер Сити» Туре и Фернандо. Игроков, которые тормозят быстроту развития атаки. По мнению Гвардиолы, они не способны обеспечить необходимую ему интенсивность – в этом весь ответ! Есть скорость игры, скорость перехода из обороны в атаку и наоборот. Тебя могут разорвать, если в команде недостаточно скоростных игроков. При дефиците таких исполнителей в определённых зонах тебе нужно строить игру так, чтобы, например, противостоять такой быстрой команде, как «Манчестер Сити». И интенсивность игры настолько важна, что Гвардиола даже вратаря подбирает, исходя из мыслей о развитии атаки, первом пасе. Вратарь превратился в либеро, через которого начинается и двигается игра. В «Наполи», например, Рейна зачастую строит игру, задаёт ей темп. И то, сколько внимания тот же Гвардиола уделяет важности вратарской позиции, показывает, насколько скрупулёзно он думает об интенсивности начала атаки.
— В российском чемпионате есть команды с высокой интенсивностью игры?
— Высокая интенсивность игры была в начале чемпионата у «Спартака». Хорошая интенсивность игры у «Зенита». Я вижу, что Луческу уже перестроил игру питерского клуба. И в дальнейшем их игра будет всё быстрее и быстрее. Профессиональный тренер не просто смотрит футбол, а анализирует, где останавливается атака, как она строится и «разворачивается». И не только для того, чтобы использовать это, но и для того, чтобы уметь этому противостоять.
— Неудача сборной России на чемпионате Европы – показатель того, что не успеваем за мировыми трендами?
— Чемпионат Европы дал много информации для размышлений. Мне бросилось в глаза, что скорость игры сборной России заметно отстаёт от европейских сборных. В своё время кое-кто назвал меня «энергозатратным тренером». Что это означает? Так говорили, потому что игра моих команд строилась на скоростных действиях футболистов. Но нынешний чемпионат Европы показал, что в современном футболе действовать иначе нельзя, скорость и интенсивность игры увеличиваются, и к этому надо быть готовым.
В сборной, конечно, может быть множество нюансов. Например, команда могла банально не попасть в нагрузку. Но тренеры должны понимать, что где-то упустили фактор интенсивности игры, скоростных качеств футболистов. Сейчас много технологий, которые позволяют разобраться, где ты проигрываешь в скорости, сколько твоя команда сделала рывков, сколько играла на спринтах. Интенсивность нужно учитывать даже при тактических занятиях. Если скорость игры теряется – это видно по аппаратуре.
— Как в целом оцените прошедший чемпионат для сборной России?
— Перед Евро все хлопали в ладоши и говорили, что всё хорошо. Оказалось, не всё так радужно. Нужно понимать, что на таких форумах собраны лучшие команды и самые сильные специалисты. Выступление России очень похоже на выступление Украины. Никто не ожидал, что будут такие провалы. России нужно сделать анализ того, что произошло на Евро-2016. На мой взгляд, переход с одной схемы игры на другую (с 4-2-3-1 на 4-3-3) был катастрофическим. А почему так получилось? Наверное, потому что команда была не готова к этому, что есть свои тонкие нюансы при «перестройке», и необходимо тщательно разбирать, как меняется игра команды в той или иной ситуации. А если ты не можешь переходить с одной схемы на другую, то перестраивать команду перед таким турниром равносильно самоубийству.
— Да, но сыграй российская сборная удачно всего один матч против Уэльса, могла и выйти из группы.
— Да, но на деле и Словакия, и Уэльс сыграли против россиян великолепно. Сборная России оказалась не готова играть против схемы с пятёркой валлийских защитников. Под это необходим отдельный тренировочный процесс, отдельные схемы взаимодействия, под это должны быть заточены все тренировки. Это большой труд. Помимо тяжёлого перехода на новую схему, в сборной России сказался дефицит на определённых позициях. К примеру, всем казалось, что в центре поля всё о’кей, но именно там и случился главный провал в игре. Всё это выглядело печально.
— После неудачи на Евро вновь заговорили о лимите на легионеров. Взаимосвязанные вещи?
— Это тонкий вопрос, о котором спорят уже не один год. Если в чемпионат приезжают сильные легионеры, его уровень автоматически повышается. Если идёт приток слабых футболистов – наступает деградация. При этом наличие лимита не всегда положительно сказывается на уровне российских футболистов. Важно, чтобы они могли в условиях конкуренции с сильными игроками прогрессировать и расти. Только тогда в России общий уровень футбола начнёт расти. При этом я против того, чтобы правила игры менялись часто и резко. Они должны быть установлены на какой-то промежуток времени. Например, на пять лет. И по итогам лимита безусловно важно проанализировать результаты: выросли ли собственные футболисты, есть ли прогресс, каковы спортивные результаты… И уже исходя из глубокого анализа выносить решения по лимиту в дальнейшем. Но по ходу игры правила менять нельзя. Это приводит к скандалам и проблемам. Это не красит футбол.
— Поделитесь своим опытом работы с легионерами?
— И в «Кубани», и, особенно, в «Локомотиве» мне довелось работать с очень сильными иностранцами. Я просто получал удовольствие от работы с ними! Например, хорват Ведран Чорлука. Очень интересный человек с харизмой, у него всегда есть своя точка зрения, при этом профессионал. Когда он выходил на тренировку, ему никогда не нужно было объяснять упражнение тысячу раз. Всё схватывал с первого раза! Также мне посчастливилось работать с Лассом Диарра. Мы с ним много беседовали после того, как он покинул «Локомотив», созванивались. Когда он приходит в команду, ты спрашиваешь его: «Ласс, можешь сыграть так и так: туда передачу и тут взаимодействие?» Он выходит на поле и легко всё это повторяет! Очень сильный футболист. Но даже с ним приходилось работать индивидуально, чтобы раскрыть лучшие качества для результатов команды. Такие футболисты — это украшение чемпионата. У меня с Диарра остались очень хорошие отношения.
— А как же конфликты, о которых много писалось?
— Мне смешно слышать об этих якобы «конфликтах». Если бы у меня с ним были конфликты, Ласс бы мне не звонил уже после того, как мы ушли из «Локомотива». У меня со многими футболистами остались тёплые отношения. Ещё один легионер мне через прессу передаёт приветы, а люди думали, что у нас с ним тоже «конфликт».
— Видимо, виной тому репутация тренера-диктатора?
— Вот говорят, «Кучук – жёсткий тренер». Но тренер отвечает за результат команды, и логично, что у меня как у главного тренера есть определённые требования к профессионализму игроков. Если футболисты хотят добиваться результата, то эти требования придётся выполнять. Без труда, без работы над собой, без постоянного преодоления себя в футболе делать нечего. И моя задача как тренера помочь футболистам раскрыть свой потенциал. Если не хочешь развиваться, работать – пора завязывать с футболом.
— Нынешний отток звёзд из РФПЛ — стечение обстоятельств или новая тенденция?
— Халк, Гарай, Муса – это личности, на таких игроков ходят люди. И рано или поздно наступает момент, когда им делают новое предложение. Я видел их вживую, находился возле поля и понимал, в чём их сила. «Зенит» с Халком и без него – это разные команды. Халк в одиночку решал исход игры, когда у всей команды этого не получалось. Гарай в обороне – это скала. Без него «Зенит» испытывал целый ряд проблем в центральной зоне. Без Мусы ЦСКА тоже совсем другая команда. Игра команды Слуцкого строится одинаково, но без Мусы — это уже другой футбол. Мне как тренеру было понятно, что готовиться играть против таких футболистов нужно по-особенному. В «Локомотиве», к примеру, против Халка я отдельно готовил Янбаева. Он играл по флангу бразильца. Я показывал на тренировках, куда и как «уходит» Халк, как действует, как его остановить или оставить без мяча… И затем, уже в игре Янбаеву удалось всё это реализовать. Рената даже начали называть АнтиХалк. До сих пор помню, как объяснял игрокам особенности Халка. Ему нельзя было давать шанс на штрафные из отдельных зон. Он исполнял их как пенальти. Фантастический игрок! Поэтому за него и заплатили сумасшедшие деньги. Здесь важнее другое – кто будет приезжать вместо уехавших звёзд?
— Звезд можно не только приглашать, но и выращивать, разве нет?
— Россия — большая страна и без талантов быть не может. Я бы отметил работу футбольных школ «Локомотива», «Спартака», ЦСКА, «Динамо» и «Краснодара». В этих академиях регулярно появляются игроки, потенциально способные вырасти в игроков высокого уровня. Но в вопросе талантов важен момент перехода из молодёжного футбола во взрослый. На этом отрезке теряется самый большой процент футболистов. Молодой игрок не может составить конкуренцию условному Халку. Тренер должен понимать, сколько молодому парню нужно времени, чтобы заиграть, развиться физически и психологически. Тогда и будет приток молодёжи. При этом в России большое значение имеет результат здесь и сейчас. В Украине, например, сейчас идёт переориентация на собственных воспитанников. В киевском «Динамо» недавно дебютировал молодой парень Виктор Цыганков. Понятно, что ему ещё расти и расти до футболиста уровня Ярмоленко, но я понимаю, что ему надо помогать прогрессировать. В «Шахтёре» появились Борячук, Коваленко, Малышев. Важно давать ребятам шанс, но в то же время деликатно «подводить» к основному составу. Тогда процент молодых качественных игроков возрастёт.
— Как вам «Зенит» с новым тренером и новой философией игры?
— Я прекрасно знаю и уважаю Луческу. Ясно, что игра «Зенита» с Гараем, Халком одна, без них — другая. Но футбол «Зенита» сейчас стал более командным и агрессивным. Команда заиграла быстрыми, острыми атаками, сильные качества футболистов стали использоваться более эффективно и ярко. Я бы сравнил Луческу со Спаллетти, хотя первый и постарше. Но они чем-то похожи. Я думаю, что Луческу выстроит сильную команду, которая только начинает набирать ход. Вскоре мы увидим другой «Зенит».
— Поворот «Локомотива» в сторону ветеранов клуба и болельщиков – популизм или мудрый ход?
— Я слежу за матчами «Локо» и хорошо знаю силу многих футболистов. У клуба высокий потенциал с точки зрения поддержки РЖД, менеджмента, футболистов и болельщиков. «Локомотив» — большой клуб, и он должен преодолеть кризис. Юрий Сёмин — уважаемый тренер в России и Украине. Желаю ему и команде выбраться из непростой ситуации. Это будет своеобразный подвиг. Если же перелома в игре «Локомотива» не произойдёт до нового года, весной будет крайне тяжело. Радует, что болельщики в любой жизненной ситуации любят и поддерживают команду. Возможно, стадион не всегда заполняется до отказа, но те болельщики, которые приходят, они всегда с командой. Болельщики – это те люди, которые всегда придавали позитивный импульс «Локомотиву», помогали в самые трудные минуты. За это я их уважаю.
— Лидерство «Спартака» вас удивляет?
— Отнюдь. В команде собраны качественные игроки, а руководство «Спартака» делает всё для своего клуба. Дело не только в стадионе, деньгах и бюджетах. Руководители действительно желают клубу побед, которых не было у «Спартака» уже давно. Красно-белые обладают самой большой болельщицкой аудиторией наряду с «Зенитом», и люди ждут от своей команды успеха. Сможет ли Каррера достичь необходимого результата — покажет время. Я внимательно слежу за тем, как итальянский специалист использует потенциал своих игроков. На мой взгляд, у «Спартака» в этом сезоне есть все шансы побороться за самые высокие места, особенно с учётом проблем конкурентов.
— Не слишком ли затянулась «перезагрузка» «Рубина»?
— Когда состав обновляется так стремительно, клубу всегда необходимо время для адаптации. В «Рубине» прошла качественная селекция, но стоит вопрос притирки футболистов к тренеру, его требованиям. Также Грасии необходимо как можно быстрее адаптироваться к реалиям российского футбола: полям, перелётам, множеству единоборств, особенностям менталитета игроков и так далее. На всё это необходимо время. Но, безусловно, даже в этих условиях мы ждём от «Рубина» большего.
— Новый тренер появился не только у «Рубина», «Спартака» и «Зенита», но и в сборной России. Как смотрите на перспективы команды в преддверии 2018 года?
— У России огромный потенциал как у футбольной страны. Сейчас у команды новый главный тренер. Станислав Черчесов — харизматичный и жёсткий, в рамках разумного, тренер. Он очень амбициозный специалист. Я считаю, что кандидатура Черчесова оптимальна на сегодняшний день. Видно, что он пробует разные сочетания и тактические идеи. Нужно понимать, что ему также требуется время. Выступление России на чемпионате Европы дало свои «плоды». Рейтинг страны упал, и теперь всем необходимо провести серьёзный анализ произошедшего. Если этот анализ будет проведён грамотно, будут сделаны выводы, то у сборной России хорошие перспективы. Само по себе проведение чемпионата мира даст серьёзный импульс развитию футбола в стране, и это радует.