Пост номер один. 5 причин, почему Черчесов нужен сборной России
Станислав Черчесов станет новым главным тренером сборной России. В данной ситуации это, пожалуй, единственно возможный кандидат.
Неопределённость с новым главным тренером сборной тянется уже почти месяц после того, как Россия бесславно вылетела с Евро, а Леонид Слуцкий заявил, что продолжать работать с национальной командой он не намерен. Кажется, произошедшее во Франции нарушило многие далеко идущие планы. Впрочем, если судить по отъезду Виктора Гончаренко в «Уфу», Леонид Викторович из ЦСКА уходить не собирался в любом случае. Но вот РФС явно не имел на прицеле никакого другого кандидата для реализации стратегической задачи подготовки к домашнему ЧМ. И сейчас, когда у Виталия Мутко полыхает на другом, олимпийском фронте, проводить «кастинг» некогда. Да и незачем. Евро-2016 стал ещё одним показателем системных проблем в нашем футболе, которые не решить сменой главного тренера. За два года до домашнего ЧМ в реформы верится не слишком, так что остаётся только выбрать того, кто при таких исходных сможет выжать максимум. А тут вариантов немного. По сути, один – это Станислав Черчесов. И вот почему.
1. Сборной нужен освобождённый и независимый тренер
На протяжении всего недолгого периода работы в сборной Леонида Слуцкого разговоры о совмещении шли постоянно. Сначала – как о возвращении в прошлое,как об отжившей и непонятно зачем возрождённой практике. Затем, после выхода на Евро, - как о допустимом и в долгосрочной перспективе сценарии. И вот сейчас – как о заведомом табу. Тренер, сидящий в двух креслах сразу, - это, конечно, неправильно. Во-первых, порождает ненужные разговоры о пристрастности при выборе состава. Во-вторых, размывается ответственность. В-третьих, это просто физически тяжело. Тренер сборной, как показывает мировая практика, должен быть свободен от любой другой работы и не иметь устойчивой связи с одним определённым клубом. У Бердыева всё только начинается в «Ростове», с которым тренер твёрдо решил сделать и следующий шаг в движении наверх. У Кононова всё поэтапно строится в «Краснодаре». Едва ли кто-то из успешных в РФПЛ клубных тренеров готов бросить плод своих трудов и сорваться в национальную команду, пусть даже и ради уникального шанса поработать на домашнем ЧМ. Должность-то расстрельная – сборная России чаще портит тренерам репутацию, чем помогает её заработать.
2. Иностранец – деньги на ветер
Год назад Фабио Капелло провожали саркастическими усмешками и лавиной критики, но достаточно сейчас почитать, о чём итальянец говорил тогда, сравнить со сказанным сейчас Слуцким – и паззл сложится. Низкие скорости в РФПЛ, недостаток матчей на максимальных оборотах, отсутствие российских игроков в приличных европейских клубах и лигах – всё это лишает нас объективных предпосылок для успешного выступления на крупных турнирах. Конечно, это не оправдывало провала в слабенькой группе квалификации Евро. Но пример Капелло говорит о том, что пригласи сейчас даже самого именитого иностранца, Лёва или триумфатора Евро Фернанду Сантуша, - он повторит тоже самое и будет недоумевать, почему от сборной ждут принципиально большего, чем просто место в финальной стадии. Да, иностранец априори независим, но легко может оказаться в зависимости от своего окружения, сам же в силу незнания языка и футбольного сообщества не сможет многие вопросы решать напрямую. Иностранец может привнести какие-то тактические изыски, но если уж Слуцкий жалуется, что не смог привить их игрокам, то чего ждать от тренера-легионера? В общем, в данной ситуации выбор иностранца был бы ещё одним выбросом денег на ветер.
3. Тренер сборной должен быть в хорошей форме
Каким должен быть успешный тренер национальной команды? Универсального критерия давно уже нет. Опыт? Безусловно, но вовсе необязательно именно в качестве главного тренера – вспомните Лёва. И уж точно не на уровне сборных – сейчас всё меньше профессиональных тренеров национальных команд, то есть тех, кто переезжает из страны в страну, принципиально работая только на уровне сборных. Финалист прошлого ЧМ Сабелья, нынешнего Евро Дешам, Крис Коулмен из сенсационного Уэльса – все они никогда прежде не работали с национальными командами. Сантуш и Лагербек в сборной Исландии – скорее исключения. Куда важнее для тренера сборной не опыт, а хорошая форма. Да-да, она существует не только для футболистов. Чтобы игроки поверили и пошли за тренером, он должен быть успешным, о нём должны говорить. Да и для самого специалиста важно ощущать, что он всё делает правильно, чувствовать себя уверенно.
Оставим Леонида Слуцкого за скобками, и получится, что в лучшей форме из российских тренеров сейчас находятся Курбан Бердыев и Станислав Черчесов. Последний выиграл с «Легией» два трофея в минувшем сезоне. Опыта ему тоже уже не занимать – работал и с середняками, и в низших лигах, и за рубежом, и с топ-командами. Футбольное сообщество Черчесова знает и уважает. Статус успешного в прошлом футболиста сборной тоже играет немалую роль. Но главное – успехи здесь и сейчас, которыми не могут похвастаться другие на данный момент свободные отечественные специалисты. Расставание с «Легией» произошло по понятным причинам несовпадения амбиций, и это явно не минус для репутации Черчесова.
4. Работа в сборной – краткосрочная
У каждого тренера – своя система и свои козыри. Говоря об успехах Юрия Сёмина и Курбана Бердыева, принято говорить: они строили свои команды много лет. Курбан Бекиевич, впрочем, на примере «Ростова» показал, что не всегда для успеха надо так много времени, как потребовалось в Казани – были бы предпосылки. Однако важно другое. Философия Бердыева требует ежедневного погружения в жизнь команды. Он уделяет огромное внимание любой мелочи, и этим силён. Он обучает футболистов нюансам своей игровой системы, он готов буквально водить их за руку во время тренировки, чтобы объяснить, как и что. На выходе это даёт отлаженную до автоматизма организацию. Но реально ли проделать такое со сборной? Когда каждый раз к тебе приезжает новый состав, а до матча всего 3-4 дня. Времени на обкатку, на погружение в свою философию – никакого. Да, перед ЧМ будет долгий сбор, но всё равно на фоне того времени, что тратит Бердыев на команду сейчас, это безнадёжно мало. Разумеется, у Курбана Бекиевича есть и другие тренерские козыри, но всё-таки главный – тактико-организационный – нивелируется самим форматом жизни сборной.
Черчесов – тренер другой формации. Его команды за счёт эмоциональной встряски, за счёт ставки на сильные качества игроков способны давать результат в короткие сроки. Самый свежий пример – та же «Легия», которая провалила начало сезона, но преобразилась буквально за несколько недель под руководством Черчесова. Вот это как раз формат сборной – кубковый: быстро оценить, кто в каком состоянии, выбрать оптимальный вариант состава и тактики, провести психологическую работу и в короткий срок дать результат.
5. Три кита сборной – мотивация, тактика, физподготовка
Продолжая тему особенностей футбола сборных, результаты национальных команд стоят на трёх китах – мотивация, тактика, физподготовка. Выбрать 23 человек для заявки не так уж сложно, особенно в сборной России. Сколько ни обсуждай состав и ни требуй его распустить – кадровый резерв у нас весьма ограничен (об этом, кстати, Капелло тоже говорил в своё время). Времени отладить организацию игры нет. Тренировочный процесс короткий и специфический. Вот и получается, что главное – это в минимальные сроки заложить крепкий функциональный фундамент для турнира. Образцом для нас остаётся физподготовка Хиддинка перед Евро-2008. А вот во Франции «физика» как раз подкачала, и нехватка агрессии, невысокие скорости, проигранные единоборства – полученный результат. Неспособность «умирать» на поле, как исландцы, валлийцы или даже албанцы, - скорее системная проблема нашего футбола. Черчесов и сам «горит» результатом, и команды свои зажечь умеет. Ну и тактический момент – не построить за год-другой собственную машину по своим чертежам, а из имеющихся деталей создать конкурентоспособный болид и умело использовать его козыри против конкретных соперников. У Черчесова за спиной и успешная кампания в Лиге Европы с «Динамо», и завоёванный кубок в Польше – тот самый короткий кубковый формат, в котором существуют сборные.