Как избавить РФПЛ от «сытых» россиян и легионеров сомнительного качества?
Сборная России заняла последнее место в группе с Англией, Уэльсом и Словакией и пролетела мимо 1/8 финала. Если брать прежний регламент турнира, когда в нем участвовали шестнадцать лучших команд континента, то это означало бы, что наша национальная команда просто не попала на чемпионат Европы. По сути, так и есть.
Печальный результат помимо всего прочего возобновил обсуждение лимита на легионеров в премьер-лиге, ужесточенного перед сезоном-2015/16. Его главного критика Андре Виллаш-Боаша уже нет в России, но многие специалисты, журналисты, болельщики, даже сами игроки превратились в эти дни в прямых и резких Боашей.
Требуют убрать лимит, добавляя зачастую в его отношении крепкое словцо. Кое-кто говорит на данную тему с откровенной насмешкой. Например, знаменитый российский фигурист Алексей Ягудин предложил ввести в РФПЛ «лимит на лоботрясов». Конкуренция — двигатель прогресса. Если забывать об этой банальной истине, то получишь результат сборной России на Евро-2016.
«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее», — об этом мудром высказывании из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла забыли год назад руководители нашего футбола. Решив почему-то, что если пешеходы будут конкурировать с пешеходами, а бегуны с бегунами, то первые научатся показывать одинаковое время со вторыми. Нет, учиться бежать все-таки придется, а нынешними ограничениями мы просто снижаем мотивацию у иностранцев высокого класса, которым теперь проще делать результат при ослабшей конкуренции. Но лимит РФПЛ нужен — только другой.
Избавиться от посредственностей
Помимо создания конкуренции любая страна и организация должна беспокоиться о качестве товара. Некрасиво, конечно, называть футболистов товаром, однако смысл от этого не меняется. Единственный лимит, который нужен российскому и любому другому футболу, — лимит на качество. Это давно поняли, к примеру, в Англии ввели известные правила, поэтому посредственному легионеру очень тяжело попасть в английскую премьер-лигу.
У нас же в командах РФПЛ постоянно появляются зарубежные «мастера» из чемпионатов, значительно уступающих по уровню российскому. Ладно, если это еще близкий нам по менталитету белорусский игрок, перебравшийся из родной лиги, но сколько денег отечественные клубы потратили на трансферы, зарплаты, агентские вознаграждения за умельцев вроде взятого «Уфой» в Боснии нападающего Хариса Ханджича, забившего пять голов за два сезона в РФПЛ, подсчитать невозможно!
Нужно быть хоть чуть-чуть ответственным за то, чем ты «кормишь» российского болельщика.
Мало того, что подобные легионеры ничего не дают ни в плане повышения зрелищности и качества игры, ни с точки зрения реального роста конкуренции в тренировочном процессе, так они зачастую перекрывают дорогу в состав по-настоящему перспективной молодежи.
Представим, что игрок из юношеской сборной России, победившей на одном Евро и дошедшей до финала другого Евро под руководством Дмитрия Хомухи, оказался в аренде в команде типа «Уфы». Допустим, Александр Головин, Рифат Жемалетдинов или Рамиль Шейдаев полгода назад.
Имели бы они такой шанс, какой Головин и Жемалетдинов получили в ЦСКА и «Локомотиве»? Вовсе не факт. Потому как у их конкурента-легионера зарплата, с которой нельзя сажать на скамейку запасных, а с агентом иностранца свои «терки», да и опытнее «чужак», а, значит, понятно чего ждать от него, тогда как молодые менее предсказуемы
Эту историю мы видели на примере Шейдаева в Казани, о котором поспешили забыть ради возвращения в «основу» Марко Девича. Безусловно, молодой российский футболист может уступить и более зрелому соотечественнику. Тот же Шейдаев помимо Девича должен был выиграть борьбу у Игоря Портнягина. Но здесь как раз возникает ситуация, о которой безудержно мечтал Виталий Мутко: свой конкурирует со своим.
Хватит тренеру мудрости, терпения — поможет юному таланту расти, как в свое время сделал Юрий Морозов, ждавший, пока Александр Кержаков забьет наконец-то свой первый за полгода гол в высшей лиге. Он-то потенциал Кержа видел лучше всех.
Ввести строгие правила
Середняки и аутсайдеры финансово не потянут большого количества сильных легионеров. Волей-неволей они вынуждены будут делать упор на российских футболистов. Зато никакой лимит после его отмены не станет искусственно сдерживать клубы с амбициями в Европе, в первую очередь «Зенит» и ЦСКА. Впишутся в рамки финансового фейр-плей — пусть приобретают Халков, Витселей, Думбия и Фернандесов сколько душе угодно.
Лучшие российские игроки снова станут конкурировать с сильными легионерами на тренировках за место в «основе», выигрывать эту борьбу или уходить в аренду на меньшие деньги при наличии хоть каких-то амбиций, а молодежь и те, кто пока пониже классом, — конкурировать на поле в рядах середняков и аутсайдеров.
Конечно, это грозит определенным расслоением в чемпионате России. Но схожую ситуацию мы видим и в топовых лигах, на которые хотим равняться. Скажем, в Испании «Реал», «Барселона» и с некоторой натяжкой «Атлетико» на голову выше конкурентов за счет того, что способны покупать звезд.
В самом по себе расслоении ничего страшного нет, а гордиться при нашем уровне футбола тем, что в РФПЛ пять-шесть клубов ведут борьбу за первое-второе места, тогда как в Испании лишь два-три, значит, заниматься самообманом.
Главный вопрос в единственно возможном лимите 2016-2017 — как определить качественность легионера, ту границу, которая отделяет нужных РФПЛ иностранцев от лишних.
Тема дискуссионная. Безусловно, доля условности в предложенном разграничении будет, однако от этого никуда не уйти. Как вариант, установить правило: нашим клубам разрешается приобретать легионеров, которые выступали в чемпионатах, имеющих более высокий рейтинг УЕФА, чем российский, или за сборные стран, имеющих более высокий рейтинг ФИФА, нежели сборная России, и сыгравших за последний год не менее шестидесяти процентов времени.
Почему именно шестидесяти? Обычно столько времени на поле проводят десять-одиннадцать основных игроков каждой команды. Сам рейтинг можно фиксировать на 31 января каждого года (то есть на момент закрытия каждого зимнего трансферного окна), чтобы клубы понимали, на какие рынки им ориентироваться к ближайшим летнему и зимнему трансферным окнам и имели время договориться по новичкам.
Превратиться в Голландию
На сегодняшний день чемпионат России находится на седьмом месте в рейтинге УЕФА и уступает чемпионатам Испании, Германии, Англии, Италии, Португалии и Франции. С остальных континентов есть смысл добавить сюда первенства Бразилии и Аргентины.
Сборная России, занимая 29-е место, уступает в рейтинге ФИФА национальным командам Аргентины, Бельгии, Колумбии, Германии, Чили, Испании, Бразилии, Португалии, Уругвая, Австрии, Англии, Италии, Эквадора, Голландии, Швейцарии, Мексики, Франции, Турции, Украины, Венгрии, Боснии и Герцеговины, Румынии, Коста-Рики, Словакии, Северной Ирландии, Уэльса, Хорватии и Польши. Как видите, выбор достаточно широкий.
При этих условиях если уж в РФПЛ попадет боснийский игрок, то это будет не условный Ханджич, которого, при всем к нему уважении, вызывали в сборную только пару раз, видимо, с целью «засветить» и продать куда-нибудь, а форвард калибра Эдина Джеко и Ведада Ибишевича или защитник уровня Эмира Спахича. Оставив за скобками тяжелый характер Спахича, стоит признать, что дело свое он знает. Трансферных ошибок даже этот лимит не исключает, тем не менее от посредственного «товара» почти гарантированно избавит.
В идеале лучше сделать одно из двух.
Либо вывести российский чемпионат на уровень испанского и английского, что на сегодняшний день допустимо только за счет гигантских раздуваний бюджетов клубов и при каком-то хитром, наглом обходе финансового фейр-плей.
Либо установить и соблюдать потолок зарплат на уровне, допустим, чемпионата Голландии, чтобы наши лучшие футболисты стремились уехать в топ-лиги, где их ждет настоящая конкуренция, что более реально. Естественно, параллельно максимально развивать детско-юношеский футбол — это основа основ, но уже совсем другая история…
|В тему
История вопроса
Первый лимит в российском футболе гласил, что на поле может находиться одновременно не более пяти иностранцев. Вот только у правила этого был один нюанс: футболисты, сыгравшие десять и более матчей за национальные сборные, к легионерам не приравнивались.
Уже в следующем сезоне правило об играх за сборные было отменено. В 2006 году на поле одновременно должно было быть не более семи иностранцев (7+4).
С сезона-2009 лимит сократился до шести человек (6+5), в 2012-м российский футбол вновь вернулся к правилу 7+4.
Однако год назад за три недели до старта сезона лимит ужесточили (6+5) по инициативе министра спорта РФ Виталия Мутко, что вызвало гнев главного тренера «Зенита» Андре Виллаш-Боаша. После неудачных матчей португалец называл РФПЛ «чемпионатом Мутко».
Роман Логинов, корреспондент отдела «Футбол»
24 июня 2016, 00:50