Роман Широков о сборной России
Лидер сборной России и московского «Спартака» РОМАН ШИРОКОВ рассказал корреспонденту “Ъ” ПЕТРУ КУЗНЕЦОВУ об ожиданиях от решающей игры со Швецией, своем видении комплектования национальной команды, а также о решении проблем российского футбола.
— Нет ли ощущения нервозности перед матчем со сборной Швецией? Все-таки положение в группе отчаянное и уже нет права на ошибку.
— Ситуация в группе не в нашу пользу, но отчаяния нет. Пришел новый тренер, а это новые эмоции, к тому же играем на своем поле. Говорят, будет полный стадион. В этом плане все за нас. Нервозности тоже нет — у нас достаточно опытная команда. Скорее, наоборот, есть волнение, но позитивное — хочется, чтобы поскорее все началось.
— Понятно, что футболистов назначение Леонида Слуцкого на пост главного тренера сборной едва ли удивило. Это действительно лучший вариант на данный момент?
— На данный момент его кандидатура оптимальная, хотя вообще-то у нас есть из кого выбирать. За то время, что Леонид Викторович работает с ЦСКА, он и команда добились большого прогресса. Неудивительно, что ему доверили и сборную — настала пора обратиться к отечественному специалисту.
— Так получилось, что в сборной вы работали только с иностранными тренерами. Теперь вот российский специалист. Есть ли какие-то отличия?
— Не думаю, что здесь могут быть большие отличия. Хотя футболисты всегда могут подойти и поговорить с Леонидом Викторовичем, а он, в свою очередь, может посоветоваться с нами.
— То есть с Фабио Капелло такого контакта не было?
— С Капелло контакт был, но он более строг в общении с футболистами, даже просто в силу возраста. С Леонидом Слуцким же идет более раскрепощенное общение, он и по возрасту близок к нам.
— Показательно, что, когда Фабио Капелло хотел на прощание собрать команду в ресторане, к нему мало кто приехал.
— Спартаковцы хотели прийти, но не смогли, так как это был предыгровой день и мы заезжали в гостиницу. Нам предстоял первый домашний матч под руководством нового тренера. Думаю, Капелло все понял.
— Хорошо, это спартаковцы, но команда вообще не собралась...
— У ребят могли быть разные причины, но, насколько я знаю, те, кто оказался в Москве и был свободен, все пришли.
— Когда была мода на иностранных тренеров во главе сборной, считалось, что такой специалист более объективен и беспристрастен в выборе состава. Сейчас же опять получается тренер-совместитель, как ранее Олег Романцев и Валерий Газзаев.
— Та пора прошла. Сейчас наши тренеры набрались опыта, и у иностранных специалистов тоже. Кроме того, произошла смена тренерских поколений. И я считаю правильно, что российские тренеры занимают места иностранцев. Наши вполне готовы. Нужно двигаться вперед.
— Тогда было бы логично пригласить Александра Бородюка, который был ассистентом Гуса Хиддинка и Дика Адвоката.
— Логично, наверное. Насколько я знаю, Бородюк тоже был в списке кандидатов, но выбрали практикующего тренера.
— Просто раньше опасались, что тренер-совместитель будет тянуть своих.
— Я же говорю, что времена изменились — пришло новое поколение тренеров. Я даже не думаю на эту тему. Да и по составу сборной видно, что какому-то одному клубу предпочтений не отдавалось.
— Как раз по составу сборной. Насколько он предсказуем, может, вы бы кого-то еще позвали?
— На данный момент состав оптимальный. Хотя непривычно, что в нем нет Саши Самедова. Думаю, в дальнейшем он себя проявит настолько, что на следующий сбор его уже возьмут.
— Олега Кузьмина, кстати, чуть ли не впервые вызвали.
— Олег сейчас очень хорошо выглядит. И концовку прошлого сезона и начало нынешнего провел на уровне. Несмотря на возраст, его можно было уже давно привлечь.
— По нынешнему составу видно, что команда заточена под результат, который надо показать здесь и сейчас.
— Я вообще не понимаю, когда говорят, что в сборную России надо брать ребят на перспективу. Национальная команда должна добиваться результата. И этим все сказано.
— Фабио Капелло, вызывавший в том числе молодежь, результата не добился.
— Правильно. Не добился, потому что люди были не готовы выступать за национальную команду. Сборная — это всегда сливки конкретного вида спорта. За нее должны выступать только лучшие на данный момент.
— То есть в сборной не работает клубная система, когда приглашают молодых, чтобы их проверить и подтянуть.
— Можно взять нескольких перспективных ребят на товарищеские игры. Но не десять человек.
— Но сейчас и нескольких не взяли.
— Почему? Вот Саша Ерохин из «Урала».
— Ему 25 лет — совсем молодым не назовешь.
— Первый раз в сборной, достаточно молодой игрок. А кого тогда?
— Алексея Миранчука, например.
— Миранчук был в национальной команде. Возможно, даже готов играть за нее. Но сейчас он больше полезен молодежной сборной. Она тоже должна свои задачи решать.
— Просто у нас все говорят о необходимости готовить сборную к ЧМ-2018, а тут получается, что на перспективу вообще никого не взяли.
— В 2018 году будут работать с теми, кто будет лучше на тот момент. Возможно, через два месяца или через полгода кто-то еще себя проявит. И тренер будет вызывать их. Но национальная команда не поле для экспериментов.
— Вы-то планируете доиграть до домашнего чемпионата мира?
— Я-то планирую, но все зависит от того, как буду готов.
— По прошествии времени вы уже поняли, когда в сборной Капелло что-то надломилось? Был ведь позитивный отборочный турнир, где превзошли португальцев.
— Я не был на чемпионате мира, но, судя по тому, что произошло после, момент перелома — это именно первенство в Бразилии. У команды были большие ожидания, прежде всего от самой себя. Да и у общества тоже. Но в Бразилии не смогли себя проявить.
— Почему-то все считают, что мы там должны были сыграть лучше. А может мы просто выступили в свою силу?
— Не думаю. Мне кажется, мы выступили ниже своих возможностей. Просто команда не смогла проявить себя даже так, как она сама хотела. Все были какие-то закрепощенные, не показали той игры, в которую могли и хотели играть, той игры, которая была даже в отборочном турнире.
— А откуда эта закрепощенность?
— Я не знаю, что там произошло. В отборочных матчах все было по-другому.
— Игроки сборной Англии, где Фабио Капелло работал до России, говорили, что он очень жесткий тренер в плане внутреннего распорядка жизни команды. А на таком длительном турнире, как чемпионат мира, это проявляется особенно сильно.
— Возможно, возможно. Когда тебя никуда не пускают, это тоже давит психологически. Но, насколько я знаю, там (городок Иту, где была база россиян.— “Ъ”) и идти некуда было.
— Так специально же и выбирали...
— Может быть.
— Вы теперь редко балуете народ постами в Twitter. Забросили это дело?
— Некогда. Жена, двое детей пока все новости посмотришь в Twitter, уже писать не успеваешь.
04.09.2015, 01:12