[
В попытках оправдать лимит Мутко как-то прямо чудовищно несуразен – даже больше, чем обычно.
Неделю назад брякнул про то, что в 2008-м лимит был 6+5 и поэтому мы вышли в полуфинал Евро. На самом деле, 7+4, но это ладно, там суть-то в том, что все было наоборот. Лидеры той сборной как раз пробивались в основы РФПЛ в первой половине нулевых, когда приличные иностранцы к нам уже поехали, а никакого лимита еще не было – поэтому Жирков честно конкурировал с Осмаром Феррейрой, Анюков с Флахбартом, Павлюченко с Кавенаги, и даже, блин, Аршавин в родном «Зените» – со всеми этими чешскими персонажами, с фамилиями, как у героев Гашека, которых завозил Петржела. Та сборная – как раз пример России, которую мы потеряли, пример команды, которая могла быть у нас сейчас, если б Комбаров конкурировал с Маркосом Рохо, а не с Антоном Ходыревым.
Сегодня Мутко сморозил новое: «Не лимит, а его отсутствие мешают росту молодых российских игроков. Я уже не раз приводил пример Могилевца, который в «Рубине» дорос до уровня национальной команды, а в «Зените» совсем не играл. Легче купить готового мастера, чем растить своего».
Не понятно, в чем заключается пример – типа, при лимите 7+4 Могилевец не попадал в состав «Зенита», а теперь будет играть? Ох, ну вот как можно реальность так наизнанку-то выворачивать? Вообще-то «Зенит» как раз и выдернул Могилевца из основы «Рубина» в свой запас, потому что был лимит 7+4 и после ухода Широкова тупо нужен был приличный русский на подстраховку Шатову и Файзулину – ну, сто раз же уже сказали про этот, один из миллионов метастазов лимита: если ты обязан выпускать россиян, то ты и в запасе их обязан держать, чтоб было кого выпустить на замену. Именно ваш лимит выкосил год карьеры Могилевца.
Модное – после серебра Хомухи – объяснение, что лимит – это чтобы клубы взялись за академии, типа все подорвались вкладывать в школы, чтоб было кого через десять лет вписывать в стартовый состав, – это настолько хитроумная конструкция журналистов Вдовина и Трушечкина (про такое я читал только у них), что Мутко ее даже проговорить трудно будет, не то, что подумать. Все топ-клубы и так активно – ну, это просто факт – вкладывают в свои академии с начала нулевых, когда у них появились деньги на что-то, кроме покупки Джеймса Обиоры и организации сбора в Анталии, и продолжили бы в них вкладываться и без лимита на легионеров – потому что привезти из Волжского Никиту Чернова и вырастить его у себя дешевле, чем покупать Сердара Ташчи. Но регионов в стране раз в десять больше, чем представлено в премьер-лиге – и во Владивостоке или Калининграде никто не кинется тратиться на крутую академию, чтобы «Зениту» и ЦСКА было кого выпустить в стартовом составе. Сказали бы главам регионов – отгрохайте за год академию, как у Галицкого, или введем лимит на ваши иностранные отпуска и иностранные автомобили в вашей администрации – и Голландия с Германией бы ахнули: сколько ж в России академий! И не пришлось бы калечить лимитом профессиональные клубы, премьер-лигу и судьбы наших, уже выросших игроков, подгоняя под порочную логику детей и их футбольные школы.
Хомуха, кстати, тоже хорош: «В преддверии домашнего чемпионата мира нужно давать возможность молодым футболистам играть, иначе сборная будут выглядеть неубедительно. При этом после 2018-го лимит следует устранить». Об этом и Мутко заикался. То есть после 2018-го – хоть трава не расти, пуская сборная опять выглядит неубедительно? А если лимит 6+5 такой классный драйвер для молодежи, зачем его потом отменять?
Но не классный же он, ведь девять лет мы с ним так или иначе живем – и к чему пришли? Вместо обоймы из 15-18 человек, которую Гус передал Дику – какое-то мутное месиво человек из 35-ти, где и Полоз маячит, и Ефремов с Давыдовым, и Щенников в атаке, и тот хипстер из «Ростова», и Миранчук как спаситель в ключевой игре, и Головин забивает, и Чернов в основе. В чем эффект от девятилетнего лимита? Нет его – и сам Мутко это признает, когда говорит искренне. А откуда эффекту взяться до 2018-го?
Вот, кстати, искренность Мутко – то, что в нем нужно ценить. Обронил неделю назад: «Нам нужна сборная. Давайте поработаем три года в интересах страны, даже в ущемление интересов клубов». Ага. Давайте разовьем начинание, уже показавшее свою неэффективность, заодно вконец усыпим чемпионат, зато где-нибудь 23 июня 2018 разведем руками на совещании у президента и – как Третьяк после Олимпиады – заключим: «Ну, мы сделали все, что могли. Обеспечили практикой 80 игроков в РФПЛ».
То, что чиновники изображают бурную преобразовательную деятельность, чтобы снять с себя ответственность и подстелить соломку – еще полбеды. Это-то знакомая и, боюсь, вечная наша история. А вот то, как они изнасиловали этим летом и так-то загибавшийся чемпионат, сколько народу они отвратили от этого и так-то не пышущего рейтингом зрелища – это и правда большая беда.