В последнее время всё больше и больше звёзд едут вовсе не в топовые европейские чемпионаты, а туда, где есть возможность заработать большие деньги и платить низкие налоги. Этим летом в чемпионат Турции перекочевали такие люди, как Робин ван Перси, Нани, Лукаш Подольски и Самуэль Это'О. Портал объясняет, почему чемпионат России ни в коем случае не должен идти по пути Турции и превращаться в звёздный притон.
В своё время в Турцию уехал Фернандо Муслера. Нет, уехал не ближе к тридцатнику и не доигрывать. Засветившись на Чемпионате мира в ЮАР в составе сборной Уругвая, занявшей тогда 4 место, будучи основным вратарём не последней команды Серии А – «Лацио», в свои 25 лет Фернандо Муслера взял и перешёл в «Галатасарай». Больше мир о Фернандо Муслере ничего не слышал.
Пару лет спустя, транзитом через Китай в «Галатасарай» приехал Дидье Дрогба – после победы в Лиге чемпионов с «Челси». Дидье было на тот момент 34 года. Все его поняли, поскольку в 34 это не выглядит таким уж идиотизмом.
Вместе с Дрогба в «Галатасарай» тем летом приехал Уэсли Снейдер. Один из лучших, на тот момент, центральных полузащитников Европы, за два года до этого едва не получивший «Золотой Мяч». Уэсли было 28 лет. У него было предложение из «Ливерпуля», но он выбрал Турцию. Этого не понял никто. Потому что в 28 это как раз таки выглядит идиотизмом.
В Турцию уезжал Райан Бабел, когда-то звезда «Ливерпуля», а по совместительству раздолбай, сейчас ему всего 28 лет, он – форвард «Касымпаши», за последние два сезона забил 14 мячей (на 4 мяча меньше, чем Кокорин). Никто о нем ничего не слышал, он признаётся, что счастлив, и сетует на то, что когда-то «Ливерпуль» не смог найти к нему «правильный подход».
В Турцию уезжал Веллитон из «Спартака», Бруну Алвеш – из «Зенита», Милош Красич, когда-то переходивший из «ЦСКА» в «Ювентус». В Турцию уезжали Дирк Кюйт, Рауль Мейрелеш, Демба Ба и Диего, а также когда-то считавшиеся в будущем футболистами топ-клубов Симон Кьяер, Мирослав Стох и Мусса Соу.
Глядя на все это обилие известных игроков, одни из которых ещё молоды, а у других за плечами серьезный международный опыт, невольно возникает вопрос, а что же их там так привлекает. Турция занимает 11 место в таблице коэффициентов УЕФА – это ниже России и Украины. В Турции нет умопомрачительных стадионов, там отвратительное фанатьё, да и сама страна вовсе не является каким-то эталоном цивилизации. Там просто есть деньги.
***
Помнится, когда-то в России было так много разговоров о том, что нам надо поднимать уровень чемпионата. Что надо бороться с фанатами, строить стадионы, заниматься инфраструктурой, телетрансляциями, да и в целом налаживать ситуацию в стране. В Грозный въезжать страшно, говорили мы. Там стреляют. Мы были уверены, что нам нужно стать топовым чемпионатом, и тогда к нам поедут. Не только Вагнер Лав или Даниэль Карвальо, а звёзды европейского уровня. Те самые звёзды, которые едут в топовые европейские чемпионаты, где есть футбол.
К нам приехали. Кевин Кураньи, Аксель Витсель, Халк, Деми де Зеув, Ведран Чорлука, Доминико Кришито, Джибриль Сиссе, Роберто Карлос, Самуэль Это'О, Виллиан, Матье Вальбуэна. Десять лет назад о таких футболистах в РПЛ мы могли только мечтать. Но это случилось. Они побывали в нашем телевизоре, играли на наших стадионах, надевали футболки наших клубов. Но мы так и не стали топовым чемпионатом. За всё это время мы построили пару приличных стадионов, фанаты остались такими же, какими и были, в Грозном, правда, больше не стреляют. Но наш чемпионат стал гораздо звездатей. А мы для этого, в общем-то, ничего и не сделали.
И мы смотрим на всё это, и не знаем, радоваться нам или печалиться. Смотрим на мир вокруг и видим, как знаменитые футболисты едут в Турцию, Катар, Китай, ОАЭ. Ну чем Россия хуже — риторически спрашиваем мы себя, и платим Самуэлю Это'О больше, чем Криштиану Роналду. А Самуэль Это'О с удовольствием приезжает, и гордо называет себя дагестанцем.
И им, людям, игравшим в лучших европейских чемпионатах, почему-то совершенно наплевать на инфраструктуру, на уровень футбола и на то, что в Турции стреляют в автобусы команд, как когда-то стреляли в Грозном. Их это больше не интересует. Вспомните то самое видео, где Валерий Карпин общается с фанатами «Спартака» после домашнего поражения от «Порту», и так искренне говорит: «ну не едут к нам, ёпт! Фалькао к нам не поедет!» А болельщики понимающе кричат «Валера, верим!», потому что Валера ответил, как мужик. А вместе с тем Валера на тот момент был жутко прав, если бы не одно но. Он еще не знал, что через пару лет не Фалькао, но другая, сопоставимая по значимости звезда Порту – Халк, с удовольствием к нам поедет. Валера, к нам едут, ёпт!
***
Нет, у нас в большинстве своём не было никаких иллюзий. Все мы прекрасно понимали, для чего они к нам едут. Срубить бабла. Как едут в Турцию, Катар, Китай и ОАЭ. Именно в этом заключается наше глобальное поражение последних десяти лет. Эти десять лет были временем формирования чемпионата России – как внутреннего, так и внешнего. Победы «ЦСКА» и «Зенита» в Кубке УЕФА и бронза сборной на Евро-2008, безусловно, подняли к нашему чемпионату европейский интерес. Это было время, когда мы рисовали свой статус в глазах всей Европы. Время нашего брендинга. И этот брендинг мы, честно говоря, просрали. Мы не стали Англией, Германией, Италией, Испанией или хотя бы Францией. Даже не приблизились. Нет, друзья. Если мы кем-то и стали, то это – Турцией. Любимым курортом русских туристов. Хочется верить, что не окончательно.
Конечно, мы не одни такие. Футбольный мир охватила тяга к звёздным притонам. Звёздными притонами я называю чемпионаты, куда футболисты любого уровня едут не за футболом, а за большими бабками – взамен на карьерный гроб. Я знаю, есть те, кто считает, что вся это кавалькада звезд поехала в Турцию, чтобы принять новый вызов и всё такое. Окей. Назовите мне хоть одного более-менее известного футболиста, чья трансферная стоимость повысилась после отъезда в Турцию. Не в трансферной стоимости дело? Да, возможно. Только почему, скажите мне, почему такой человек как Уэсли Снейдер полгода занимался по дичайшей индивидуальной программе лишь для того, чтобы Луи ван Гаал включил его в состав сборной Нидердандов на Чемпионат мира? Почему лидеру сборной-2010 для того, чтобы попасть в состав, четыре года спустя пришлось лезть из кожи вон? Кто довёл его до такого состояния? Он ведь полный сезон отыграл в «Галатасарае».
Именно поэтому я не хочу, чтобы звёзды ехали в чемпионат России. По крайней мере, сейчас. Потому что они ставят на чемпионат клеймо денежного мешка, который можно спокойно надеть на голову, как на страшную девушку, и деградировать. Потому что они шармом своей неотразимой звёздности на клубной презентации с новой формой дарят нам иллюзию того, что мы чего-то добились. А на самом деле, они всего лишь превращают наш чемпионат в притон имени себя.
В принципе понятно, зачем они нужны. Они нужны для того, чтобы поднять уровень чемпионата. Чтобы приковать внимание Европы и болельщиков. Чтобы дети, глядя на то, как в форме российского клуба играет Матье Вальбуэна, пошли в секции. Тогда, думаем мы, через несколько лет притон станет элитным жильем. В нём родятся свои маленькие звёзды, они вырастут и уедут прославлять российский футбол в ведущие лиги мира. И эта надежда на то, что «однажды», «в следующем году», «через пять лет», «к 2030», в конце концов, «когда всё это вырастет», случится какое-то чудо, и мы вдруг станем футбольным грандом – так похожа на утешительные слова матери в отношении её бездарного ребёнка. Сказать-то она может что угодно. Но ведь она, да и все вокруг, прекрасно знают горькую правду.
Никуда эти «свои звёзды» не уедут. Кокорин не уехал, и они не уедут. Им и здесь хорошо. Ибо нет никакого смысла куда-то уезжать, если в воздухе летают такие огромные бабки. Если здесь рядом с тобой играет Вальбуэна, а ты, глядя на него, требуешь повышения зарплаты. У тебя и так есть виллы, тёлки и «Bugatti». Что-то – своё, что-то – напрокат. Какой вообще смысл что-либо делать? Всё и так хорошо.
***
Парадокс, но одна из лучших футбольных школ в мире принадлежит чемпионату, в который звёзды не едут вообще. Там не платят 65 миллионов за Халка, и Самуэль Это'О не зарабатывает в год четверть годового бюджета «Спартака». Это чемпионат Нидерландов. Дети там идут в секции, и проблем с фанатами нет. Да, «ПСВ» или «Аякс» не выигрывают Лигу чемпионов, но сборная Нидерландов на последних двух Чемпионатах мира занимает 2 и 3 места. Из этого чемпионата выходят мировые звёзды, несмотря на то, что рядом с ними не играют Халк и Вальбуэна. Кто за последние 10 лет вышел из чемпионата России? Аршавин? Ладно, Аршавин. Но вы же никогда не поставите его на одну планку с Роббеном, Снейдером, ван Перси, Зеедорфом, Ван дер Ваартом... Да что там перечислять. Со всеми голландскими звёздами нашего и не нашего времени.
Я никогда не поверю в то, что мы не хотели бы стать чемпионатом Нидерландов. Да, до топовых европейских чемпионатов нам далеко. Но до Эредивизи – нет. Что мешает нам тратить эту огромную нефтяную кучу бабла, доверху засыпавшую российский футбол, не на зарплаты, а вкладывать её в развитие детско-юношеского футбола? Посмотрите на то, что творила юношеская сборная на Евро. В Турции нет таких талантов, и никогда не было. Как и в ОАЭ, Катаре или Китае. Так давайте же мы пойдём по другому пути. Давайте позволим этим молодым ребятам стать звёздами, а не бесследно исчезнуть, как однажды исчезла золотая юношеская сборная 2006 года. Если мы сможем это сделать, мы сможем сделать футбол в нашей стране. Тогда именно эти ребята станут мировым топом. А ближе к старости, может быть, поедут в Турцию. Именно наши ребята станут узнаваемыми лицами на тех самых презентациях с новой формой. И какой-нибудь журналист в одном из своих текстов их, конечно, осудит, но это будет осуждение в отношении мировых звёзд. Они будут теми, кто уже сделал себе имя – этого достаточно. А потому у нас у всех появится повод для гордости, а у журналиста – для приторно-сладкого повествования о том, почему чемпионат России – это тот путь, по которому стоит идти. И, может быть, со временем к нам приедут европейские звёзды, но уже не за тем, чтобы заработать денег. Мы больше не будем принимать их с пачкой купюр по формуле «заходи – не бойся, уходи – не плачь». Они приедут к нам, чтобы играть в футбол.