Лимита проклятая! Кто победит в противостоянии Мутко — Прядкин?
На сегодняшнем заседании исполкома РФС должен быть официально утвержден вариант лимита на легионеров на сезон-2015/16.
В красном углу ринга — руководитель премьер-лиги Сергей Прядкин и его многочисленная группа поддержки. Они еще верят в воплощение схемы «10+15», предусматривающей ограничение количества иностранных игроков в заявке каждого клуба до десяти человек и вместе с тем возможность задействовать всех их на поле одновременно.
В синем углу — Виталий Мутко и Госдума, настаивающие на том, чтобы в каждом матче на поле находилось бы не менее четырех российских футболистов, и призывающие противников сдаться сразу, а то, мол, влепим вместо схемы «7+4» схему «6+5».
Вопрос о лимите на легионеров — удивительно противоречивая вещь. О нем говорят больше всего, но с ним уже давно научились жить. Лимит на легионеров превратился в дело государственной важности, на большинстве спортивных сайтов лимиту на легионеров посвящены отдельные разделы или теги. Лимит на легионеров — первое, что поссорило Андре Виллаш-Боаша с питерскими журналистами, приходившими поначалу на его брифинги с одним и тем же вопросом: кто сядет на лавку в очередном матче, Витсель или Рондон.
Даже в солнечный летний день (у нас в Питере они приравнены к городским праздникам!) португалец мигом терял все свое обаяние и вместо протяженного связного текста отвечал рублеными фразами: «Есть правила. Мы должны под них подстраиваться. Что еще вы хотите от меня узнать?» Постепенно в «Зените» место на поле образовалось и для Рондона, и для Витселя одновременно.
Чтобы завести Виллаш-Боаша, потребовались новые формы ведения диалога, а лимит не то чтобы слился с пейзажем — стал чем-то вроде необработанной, но вроде как заживающей раны. Вы перестанете общаться с другом, который ее вовремя не залечил? Наплюете на его человеческие качества и тонкую душевную организацию?
В лучших европейских чемпионатах, к уровню которых мы вроде как стремимся, бытуют достаточно жесткие формы лимита.
Каждый клуб бундеслиги обязан внести в заявку на сезон 12 немецких игроков. В матчах испанской примеры на поле не могут одновременно находиться более трех футболистов не из стран ЕС. Клубы голландской эредивизие не могут платить иностранцам старше 20 лет зарплату менее 405 тысяч евро в год (не менее 202,5 тысячи евро в год для 18–19-летних иностранцев). Этот нижний предел зарплаты как бы диктует всем, от ПСВ с «Аяксом» до «Зволле» с «Камбюром»: некачественным легионерам здесь не место!
Когда мы изучаем эти варианты и разрабатываем что-то новое для себя, то, похоже, совершенно не замечаем слона. Испания и Германия выигрывают чемпионаты мира благодаря лимиту? А может, все же благодаря тому, что у одних талантливые игроки вырастают, как цитрусовые в апельсиновых рощах, а у других сходят, как с конвейера, после обучения в академиях, конкуренции в системе юношеских соревнований, тернистого пути на профессиональный уровень, ограниченный двумя дивизионами, а не тремя, как у нас?
Ни политические «тяжеловесы», ни «младогегельянцы» от премьер-лиги словно не подумали о том, какое качество они собираются ограничивать количественно.
Когда подумают, наверное, вспомнят, что на ринг 24 июня можно было не выходить. Хорошо, если это произойдет раньше, чем мы услышим очередную вариацию на тему того, что на чемпионате мира слабых команд не бывает.
24 июня 2015, 00:57