22 июня 2015 года, более ста поклонников «Торпедо» устроили акцию в поддержку клуба возле центрального входа на завод ЗИЛ.
— Верните! Верните! Верните нам «Торпедо»!
С таким лозунгом болельщики автозаводцев пришли в понедельник к главному входу завода ЗИЛ. 22 июня в 16:00 должна была решиться судьба команды, во всяком случае, именно так сказал президент «Торпедо» Александр Тукманов. В 17:00 у проходной завода началась акция в поддержку клуба.
Поклонников чёрно-белых собралось немного, чуть более сотни человек. В самом начале мероприятия их было в два раза меньше. Видимо, не у всех получилось раньше времени уйти с работы или учёбы. По пути от метро то и дело натыкаешься на различные стикеры и надписи, оставленные болельщиками «Торпедо». Содержание разное, но смысл один: «Торпедо» должно жить.
У болельщиков было несколько требований. Все можно было прочитать в специальных листовках, которые, наверное, планировалось раздавать прохожим. В итоге их просто разбросали у входа. Кроме традиционного увольнения Александра Тукманова добавился новый пункт. Поклонники автозаводцев просили правительство Москвы и лично Сергея Собянина взять на себя ответственность за судьбу команды.
Около получаса толпа стояла без действий: надеялись, что кто-то из руководства клуба выйдет на разговор. Прошёл слух, что, увидев собравшихся, Тукманов скрылся через задний ход. Напряжение нарастало. Начались первые речёвки. В основном поддержать любимую команду пришли люди постарше, но куда же без молодёжи?
После довольно мирных зарядов о возвращении клуба в дело вступила молодая гвардия. Началось фаер-шоу, с большим количеством взрывов петард возле самых дверей завода. Один из взрывов прогремел рядом с телекамерой федерального канала. Обошлось без травм, но на пару минут многие стоявшие рядом оглохли.
Это утихомирило толпу, в дальнейшем ничего уже не взрывали. Лидеры фанатского движения раздали интервью немногочисленным представителям СМИ. Через 50 минут после начала акции большинство разъехалось, у дверей завода осталось порядка 50 болельщиков.
Проходящие мимо люди с недоумением смотрели на происходящее. Узнав, из-за чего весь сыр-бор, прохожие понимающие вздыхали и шли по своим делам. К таким вещам тут привычны. Один из работников завода, прежде чем зайти внутрь, спросил у меня: что происходит?
— «Торпедо» спасают!
— Слава богу! А то я думал, что Сергей Собянин к племяннику приехал! Значит, ничего страшного!
Улыбнувшись, он пошёл по своим делам. Вот так всегда — кто-то ждёт мэра, а кто-то радуется, что он не приехал.
В это время полиция, которая стояла пока в стороне, решила уговорить собравшихся разойтись. Были вызваны высокие чины. Количество прибывавших сотрудников полиции росло в геометрической прогрессии. Через 10 минут возле ЗИЛа припарковалась уже целая армия автомобилей с мигалками. Машин 15, а то и больше. Подъехал автобус с ОМОНом.
Несколько полковников спокойно разговаривали с наиболее активными представителями движения, просили разойтись. Никто из собравшихся на себя бремя лидера брать не спешил. Если есть лидер – значит, это организованная группа людей, но сегодня к заводу каждый пришёл по своему желанию.
Во всяком случае, именно это объяснили сотрудникам полиции. Оказывается, был запланирован митинг, но он должен был состояться 24 июня. На сегодняшнюю акцию город разрешения не давал.
Диалог с представителями власти мог продолжаться бесконечно, но кто-то крикнул «уходим!», и толпа потянулась в сторону метро. У входа на завод остались разбитые бутылки, разбросанные листовки и много другого мусора.
Представители полиции решили проводить болельщиков до метро – видимо, это и привело к конфликту. Кто-то что-то крикнул, или нарисовал, или сломал. Начались задержания. Человек 20 погрузили в автобус, часть болельщиков разошлась по соседним улицам. С начала акции прошло полтора часа.
Между тем уже завтра «Торпедо» может потерять профессиональный статус. Видимо, одними кричалками и наклейками делу не поможешь. Нужны более серьёзные меры.
Никита Кузин