Гус Хиддинк: "Российские футболисты были слишком закрепощены"
Гус Хиддинк проводит тренировку своей сборной за день до матча с Латвией. Точнее – приглядывает за ней. «В поле» работают Данни Блинд с Руудом ван Нистелроем. Когда-то, во время своего первого пришествия главным в голландскую сборную, Хиддинк вот так же натаскивал «на тренеров» Франка Райкарда с Рональдом Куманом. А работая у нас – Александра Бородюка с Игорем Корнеевым.
И почему-то все его ученики-соотечественники при деле, не говоря уже о самом Гусе, а наши – смотрят футбол совсем не от бровки. Может, сам Хиддинк знает ответ на этот вопрос? Ведь о России Гус всегда готов поговорить с удовольствием.
- Можете вспомнить, когда последний раз удивлялись каким-то российским событиям?
- Недавно смотрел обзор одного из туров – и вдруг увидел на скамейке российской сборной Семака с бородой! Как тут было не удивиться?!
- Это же Ваш принцип работы: привлекать к сборной молодых помощников из числа недавно закончивших карьеру известных местных футболистов?
- Скорее – общеголландский. У нас так принято: бывший игрок проходит ускоренный курс обучения и получает свою первую серьезную практику под руководством опытного тренера. Это помогает молодому коллеге быстрей определиться: интересна ему самому такая работа, получается ли у него или же стоит заняться в жизни чем-то другим.
- Ваша сборная, приехав третьей с чемпионата мира, крайне неудачно стартовала в отборочном турнире…
- Это вполне объяснимо: команду, успешно сыгравшую на таком крупном турнире, затем неизбежно ждет некоторый спад. Плюс смена тренера – нам с футболистами потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть друг к другу.
- Это правда, что Вы могли возглавить сборную намного раньше?
- Да, первое предложение поступило как раз во время работы в России – я был тогда связан контрактом с «Анжи», и потому ответил отказом.
- Это был еще тот период, когда работать в «Анжи» было предпочтительней, чем в сборной Голландии?
- Дело не в предпочтениях – ты подписал контракт и изволь его выполнять. А что вскоре владелец «Анжи» резко поменял направление – так это его право. Да, все произошло для меня весьма неожиданно, но расстались мы абсолютно по-доброму. И на второе приглашение в сборную я уже соглашался как человек, свободный от каких-либо обязательств.
- В ком-то из российских футболистов, собранных тогда в Махачкале, можно было разглядеть большой талант?
- Шатов подойдет? По его технической оснащенности и светлой голове сразу было видно – может вырасти в большого игрока. Он же сейчас основной в сборной, верно?
- Да, но сама сборная даже с Шатовым выглядит как-то не очень…
- Одно из моих первых правил: не обсуждать работу других тренеров. К тому же я не в курсе процессов, происходящих сегодня в российском футболе. Знаю только, что с тех пор, как боссом в футболе перестал быть Виталий Мутко, там пошла слишком частая смена первых лиц, но идет ли это на пользу футболу или во вред – издалека судить не могу.
- А что для Вас было самой большой проблемой в адаптации к российским футбольным реалиям?
- Первое, на что я обратил внимание, как только приехал: футболисты были слишком закрепощены. Они боялись ошибки – и боялись наказания за нее. Ответственность – это, бесспорно, хорошо, но страх перед этой ответственностью способен свести на нет все ваши положительные качества.
Но я сумел, пусть и не сразу, достучаться до футболистов: если вы ошибаетесь, но при этом не отступаете от наших договоренностей перед матчем – ничего страшного, это уже не ваши, а мои проблемы! Тренеру очень важно дать понять, что он заодно с игроками – иначе у них вместе мало что получится.
На следующий день голландцы, не прилагая особых усилий, обыграют Латвию на том самом классе, отнять который у них просто невозможно, с гроссмейстерским гостевым счетом – 2:0. Но все равно останутся в своей группе третьими – после неожиданных исландцев и крепких чехов. И просто необходимо пожелать Гусу большой удачи – не дай Бог России попасть на его команду в стыках.
Рига - Москва
Автор: Сергей Микулик
19 Июня 2015