Зрительский интерес
На первый домашний матч сборной России после чемпионата мира в Бразилии пришло 3500 человек. Да, товарищеский; да, в будний день; да, в Химках; да, с Азербайджаном – однако меньше народу на сборную собиралось лишь однажды, осенью 1992 года. Тогда причиной был Люксембург. Сейчас – отсутствие надежды: впервые за очень долгое время начало нового отборочного цикла не обещало никаких перемен. Даже после победы со счетом 4:0 Фабио Капелло заявил, что не может гарантировать, что сборная России будет играть в атакующий футбол.
Нападение
Попытка, впрочем, была сделана: в первых четырех матчах отборочного турнира в стартовом составе сборной выходили 2 нападающих. Кокорин и Кержаков, Кокорин и Дзюба, Дзюба и Кержаков, Кокорин и Черышев (в матче с Австрией Денис играл на фланге, но ближе всех к чужим воротам) – перебор этих сочетаний несколько изменил игру команды, но все равно не принес результата.
Результативность
В семи матчах после ЧМ-2014, считая два товарищеских и прерванную встречу с Черногорией, сборная России забила всего 6 голов с игры (один из них – автогол Лихтенштейна). Остальные 6 голов были забиты после розыгрыша стандартных положений: три с угловых, два с пенальти и автогол после штрафного Игнашевича. Половина голов со стандартов – это типичный показатель для клуба-середняка, оказавшегося в опасной близости от зоны вылета.
Вариативность в атаке
Главным созидающим игроком сборной продолжает оставаться защитник Дмитрий Комбаров – именно он, а не Широков или Дзагоев, чаще всех создает для партнеров моменты (16 раз). Комбаров – один из лидеров всего отборочного турнира по числу подач с игры: за 4 матча он сделал 28 кроссов. Проход по левому флангу и навес в штрафную – до сих пор самое опасное оружие сборной России.
В общем, вариативности в атаке не прибавилось. А вот реализация моментов стала хуже – лишь 6,25% ударов игроков сборной России стали голами. Это 43-й показатель среди всех 53 команд квалификации Евро-2016. Такую же реализацию, скажем, показывает сборная Лихтенштейна.
Контроль мяча
Изменил ли Капелло что-то в лучшую сторону? Ну вот, например, сборная стала больше контролировать мяч – в среднем 63% игрового времени. В каждом отборочном матче Россия превзошла соперника во владении мячом (75% с Молдавией, 67% с Лихтенштейном, 60% с Швецией, 55% с Австрией и 57% с Черногорией), только вот на результате это не сказалось практически никак. Мало держать мяч у себя, надо еще уметь этим воспользоваться.
Собственно, особенности учащенного владения мячом раскрывают цифры передач – больше всех в сборной пасуют Сергей Игнашевич (303 передачи) и Василий Березуцкий (291). Наверное, не нужно пояснять, что обилие передач от центральных защитников редко указывает на какой-то игровой стиль – скорее на его отсутствие.
Впрочем, даже у бесцельного контроля игры есть один положительный эффект: лишенный мяча соперник не так часто угрожает воротам сборной России. В пяти матчах в сторону наших вратарей прилетело всего 29 ударов (из них 11 в створ) – это один из самых низких показателей в квалификации Евро-2016. Другое дело, что залетевшие-таки в ворота мячи принесли соперникам две ничьи и победу.
Также бросается в глаза вот что: игроки сборной России стали значительно реже идти в отбор. Лидером команды по этому показателю является сыгравший всего два матча Виктор Файзулин – он сделал 7 удачных отборов. Остальные футболисты в среднем отбирают мяч около одного раза за матч.
На что остается надеяться?
Ах да, Фабио Капелло регулярно вызывает в сборную России новых игроков и даже вспоминает о таких людях, как Дмитрий Торбинский. После ЧМ-2014 за сборную сыграли 3 дебютанта – Магомед Оздоев, Сергей Паршивлюк и Дмитрий Полоз. Наверное, скоро свой шанс получат и другие футболисты с российским паспортом, закрепившиеся в основе клубов премьер-лиги, и благодаря ужесточению лимита на легионеров часть игровых проблем сборной Капелло будет пытаться решать методом простого перебора. Нельзя же рассчитывать только на технические поражения.