С чего вдруг главный тренер сборной России повернулся к СМИ передом?
С ноября по февраль Фабио Капелло дал столько интервью, что мой коллега Игорь Рабинер уже мог бы написать на их основании новую книгу. Прежде прессу не жаловавший Дон Фабио заговорил и о футболе, и о детстве босоногом, и о матери, и о Черышеве с Дзюбой, и тезисы составил, и готов теперь отвечать даже на самые-самые острые вопросы.
В минувшую среду Капелло и вовсе встретился с группой ведущих отечественных журналистов. «СЭ» представлял наш обозреватель Игорь Рабинер. Предполагалось, что после интервью под диктофоны и изысканного обеда итальянец еще и поговорит по душам. В итоге, правда, дело ограничилось официальной частью.
Интервью, безусловно, получилось могучее. Надеюсь, вы в этом сами убедились, прочитав его. А если не прочитали, вот дайджест:
1. Капелло категорически уверен, что Россия поедет на Euro-2016.
2. При этом, вопреки недавнему заявлению президента РФС, в договоре с тренером, по словам самого Капелло, нет пункта о разрыве соглашения в случае непопадания на чемпионат Европы.
Ну, а чему тут удивляться? Давно известно, что контракт с Капелло снабжен фантастической системой защиты интересов итальянца: его юристы провели блистательную работу, в отличие от представителей другой стороны. Разорвать соглашение, конечно, все равно можно. Одна беда: за расторжение придется дорого заплатить.
3. Капелло по-прежнему не признает ошибок.
Его и из «Реала» не выгнали, а «я сам ушел». И в ресторан на встречу с прессой он опоздал на 50 минут исключительно из-за того, что «кто-то там ехал важный, и около Кремля встали».
4. Капелло не включил Черышева в заявку на ЧМ-2014 потому, что Денис после травмы был ну совсем не готов.
Хотя, по моей информации, события развивались несколько иначе. Черышева должны были включить, но произошла техническая ошибка — ответственные лица не разобрались в правилах подачи заявки. Собственно, именно автор этих строк, благодаря короткому журналистскому исследованию, на ту ошибку тогда же и указал.
5. Капелло переживает за Дзюбу.
Всего год назад это звучало бы как сюр.
6. Капелло по-прежнему очень много и прилежно работает.
Создан реестр подающих надежды игроков под проект ЧМ-2018, но документ, во-первых, закрытый и сугубо личный (авторы и хранители — Капелло и его правая рука Оресте Чинквини), а во-вторых, медленно обновляется. Например, Лысцов уж месяц как в «Бенфике», а в «списке Чинквини» все еще значится игроком «Лейрии».
7. Капелло имел право после двух месяцев задержки зарплаты обратиться в суд и получить все деньги по контракту вплоть до 2018 года, но не сделал этого.
8. У Капелло по-прежнему натянутые отношения с президентом РФС, а после того, как дону Фабио перевели цитату Николая Толстых о том, что «зарплата Капелло является для группы близких к нему лиц неким бизнес-проектом», стали еще хуже.
Понимаю, насколько обидно было Капелло услышать такие слова. Оставаясь противником сотрудничества с итальянцем с первых же дней его работы в России, однако, не могу не признать несомненных плюсов дона Фабио как профессионала и личности. Капелло — действительно трудоголик. Он, безусловно, страстно любит большие деньги — но предпочитает их зарабатывать, а не тупо наживаться. Возможно, зарплата — и впрямь для кого-то бизнес-проект, но точно не для самого тренера. Иначе он обчистил бы нас до нитки в одно мгновение, а не за несколько лет.
Итак, Капелло заговорил, вдруг стал искренним и душевным. Может, раз он так сильно изменился, и сборная России теперь заиграет, зацветет?
Давайте разбираться.
В футбольных кулуарах не является секретом, что с некоторых пор запущена кампания под условным лозунгом «Обелим Капелло». И встреча с журналистами, состоявшаяся в среду, — ее составная часть.
Имидж дона Фабио действительно упал ниже плинтуса. В первые два года работы он ходил задрав нос, полагая, что громкое имя позволяет ему плевать на всех с высокой колокольни. А граждане, обеспечивавшие информационное поле вокруг него, только подначивали.
Сейчас место этих граждан заняли другие — которые прекрасно понимают PR-технологии и сущность СМИ: если ты стоишь, как та избушка на курьих ножках, к лесу передом, а к журналистам задом, то этим непременно и в полной мере воспользуются, стоит только тебе проиграть. Логично, что после провала на ЧМ-2014 и позорного старта в отборе на Euro-2016 (плюс грандиозного контракта, который всех раздражает) из Капелло сделали даже большее зло, чем он на самом деле является.
Не в последнюю очередь благодаря грамотной информационной политике в России многие до сих пор боготворят Гуса Ивановича Хиддинка, да и к Дику Николаевичу Адвокату отношение лучше, чем могло бы быть. Но никакая работа с прессой не дала этим тренерам столько народной любви, сколько бронза Euro-2008 и победа «Зенита» в Кубке УЕФА.
А у Капелло в данный момент нет ничего, кроме неудач. Отговорка про «первый чемпионат мира за 12 лет» катит только в глазах самого Капелло. Ни один футболист в здравом уме не назовет его Учителем или лучшим тренером в карьере, как, допустим, Аршавин или Павлюченко всегда говорили про Хиддинка. Ни один игрок, кроме, с оговорками, Олега Шатова и Александра Кокорина, не добился хоть какого-нибудь прогресса при его непосредственном участии.
Так что, очищая костюм Капелло от посаженных в 2014 году пятен, его имиджмейкеры при всем желании и мастерстве не сделают его другим тренером и не заставят сборную России играть по-другому, лучше. На данный момент всё — и прежде всего результаты — говорит о том, что методики Капелло не работают либо применительно к сборным командам, либо конкретно к России и ее не самым звездным футболистам, либо в принципе больше не работают, потому что как практикующий тренер дон Фабио потерял актуальность, остался во вчерашнем дне. И эту проблему невозможно исправить с помощью даже самых искренних интервью.
…А напоследок я нагло украду у одного коллеги-журналиста замечательное сравнение, которое он привел в нашем приватном разговоре.
Когда у слепого пилота выпадает из рук штурвал, самолет входит в штопор и авиакатастрофа кажется неминуемой, ласковые стюардессы могут сколько угодно успокаивать пассажиров, говорить про верный курс и что все будут спасены. Кто-нибудь, возможно, им даже поверит. Только пилоту — и, главное, самолету — это все равно не поможет.
Дмитрий Симонов