Во время презентации своей книги «“Спартак“: семь лет строгого режима», состоявшейся в Питере, Александр Бубнов дал исчерпывающие характеристики российскому футболу и его главным персонажам, сопровождая свой рассказ сатанинским смехом. Часть выступления мы опубликовали в номере «Спорта День за Днем» за четверг. Сегодня — расширенная версия.
Как убивают сборную
Если отменят лимит на легионеров, российский футбол вообще убьют. Главный идеолог этой идеи — Гинер. К нему примкнул Миллер. Такое же дурилово — переход на систему «осень — весна». Им нужно было синхронизировать трансферные окна, чтобы проворачивать такие трансферы, какой «Зенит» провернул с Халком. В России нет профессионального футбола — есть государственно-криминальный. Все, что творится, убивает сборную России. А впрочем, она и так убита.
После того как сборная СССР дошла до финала чемпионата Европы 1988 года и показала феноменальный футбол — в частности, с помощью командного прессинга была вынесена в полуфинале сборная Италии, — иностранные специалисты стали записывать лекции Лобановского. Одним из них был Капелло.
Но вот парадокс: за рубежом методики Лобановского давали эффект, в нашей стране — нет. Когда я поинтересовался, почему так, мне объяснили: «Западные тренеры все выполняют от А до Я, а ваши — от А до Б». Хотя у нас в Союзе были игроки, которых признавали лучшими в мире. Мы, между прочим, Олимпиаду выигрывали.
А сейчас все эти выпускники академий Галицкого и прочих не могут даже квалификацию пройти к Играм, ха-ха-ха! Колыванов случайно выиграл юношеский чемпионат Европы. В молодежной сборной России нет игроков, которые играли бы в составах клубов. А мы чемпионат мира собрались проводить.
Сравните Капелло и Лева
Мутко говорит, что выход на чемпионаты мира или Европы — успех для страны. Тогда давайте праздновать то, что мы вышли на чемпионат мира 2018 года, который пройдет в России, — там отбор не надо проходить. Я Путину сказал: «Почему вы не отправите Мутко речным транспортом руководить?» Ведь он во главе футбола — то же самое, что я во главе Большого театра. Если я туда приду, там танцевать перестанут.
Из-за того что Мутко не разбирается в футболе, он привез сюда Капелло. У этого тренера система игры «9–1». У нас нападающих нет в клубах, на которых привыкли делать ставку топ-тренеры. Только легионеры играют. Сейчас в сборной вообще паника. Они могут Черногории «сгореть», на Евро-2016 не выйти.
Капелло из «Реала», из сборной Англии выгнали, потому что он не мог ставить зрелищный футбол. И этот тренер получает у нас, по некоторым данным, двенадцать миллионов евро. А Лев, который выиграл с Германией чемпионат мира, — три миллиона. Кстати, не уверен, что все деньги идут Капелло. Там есть еще Бартуша (видимо, речь о матч-агенте Элизабет Бартоше. — «Спорт День за Днем»), так вот она — прокладка между Мутко и Капелло.
«Леня, без тебя разберемся!»
Вы спрашиваете, почему я никого не тренирую. Как вы себе это представляете? Знаете, от кого такие решения зависят? Там Гершкович сидит, дань с иностранцев собирает. Мутко вообще меня ненавидит. Сейчас в почете «карманные» тренеры. Слуцкий, Газзаев…
Видели, что Газзаев во Владикавказе натворил?! Он там командовал, а Стельмах (директор «Алании», пережившей банкротство. — «Спорт День за Днем») подписывал. Теперь уголовные дела заведены! В середине девяностых «Алания» как стала чемпионом? Туда все водочные деньги направляли и пенсионные тоже. Еще она шестьдесят процентов договорных матчей сыграла! Вот такие тренеры устраивают руководителей. Помните, как Дзагоев послал Слуцкого, когда тот его заменил? Тренер пришел к Гинеру, сказал: надо, мол, его убирать. Что ему ответили? «Леня, иди, работай, без тебя разберемся!»
Такой же Карпин был в «Спартаке». Сбитый летчик. Развел на деньги Федуна. Привез сюда Кариоку. Я когда на этого Кариоку смотрел, думал, что он дерьма наелся — такое недовольное лицо. А Карпин называл его лучшим опорным полузащитником.
Пухленький Аршавин, чужой Черышев
Когда в восьмидесятые границы открыли и наши футболисты получили возможность ехать на Запад, стало ясно: половину высшей лиги чемпионата СССР хотят скупить. Я знаю, какие контракты предлагали Кипиани, какие предлагали Гуцаеву. Мне лично Бобби Робсон, который с «Ипсвичем» Кубок УЕФА выиграл, предлагал контракт.
Мы тогда с московским «Динамо» были в турне по Англии, сыграли с «Ипсвичем» 2:2. Мне тогда двадцать пять лет было. Я после игры зашел в их раздевалку поменяться майками с игроком, которого из футбола провожали. Робсон говорит: «Контракт! Какой хочешь!» Я говорю: «Вы что хотите, чтобы моих родственников арестовали? У нас это невозможно». Вот такой уровень был. А Робсон разбирался в игроках. У него Моуринью учился.
Сейчас нет игроков, которые соответствовали бы уровню западных топ-клубов. Черышев? Всадник без головы. Потом не забывайте, что он не российский футболист, вырос в Испании, там играл и тренировал его отец.
Аршавин съездил в «Арсенал», вы видели. Показал свое лицо. Амбиции большие были. На самом деле он в «Арсенале» не играл, а подыгрывал. Лидеры там другие были. А ему пресса статус лидера приписала. Когда он в сборную приезжал, надо было лидерские качества показывать, а что он мог показывать, если в Англии этого не показывал? Начал пыжиться, тужиться — ничего не получилось. Потом задурил, из Англии его поперли с позором.
Казалось бы, на таком уровне играл, здесь, в России, должен быть королем. А он в состав «Зенита» не попадает. Пухленький такой, лишний вес, чуть-чуть побегал — шечки сразу красные. Упал… Как они здесь себя ведут, вы лучше меня знаете. Они по своей сути не профессионалы. А деньги у них, блага какие… Валентин Козьмич Иванов, царство ему небесное, говорил им: «В советские времена вы даже в дубле не играли бы». Левые профессионалы.
Авгиевы конюшни некому расчищать
В советском футболе было мало российского. Москва не Россия, Петербург — тоже. В чемпионате СССР были украинские клубы, московские (ненавидели друг друга), «Зенит» и команды из советских республик. Тбилисское «Динамо», «Нефтчи», «Арарат», минское «Динамо», «Жальгирис»… Там такие красавцы играли! Представляете, сборные республик! Туда такие деньги вбухивали — политика.
А когда Союз в начале девяностых распался, в высшей лиге начали играть «Текстильщик», «Жемчужина», «Локомотив» из Нижнего Новгорода. Футболом руководили такие тренеры, как Борман, Найденов. Последний открыто говорил: «Давал судьям, даю и буду давать!». Овчинников (Борман. — «Спорт День за Днем») давал установку на игру: «Вот ваши премиальные — идите, откопайте их в чужой штрафной». Футбол начали гробить. Игроков уничтожать. Был у нас кулак — разрезали на пальцы.
Помню, вызвали этих горе-тренеров в высокий кабинет, спрашивают:
— Договорные матчи есть в России?
— Есть! — говорят.
— Вы их играете?
— Нет!
И сейчас такие же деятели руководят. Галицкий говорит, что надо увеличивать лигу до восемнадцати команд, Газзаев — что до двадцати. Раньше Газзаев нас тащил в объединенный чемпионат — вместе с Украиной. И Миллер об этом мечтал, поскольку им не нравится независимость Толстых.
Прядкин возглавляет РФПЛ. А на него уголовное дело заводили. Его сажать надо! Там что-то с оружием связано. И всеми этими людьми рулят агенты. Я бы отправил всех руководителей в места не столь отдаленные.
Поднимать наш футбол после развала СССР надо было долго, трудно. Это же авгиевы конюшни. Но когда этим занимаются такие люди, успеха не жди. Нас спасает только то, что Россия — богатая страна. Очень богатая. Я тут в Якутии был, мне большие руководители рассказывали: «Саш, тут такая земля, все есть — алмазы, золото, ископаемые!.. Еще тысячу лет можно воровать, все равно страна останется богатой». Поэтому когда Америка грозит санкциями, мне смешно. Все равно что пугать ежа голой задницей.
Иностранцев разогнать, бюджеты открыть
Предлагаете мне стать ледоколом в борьбе с коррупцией? Путин — ваш земляк? Если даст мне советников, а еще лучше сотрудников Следственного комитета, я наведу порядок.
Наш футбол нужно закрывать. Профессионалов в нем нет. Идет воровство. Пока в футболе будут бюджетные деньги, которые можно осваивать, ничего не изменится. Выход такой: разгонать всех легионеров, чтобы выбить почву из-под коррупционеров, делать ставку на своих игроков. Результаты в Европе не нужны. Их и так нет — даже с Витселями и Халками. Только позоримся. Со временем оставить клубы, которые хотят развиваться. Открыть бюджеты. Потом пригласить иностранцев. Но их должно быть не больше четырех на поле.
Только я ни в какие перемены не верю. Потому что слишком много знаю. Меня тут один человек пытал, просил поделиться, я ему объяснил:
«Если бы я рассказал тебе десять процентов правды про российский футбол, тебе плохо стало бы, если бы двадцать — у тебя волосы выпали бы, если бы тридцать — ты перестал бы смотреть этот футбол, а если бы сорок — ты повесился бы!»
19 февраля 2015, 22:50