Евгений Дзичковский анализирует итоги выборов лучшего футболиста года в России, находит пару патриотичных парадоксов и одну большую проблему.
Еженедельник «Футбол» опубликовал итоги традиционного голосования «Лучший футболист года в России». Победил ивуариец Сейду Думбия. Призерами стали Александр Кокорин и Артем Дзюба. Халк, Вальбуэна, Ари и уж тем более Данни с Рондоном опередить россиян в борьбе за почетный пьедестал не сумели.
Оспаривать выбор 272 коллег – дело бесперспективное. В чемпионате России 44 процента легионеров: почему бы двум из оставшейся 56-процентной массы и не оказаться в первой тройке? Ведь ярче Кокорина среди наших и правда не найти. А медийность Дзюбы, помноженная на репрессии Фабио Капелло и контрактные мытарства, придает спартаковцу еще и нефутбольный шарм.
Если докапываться, как к столбу, можно, конечно, задать ряд вопросов. Вот, скажем, Кураньи забил столько же, сколько Кокорин: 7 из 36 динамовских мячей. Но россиянин упомянут в опросе 101 раз, а немец не упомянут вообще. При прочих равных – своим дорогу и почет, спору нет. И прочие тут как будто равные. Но каков разрыв! Или представим, допустим, что Дзюба приехал к нам из Франции, как Вальбуэна. С тамошним паспортом и ударением на последний слог. Но со здешней игрой и голевыми достижениями. Каким было бы место Артема в опросе «Футбола»? Тоже третьим? А имей Бибрас Натхо (9 голов и 6 голевых передач в текущем сезоне) российское гражданство – неужели не стал бы одним из главных героев голосования?
Впрочем, вывести за скобки патриотизм в таких случаях невозможно. Да и не нужно. Поэтому предлагаю немного изменить ракурс. И извлечь на свет протокол судьбоносного матча Бельгия – Россия, сыгранного в июне на «Маракане».
Среди 14 россиян, проигравших бельгийцам, выделяются трое: Кокорин с его сотней упоминаний в опросе, Василий Березуцкий (62 голоса) и Шатов (15). А вот как патриотичные российские журналисты голосовали за остальных.
Кержаков – 9 упоминаний из 819.
Игнашевич – 6.
Акинфеев – 4.
Д.Комбаров – 2.
Самедов – 2.
Дзагоев – 1.
Глушаков – 1.
Ещенко – 0.
Канунников – 0.
Козлов – 0.
Файзулин – 0.
По-моему, в этом кроется что-то невыразимо печальное. На матч года за сборную вышли играть те, кто не считается лучшим у себя на родине. Даже по меркам нашего среднего футбольного бытия. То есть мы седьмые в рейтинге чемпионатов УЕФА, и добыто это седьмое место, как ясно из журналистских симпатий, в основном не россиянами. Но именно от россиян мы хотим супервыступлений на уровне сборных. Железная логика.
* * *
Не стоит думать, будто я специально подогнал под ситуацию плаксивый бельгийский протокол. Вот свежий матч против молдаван. Уже позади Бразилия, уже сделаны выводы и мощно перетасован состав. На поле – сразу 8 отличий. По стечению обстоятельств, рейтингового Кокорина сменил милый журналистскому сердцу Дзюба (92 голоса в опросе «Футбола»), а Шатова – Черышев (18 голосов). Какого мнения пресса о других кузнецах российского счастья?
Ионов – 1 упоминание в опросе.
Щенников – 1.
Гранат – 0.
Оздоев – 0.
Паршивлюк – 0.
Полоз – 0.
Мы им не верим, братцы. Может, они и могут, но мы так не думаем. А они играют. И добывают такие результаты, как с Бельгией и Молдавией. И огребают от нас за это. Замкнутый круг.
Претензии, разумеется, возможны и к голосовавшим. Или, допустим к системе голосования. Однобокие мнения... Зашоренные люди... Всего три варианта ответа... Но давайте снова сменим точку обзора. Ну ее, алгебру. Глянем на гармонию.
Что есть выбор лучшего? Что оценивается? В первую очередь техника и мастерство. Эффектность и эффективность. То, что запоминается. Недавно вот хоронили Черенкова. Ну какие тут нужны слова? Иванов, Стрельцов, Бышовец... Титов, Мостовой, Радимов... Юран, Кирьяков, Добровольский... Бердыевскую «улитку» – и ту вспоминаем с придыханием, хоть прошло уже столько лет. А ведь «вспоминаем» – ключевейшее слово. Давайте-ка вспомним нынешних «улиточников». Где они? Кто они? Каких технарей пресса забыла при голосовании?
В любых сегодняшних опросах – тоска по классу, по красоте, по мысли. И «охи» от игры Вальбуэна из той же серии. И дифирамбы Геннадия Орлова с Андреем Тихоновым в адрес Ари. И общее почтение к Думбия. Родите что-нибудь, россияне, кроме звания лучшей по отборам команды чемпионата мира, – и вас запомнят. Готовность к этому есть, судя по Кокорину и Дзюбе, выведенных в лучшие, на мой взгляд, с патриотическим авансом.
***
И снова алгебра. Согласно статистике Opta количество успешных обводок в матче Бельгия – Россия соотнеслось как 21 к 6. Единственный гол мы пропустили после того, как Ещенко был отыгран Азаром. Кого наши отыграли или обыграли в ответ? По проценту удачного дриблинга Россия – предпоследняя команда бразильского чемпионата, хуже только Испания с ее «тики-такой». По успешности обработки мяча мы на 20-м месте. По проценту выигранных единоборств – на 30-м, выше Ирана и Эквадора.
Лишь 22 процента российских атак развивались через центр поля. Это снова 31-е место, хуже только «навесная» Англия. Да, в Бразилии не было Широкова. Но не играл и «фланговый» Черышев, что делает наше неумение комбинировать в центре статистически обоснованным.
«У меня в сборной максимум три игрока, которые отвечают пониманию игры, как таковой», – кулуарно сказал Капелло Вячеславу Фетисову после Бразилии. Если один из трех Кокорин, значит, двух других мы в опросе недооценили, поскольку Дзюбы на тот момент в сборной не было. Но и трех дьявольски мало. Капелло, чтобы оправдаться, может подвирать даже в кулуарах, мы почти убедили себя в этом. К тому же он мастер по тушению горящих глаз. Как накинется, бывало, перед важной игрой, – и давай тушить. Но покажите мне тренера, который сумел бы потушить глаза Раулю, Клозе или Руни? У сборной при гнетущем тренере может не быть командной игры, но дриблинг и умение выигрывать единоборства – качества индивидуальные. Их не задушишь, не убьешь, если тебя не обнулили физически.
Зато Капелло точно не врет в другом. Российских детей с 9 лет учат тактике, хотя в Европе чуть ли не до 15 шлифуется только техника. Тактике научить проще. Взамен тренер получает титулы, новый виток карьеры и поколение юных стратегов, боящихся идти в обводку. Одновременно тренеры детско-юношеско-молодежных сборных предпочитают набирать «слонов», умеющих топтать сверстников. Если мерилом работы считается титул, что еще делать тренерам?
* * *
Во всем оригинальный Сергей Галицкий имеет собственную точку зрения на этот счет. Возраст юношей из отдельных регионов, по его мнению, правильнее определять по годичным кольцам. Отпилил руку и смотри, – примерно так. Увидишь не то, что в документах. Поймешь, почему юниор бреется два раза в день. И почему футбольные невесты в тех регионах зачастую старше женихов.
Будущие технари, на взгляд Галицкого, в отрочестве обязаны быть щуплыми. 17-летние гиганты к 22 годам продавливают газоны, а тощий сохранит скорость и расцветет техникой, если к тому моменту его не выгонят за профнепригодность. По этой же причине возрастные группы в академии «Краснодара» поделены не на годы, а на полугодия. 12-летний январский может подавить 12-летнего декабрьского ментально и физически, не позволив тому раскрыться. В таком возрасте разница чувствительна, и одинаковый подход тормозит рост.
Производя на свет хорошо бегущих крепышей, мы пытаемся отыскать их потом во всевозможных рейтингах. И не всегда находим даже в опросах, посвященных собственному чемпионату. Вот усредненная комплексная статистика портала whoscored.com, выстроившая по ранжиру участников чемпионата мира. Обсчитаны как эффектность, так и эффективность. В это легко поверить, если знать: первую четверку составили Месси, Роббен, Хамес Родригес и Неймар. Наши в списке тоже отыщутся, только нужно как следует его полистать. 43-е место – Игнашевич. 73-е – Березуцкий. 121-е – Комбаров. 171-е – Файзулин. 204 – Глушаков. И так далее.
А вот аналогичный рейтинг чемпионата России-2014/15. Пять первых мест: Халк, Еременко, Вальбуэна, Натхо, Кришито. Лучшие из россиян – Смольников (11) и Газинский (14). Теперь кликнем мышкой и выстроим игроков по среднему количеству обводок за матч. Наконец-то увидим в десятке сразу двух наших: Мирзова (7-е место) и Касаева (8). У лидера Халка – 3,4 обводки, у торпедовца и железнодорожника – 1,6 и 1,5. На 12-м месте Олег Иванов, на 13-м – Луценко, на 16-м – Власов, на 18-м – Смолов. На 19-м и 20-м степенно обосновались первые сборники – Д.Комбаров и Шатов. У обоих по 1,1 обводки за матч.
Голосовать за звание лучшего мы уже научились. Производить лучших – пока нет. И так же, как в экономике обычной, ищем причины футбольной отсталости в странных местах. Вот ввели санкции против себя, и тут же наладим импортозамещение, да? Приняли новый лимит – и мигом организуем живительную конкуренцию.
Послушайте, в Англии, Бельгии, Германии, Швейцарии, Италии процент легионеров выше, чем в России. В Испании, Голландии, Украине – ниже. Но все эти страны опережают нас в рейтинге ФИФА. Причем иные – намного опережают. Чего мы уперлись рогом в легионеров? На кой черт жонглируем лимитом, словно он один регулирует наше кривенькое развитие? Да и регулирует ли он вообще что-нибудь, кроме цен на российских игроков?
Нам нужна большая площадь посева и высокий урожай с гектара, – это намного важнее. Тогда упадут цены, тогда будет конкуренция. Тогда, наконец, мы будем точно знать, за что включаем в опросы российских кудесников мяча. Делать это сейчас заставляет, в основном, слово «российский». А там, глядишь, начнем видеть в них и кудесников.