Вчера в Госдуме прошел круглый стол с участием президента РФС Николая Толстых и многих других фигур спортивной России, посвященный ЧМ-2018
Жаль, что на круглый стол в Госдуму так и не приехал Фабио Капелло, которого на Охотный ряд настойчиво звали. Было бы презанятно понаблюдать за пикировкой итальянца, к примеру, с Владимиром Жириновским. Который вчера традиционно жег глаголом: "Ему наплевать на наше общественное мнение – он будет делать то, что посчитает нужным".
По этой логике выходит, что, если бы Капелло не было наплевать на общественное мнение, то он поступал бы вопреки своим убеждениям. Без особых симпатий отношусь к российскому этапу работы дона Фабио и особенно соотношению "цена – качество", но что бы он тогда был за тренер, кабы работал под диктовку Жириновских?
По правде говоря, без Капелло и Виталия Мутко (который, напомню, не только спортивный министр, а еще председатель Оргкомитета ЧМ-2018 и член исполкома ФИФА) круглый стол о российском мировом первенстве можно было переименовывать в квадратный, треугольный и какой угодно еще, потому что практический смысл в нем отсутствовал. "Посидели, помололи, а толку никакого", – памятная цитата Валерия Карпина о заседании технического комитета РФС после окончания ЧМ-2014 ложится сюда просто как влитая. Да от техкома, где по крайней мере собрались профессиональные футбольные тренеры, толку было во много крат больше!
А вчера мы, например, услышали авторитетное мнение председателя комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи Игоря Ананских: "Лимит на легионеров? На данном этапе развития футбола в стране необходимо сократить количество легионеров до шести, а то и до пяти человек на поле". Заметьте: это говорит не рядовой депутат, а председатель профильного комитета парламента. Который по идее должен быть, что называется, в теме. А на деле мы видим классический пример популизма, стремления судить о вещах по вершкам, даже не пытаясь дойти до корешков.
По-моему, все, кроме г-на Ананских, уже убедились, к чему привел лимит в его нынешнем виде. К искусственному взлету зарплат российских игроков. К скупке всей более или менее способной молодежи топ-клубами с их нерыночными возможностями. К отсутствию равноправной конкуренции. К шальным миллионным (не в рублях) контрактам в 18-19 лет.
После этого подавляющее большинство этих, только формирующихся как личности ребят с настоящим футболом заканчивают, поскольку нормально переварить такие деньги в этом возрасте мозг ни одного человека не в состоянии – потому что они не заработаны, а получены.
Недавно слышал историю про талантливого молодого вратаря, который еще далек от основы своего клуба в РФПЛ, но уже гоняет на дорогущем спортивном автомобиле и вкушает все прелести dolce vita. И после этого мы будем удивляться, что у нас не растут Мюллеры и Кроосы? Не буду называть фамилию парня, потому что дело не в нем, а в порочной системе. Которую сделают еще порочнее, если ужесточат лимит.
Дескать, нужно "поддержать отечественного производителя", показав властным структурам псевдорадение за интересы родного футбола. Получается не лучше, чем с российским автопромом. Поколение футболистов, выигравшее два Кубка УЕФА и бронзу Euro-2008, выросло и заиграло при отсутствии всяческих лимитов. Тогда как из всех чемпионов Европы среди юношей 2006 года, чей переход во взрослый футбол как раз и пришелся на времена лимита, нынче в РФПЛ не столько играют, сколько присутствуют лишь два резервиста – Прудников в "Динамо" и Сапета в "Урале". А все именно из-за тепличных условий, которые созданы сегодняшней футбольной молодежи в стране.
Надеюсь, Валерию Газзаеву, радикальному стороннику полной отмены лимита, который также участвовал в круглом столе, удалось довести до сведения политиков-абстракционистов грустную, но объективную реальность. В этом случае заседание в Госдуме имело хоть какой-то смысл. Известно, что Газзаев озвучил одну из идей своей программы реформ – обязательное присутствие на поле вплоть до ЧМ-2018 минимум одного футболиста в возрасте до 21 года. Но это, по сути, тот же лимит – только в профиль, и я склонен согласиться со Станиславом Черчесовым, в целом оценившим газзаевскую программу позитивно, однако этот пункт не поддержавшим.
Потому что все естественное – хорошо, а искусственное – плохо. Жаль, что даже столь футбольный человек, как Толстых, исходя из его слов на круглом столе ("мое мнение не изменилось – лимит необходимо ужесточить"), этого не понимает.
Лимит на легионеров и есть вещь вопиюще искусственная. В чем убедился даже былой его сторонник Мутко, который сразу после ЧМ-2014 признал: "Одним лимитом проблему не решить. Считать, что если мы завтра введем лимит на легионеров, то послезавтра у нас появятся игроки, – большое заблуждение, полная глупость. РФС должен продемонстрировать, как он намерен решать проблему в целом. К примеру, где нам взять игроков? Ведь с ужесточением лимита возрастут зарплаты, траты на трансферы повысятся".
В момент, когда всем футбольным сообществом поддержан, на мой взгляд, оптимальный на сегодня компромисс в виде "10+15", взять и ужесточить лимит на поле – это стало бы просто катастрофой. "10+15" – это тоже ужесточение, потому что число легионеров в заявках резко снизится с 240 человек и составит максимум 160. Таким образом будет выкинут весь зарубежный шлак. Зато конкуренция на поле станет равноправной, и ни один человек не сможет выходить на игру только потому, что у него – российский паспорт. И вынужденный выход на замену Зобнина вместо травмированного Денисова в решающий момент матча "Зенит" – "Динамо" будет вспоминаться тренеру Черчесову лишь в кошмарных снах.
Пока же мы на полном серьезе, от официальных лиц, слышим все более дикие предложения – например, о том, чтобы сборная России собралась в одном клубе и участвовала в национальном первенстве, а другие клубы по стойке смирно отдали бы туда своих игроков. И мне сразу вспоминается, как в 1976 году под сборную СССР, готовившуюся к Олимпиаде в Монреале, через колено сломали весь календарь и структуру союзного первенства. Разделили чемпионат на весенний и осенний, из первого вовсе убрав киевское "Динамо" (де-факто – сборную СССР), занятое своими, особо важными национальными делами. В итоге и первенство изуродовали, и все проиграли. Как и должно было в той ситуации произойти.
Мы ничему не учимся – и 38 лет спустя Капелло диктует РФПЛ изменения в календаре якобы во благо сборной, которые оборачиваются сначала провалом в Бразилии, а потом ничьей с Молдавией. А теперь, как сообщил на круглом столе Толстых, еще и просит дополнительных сборов для национальной команды. Может, опять взамен пары-тройки уик-эндов чемпионата?
По мне, так в Госдуме тамошние Цицероны могут часами распинаться о футболе сколько угодно и с любой степенью красноречия. Но куда важнее одно-единственное предложение, которое на днях произнес Мутко: "Ключевым, думаю, будет матч в Австрии – и для команды, и для тренера".
Подобной риторики в отношении Капелло от человека, который пригласил его в Россию, мы еще не слышали. Ждем развития событий.
Игорь РАБИНЕР28.10.2014