Повторно подтвердив заинтересованность в услугах Дзюбы, Божович поставил в весьма щекотливое положение и самого Артёма, и весь «Спартак».
Будучи в гостях у редакции «Чемпионат.ком», Миодраг Божович охотно и тепло говорил о Дзюбе. Скажете, ничего удивительного: кого же ещё ему нахваливать, если не лучшего бомбардира своей предыдущей команды и человека, во многом благодаря которому выиграл первый в жизни трофей? Так-то оно так, но один момент в откровениях свежеиспечённого «машиниста» всё же смутил. А именно — хорошая осведомлённость тренера о деталях действующего соглашения нападающего.
С другим, обратите внимание, клубом. С командой-конкурентом «Локомотива». На безобидный вопрос, хотел бы он ещё когда-нибудь поработать с Артёмом, черногорский Граф ответил дежурной отговоркой: «У него контракт со “Спартаком”. После чего загадочно добавил: “Он заканчивается в июне…”
С одной стороны, ничего экстраординарного в информированности Божовича в данном вопросе нет. Арендуя нападающего у красно-белых, руководство “Ростова” наверняка этот момент уточнило и довело до сведения тренера. Удивило другое — то, что Миодраг такой информационный “вброс” сделал. Сомневаюсь, что сказано это было по простодушию и безо всякой задней мысли. События следующих полутора недель конспирологическую, на первый взгляд, версию только подтвердили.
Судите сами. Интервью Божовича вышло на “Чемпионате” 15 октября. На следующий день новость об истекающем контракте футболиста — а для болельщиков “Спартака” это, вне всяких сомнений, “бомба” — прокомментировал гендиректор клуба. Настроен был Роман Асхабадзе оптимистично, высказавшись в том духе, что продление договора — вопрос времени. Следующая новость, от 17-го числа, в эту версию вполне укладывалась. По сообщению ТАСС, Дзюба отклонил первое предложение “Спартака” о продлении контракта.
В прессе предсказуемо поднялся галдёж — чай, не каждый день видные бомбардиры, члены национальных сборных оказываются на таком карьерном перепутье. Отказ нападающего продлить прописку в “Спартаке” на условиях клуба можно было расценивать и как ясный сигнал другим работодателям: я открыт для предложений.
Ещё года так полтора-два назад эта история и близко не вызвала бы такого возбуждения в футбольном мирке. Мало ли, в конце концов, людей при похожих обстоятельствах покидало столичный коллектив? Но 17 голов Дзюбы за “Ростов” резко изменили его статус. И, безусловно, повысили самооценку нападающего. В родной клуб он вернулся, будучи лучшим российским нападающим. Даже упрямому Капелло с этим пришлось считаться. Под яростным нажимом общественности он вернул-таки спартаковского великана в лоно национальной команды и, более того, облёк невиданным прежде доверием. Этот нюанс тоже нужно учитывать в оценке щекотливой ситуации. И — непременно — яркий старт Дзюбы в новом чемпионате страны.
Все эти факторы в совокупности, наверное, позволяли семейному подряду Дзюб — а дела Артёма, как известно, ведёт папа Сергей — рассчитывать на пересмотр условий действующего контракта. Понятно, в какую сторону, да? Лучшему бомбардиру клуба негоже сидеть на окладе условного резервиста. И в этом отношении требования — или, если хотите, пожелания — игрока, наверное, обоснованны.
В отличие от уважаемого господина Божовича, я в детали действующего контракта Дзюбы, естественно, не посвящён. Но со слов владельца клуба можно сделать нехитрый вывод, что самым высокооплачиваемым игроком команды Артём сегодня не является. “Спартак” согласен сделать его таковым. Но он не в состоянии в полной мере удовлетворить резко выросшие финансовые аппетиты футболиста.
— Мы готовы предложить ему самую большую зарплату в команде, — заявил после воскресного дерби на “Открытии” Леонид Федун. — Но он хочет получать как Халк в “Зените”. Правда, играет Артём немного не как Халк… Дзюба остаётся лучшим нападающим в России, но, к сожалению, Артём сдал. В первых трёх матчах он делал по 10-12 рывков на 20-30 метров. В последних играх — один-два, и в настоящее время голы не забивает. Тем не менее и у Дзюбы, и у нас есть желание договориться.
Трудно поверить, что напряжённые торги между клубом и футболистом и потеря последним места в стартовом составе — вещи, совершенно не взаимосвязанные. Не будем наивными: подобные меры воздействия на несговорчивых игроков в отечественном футболе весьма популярны. Но в данном случае всё, похоже, проще и сложнее одновременно. Пять туров или семь с половиной часов без голов сами по себе представляются серьёзным основанием для соответствующего тренерского решения. А в том, что оно именно тренерское, у меня, положим, нет больших сомнений. Вряд ли такой серьёзный специалист, как Мурат Якин, в своё время дважды побеждавший Особенного Моуринью, станет корректировать состав по указке сверху, без веских на то спортивных оснований. В то же время очевидно: “контрактная” тема не даёт нападающему полностью сосредоточиться на выполнении своих профессиональных обязанностей. Когда голова забита посторонними вещами, сложно выполнять свою работу лучшим образом.
Стоит ли удивляться, что как только произошла утечка информации из спартаковского офиса, в прессе тотчас же замелькало название “Локомотива”? Не этого ли добивался своей якобы нечаянной оговоркой Божович? При всём богатстве в “Локо” больших нападающих, возможности Н»Дойе, Павлюченко, Ньяссе для Миодрага пока в значительной степени загадка. А Дзюбу Божович знает досконально — и как человека, и как футболиста. И он явно не прочь продолжить сотрудничество с ним, на новом уровне.
Повторно подтверждая интерес к нападающему, Божович ставит Дзюбу в весьма пикантное и двусмысленное положение. С одной стороны, вручает лишний козырь Артёму в дискуссии со «Спартаком». А с другой — бьёт по его репутации в глазах красно-белого сообщества. Сегодня он для них герой. Но если продолжит упорствовать, запросто может стать изгоем. Людские симпатии сложно заслужить, зато растерять — проще простого…
Никто не может запретить Артёму хотеть зарплату как у Халка. Один нюанс. Халк никогда не претендовал на особое место в истории «Зенита». Он как приехал, так и уедет. У Дзюбы со «Спартаком», по-моему, более далеко идущие планы связаны. Были?..