РФПЛ: Лучше больше да хуже?
Разделение любой футбольной лиги по принципу «богатые — бедные» — явление обыденное и даже, пожалуй, закономерное. Принцип равенства и братства в футбольном бизнесе не работает.
РФПЛ в этом смысле оригинальна тем, что граница между «благополучными» и — назовем их так, чтобы не обидеть — остальными обозначена не просто четко, а агрессивно, подчеркнуто ярко. Хотя жизнь показывает, что перейти эту границу можно в обоих направлениях, и тому есть как минимум два свежих примера: стремительно забравшийся в топ «Краснодар» Сергея Галицкого и не менее стремительно из топа вылетевший «Анжи» Сулеймана Керимова.
Вредная и некрасивая привычка считать перед началом очередного сезона деньги в чужом кармане стала в российских условиях вредной и некрасивой именно потому, что сами клубы открывать свои бюджеты категорически (за редкими исключениями вроде ЦСКА) отказываются. Причем даже и на тех, кто открывает, смотришь с естественным для нашей реальности недоверием, имея в виду «черные» и «серые» схемы. Но речь не о конкретных суммах в данном случае, а об устаревшем принципе «Деньги в футбол не играют».
Давайте оглянемся назад и вспомним, например, что из РФПЛ в прошлом сезоне вылетели три ярко выраженных финансовых аутсайдера лиги: «Томь» и «Волга» с бюджетами в 30 миллионов долларов и «Крылья Советов» (35 миллионов). При этом, правда, «Урал» (27 миллионов) и «Амкар» (22 миллиона) свои места в элите сохранили, подтвердив тезис о том, что правил без исключений не бывает.
На другом полюсе — бюджеты клубов, которые мы назвали благополучными (стоит еще раз уточнить, что цифры неофициальные, но при этом ни один из номинантов списка не выразил протеста после того, как в мае 2014-го они были опубликованы в прессе). Итак, чемпион России ЦСКА — 120 миллионов, серебряный призер «Зенит» — 300 миллионов, бронзовый «Локомотив» — 145 миллионов, далее по убывающей — «Динамо» — 210 миллионов, «Спартак» — 155 миллионов, «Рубин» — 125 миллионов.
Финансовая пропасть при этом продолжает шириться: три-пять лет назад о таком разрыве между первым местом и последним (коэффициент 13,5, на всякий случай) и речи не шло. Богатые, иными словами, продолжают надувать бюджеты, пытаясь угнаться за мировыми трендами, бедные приближаются к границе краха. Но ни бедные, ни богатые не занимаются всерьез футбольным бизнесом. Они получают свои деньги, а не зарабатывают их (с некоторыми оговорками, конечно же, хотя бы потому, что в футболе России есть ЦСКА, неплохо знающий, что такое рынок и его законы)…
Поднять скользкую финансовую тему и следующие из нее невеселые выводы накануне сезона полезно как минимум по одной причине. Главный тренер сборной России Фабио Капелло — человек, как известно, системный, целеустремленный — методично продвигает в массовое сознание мысль о том, что футболистов для формирования сборной у него катастрофически мало. Выбора фактически нет. Стало быть, гнет Фабио, если не работает естественный метод отбора, давайте применять экстенсивный: повышать планку лимита на иностранцев и увеличивать число команд в РФПЛ хотя бы до 18. С качеством же у нас в любом случае проблемы, правда? Так нужно на количестве выезжать.
Дона Фабио понять несложно: ему в России дай бог еще четыре года отработать, а потом он и думать забудет про эту удивительную страну со всеми ее заморочками. Фабио важно получить результат здесь и сейчас — термин «реформы» волнует его в сугубо личном контексте. Очень мало сомнений в том, что 28 июля, когда главный тренер сборной России будет доводить свое видение проблемы до узкого круга российских специалистов, он попросит скорейшей помощи в решении вопроса.
Боюсь, что лига, существующая не благодаря, а вопреки законам естественного развития, очередной серии экспериментов просто не выдержит.
Автор: Константин Столбовский