Тайна восьми минут
Не надо бессмысленных истерик и незаслуженных оскорблений: на «Маракане» для России не было никакого позора и плевка в душу. 82 минуты наша беззвёздная сборная в очень странном составе была абсолютной ровней Бельгии — второй по молодости на чемпионате, но безумно талантливой команде, которой все пророчат сказочное будущее.
Более того, в отличие от тех же Испании и Англии, для России ничего ещё не потеряно. И, более того, всё зависит исключительно от нас самих, а не от параллельного матча Бельгия — Южная Корея. Ну, а если Алжир, при всём к нему уважении, по заказу не обыгрывать, о чём вообще мы говорим, что обсуждаем?
Так что, как говаривал тот самый Остап Бендер, который так мечтал приехать в Рио-де-Жанейро в белых штанах, не надо бить себя ушами по щекам. Лучше поточнее сформулировать свои чувства: не противно (как после первого тайма с Южной Кореей), а просто обидно. Обидно после 82 минут равной игры на оставшиеся восемь вдруг сдуться, как воздушный шарик. И пропустить решающий гол, полностью вытекавший из этого отрезка и вообще не вытекавший — из всего, что было до того.
Обидно упустить такой стопроцентный момент, какой был у Александра Кокорина перед самым уходом на перерыв. После идеального навеса Глушакова он бил метров с семи, без сопротивления, как на тренировке. Штатный форвард, которого тем более называют надеждой нации, да и сам Капелло в итальянской прессе публично пророчил ему славное будущее, из таких положений промахиваться не имеет никакого права.
Это нагляднейший урок на тему, какова на таких турнирах цена момента. Конечно, не исключено, что гол россиян «в раздевалку» разбудил бы Бельгию и во втором тайме на «Маракану» действительно вышли бы «красные дьяволы». Но практика показывает, что такие вот голы сотворяют с соперником прямо противоположные метаморфозы. Деморализуют их. А уж как Капелло умеет сушить игру — тут даже не «Милан» или «Реал» старых лет вспоминать надо, а матч Россия — Португалия в «Лужниках».
Когда Кокорин промахнулся, у меня чуть ли в первый раз за этот матч возникло нехорошее предчувствие. Впрочем, оно ещё долго ни во что не материализовывалось. Но такого шанса у нас больше не было. Ни одного. А потом начались судороги у Козлова и Березуцкого, бельгийцы вовремя выпустили свежих парней — и команда Капелло «поплыла». Точкой невозврата стал штрафной за руку Канунникова на 83-й минуте, пробитый Миральясом в штангу. После этого бензин у команды закончился — чуть-чуть до конца дороги не рассчитали. И вплоть до конца нас «возили».
В общем, стыдиться в этом матче было нечего. Другое дело, что мы должны признаться себе в одной неприятной штуке. Мы-то увлечены каждым нюансом игры нашей сборной, потому что она — наша. Вот только более она, как теперь уже ясно, неинтересна решительно никому — разве что соперникам по группе из сугубо практических нужд. Этим сегодняшняя команда отличается от той, что выходила в полуфинал Евро-2008 с Гусом Хиддинком и даже — не сочтите за святотатство — от той, что обыгрывала со счётом 4:1 Чехию в первом туре Евро-2012.
Прекрасно помню, как буквально взбесились в тот момент европейские журналисты, наперебой кричавшие: «Минимум — полуфинал!» Мы знаем, чем всё потом закончилось, выучили, что наши ожидания — это наши проблемы, но вначале у футбольных эстетов, причём со всего континента, по крайней мере возникала иллюзия. А нынешний почти ежедневный вопрос-изумление зарубежных медиа «Почему в стартовом составе не играет Дзагоев?» берёт корни именно в польском июне 2012-го.
Сейчас какой-никакой результат может прийти, но иллюзий — нет. Недаром после первого тайма матча с Южной Кореей бразильская аудитория, для которой главное не результат, а удовольствие от футбола, проводила обе команды с поля «Арены Пантанал» оглушительным свистом. А на «Маракане» ближе к концу первого тайма раздалось некое скандирование местной публики, содержание которого озвучил в вопросе Капелло бразильский журналист: «Бесстыдники! Команды второго дивизиона!»
Марк Вильмотс тактично назвал футбол «не великим». Зато Капелло — великолепным. Что ж, у каждого свой вкус. Но когда термины «интенсивность», «баланс» и всё такое прочее подменяют и выжигают у команды творческое начало, радоваться этому как-то не получается. Как-то даже удивительно, что Капелло с его чувством прекрасного (он тонкий ценитель классической музыки и изобразительного искусства, коллекционер) становится абсолютным сухарём и прагматиком, как только дело доходит до его работы. Впрочем, и из книги о нём английского журналиста Марка Райана становится очевидным, что он чётко разделяет работу и иную жизнь: недаром и друзья у него — исключительно из нефутбольной среды.
В общем, с этим мало кому интересным футболом мы — абсолютно в капелловском стиле — имеем вполне зримый шанс выйти в плей-офф. То, что такое возможно, доказал в минувшем розыгрыше Лиги чемпионов «Зенит», с жалкими шестью очками в шести матчах выползший из группы. А Капеллло — он в вопросах достижения результата будет поискушённее своего соотечественника Спаллетти.
0:1 с Бельгией — результат, полностью соответствующий объективному положению вещей и предсказуемый настолько, что даже я, не самый удачливый, по правде говоря, прорицатель, поставил именно на этот счёт во внутреннем конкурсе прогнозов «Чемпионата». Руководствовался при этом двумя вещами: а) сборная Капелло — категорически «низовая» команда, в матчах которой чаще всего забивается не более двух голов; б) Бельгия по составу объективно сильнее. Но не настолько, чтобы Россию сокрушить.
Из российских футболистов, всем составом выступающих в своём чемпионате, в мире толком не знают никого. Из бельгийских — практически всех. У неё куда менее высокооплачиваемый тренер — это да. Согласно получившему широкую известность перед ЧМ-2014 рейтингу Daily Mail, Фабио Капелло лидирует среди всех главных тренеров команд-участниц турнира почти с двойным отрывом — 6,7 миллиона фунтов против 3,5 у второго в списке, Роя Ходжсона.
Марк Вильмотс в этом списке на 20-м месте с 515 тысячами, наш предстоящий оппонент из сборной Алжира Вахид Халилходжич — на 19-м с 600. А вот, например, главный тренер сборной Коста-Рики Хорхе Луис Пинто занимает 26-е место с 262 тысячами. И соперники в группе у него были погромче именами и титулами, чем Бельгия, не говоря уже о Южной Корее. Но Пинто со своей зарплатой в 25 раз меньше, чем у нашего дона Фабио, сколотил бесстрашную и лихую банду, которая робингудствует на полях Бразилии с горящими взорами и улыбками на устах. И отчего-то никого не стесняется и ни от чего не трясётся.
В строку ляжет тот факт, что нам забивают на этом турнире очень интересные люди. Сначала — Ли Кьюн-Хо из корейского армейского (не так, как у нас, а натурально военного!) клуба «Санджу Санму», зарплата которого составляет… 100 евро в месяц. Теперь — 19-летний Дивок Ориги из «Лилля», отец которого играл за сборную… Кении по футболу, а брат делает это сейчас. В результате малец получает место в заявке сборной из-за травмы Бентеке, выходит на замену, начинает своей мощью продавливать нашу оборону — и в конце концов оказывается в нужном месте после паса Азара и безжалостно вспарывает нашу сетку.
На серьёзный контракт Ориги ещё не наиграл, а Ли Кьюн-Хо, вполне возможно, не наиграет никогда. Но они выходят в матчах чемпионата мира, забывают обо всём, им просто хочется показать себя миру. И они делают то, на что наши Кокорины почему-то оказываются не способны.
Нет, ни у кого не откроется рот сказать, что наши футболисты не старались. Напротив, если посмотреть статистику, они пробежали прилично больше бельгийцев — 117,7 совокупных километра против 108,14. Потому от столь энергоёмкого футбола у них и начало сводить мышцы, и выдохлись они раньше Феллайни, Азара и Ко. И по количеству передач у нас, например, с вальяжным автором всего 8 (!) пасов Лукаку, как раз и заменённого на Ореги, сравнить некого.
Ни по одному из важных статистических показателей (забитые голы не беру, разумеется) Россия на «Маракане» Бельгии не уступила. За единственным исключением — выигранные единоборства. Из 179 россияне выиграли всего 77. На четверть сотни меньше!
А ведь бельгийцы заведомо талантливее. Соответственно, мы, по логике, должны были брать боевым духом. Но вместо этого нашу команду, по сравнению с первым матчем выросшую на 12 сантиметров (совокупный рост Канунникова и Козлова против заменённых ими Жиркова и Ещенко), перетолкали и перепрыгнули.
Отчего это? И от того, что нашим игрокам благодаря лимиту на легионеров многое искусственно легко даётся — а Капелло, кстати, с первой же «прессухи» в Иту недвусмысленно лоббирует ещё одно его ожесточение. И от того, что чемпионат наш, хоть и не мягкий, но с той же Англией или Германией по темпу и жёсткости ведения единоборств и близко не стоял. Но учиться нашим парням негде — они играют не там, где надо лютую конкуренцию выдерживать, а там, где мёдом намазано. В чемпионате России.
Повторяю: всё это просто объективное положение дел в нашем футболе. И оно абсолютно не говорит о том, что хоть один конкретный игрок сборной «курил бамбук». Кто-то на основании очень уж большого количества проигранных единоборств пытается обвинять в этом Кокорина, но я знаю, что после весьма приличного пробега в матче с Кореей во время допинг-контроля ему стало плохо — по некоторым данным, даже сознание потерял. И, когда журналисты дождались его тогда в смешанной зоне, видно было, до какой степени он вымотан.
У Кокорина в Бразилии абсолютно нет лёгкости, Кокорин очевидно не переварил нагрузки от Капелло и его помощников. И вот тут возникает вопрос.
Вильмотс на послематчевой пресс-конференции напирал на то, что разница между двумя сборными состояла как раз в последних восьми минутах — и той свежести, которая в том числе и за счёт замен имелась у Бельгии и которая исчезла у России. Тренер рассказывал про какого-то фантастического специалиста по физподготовке, который работает с ним уже 10 лет, и рядом с ним он, Вильмотс, беды по этой части не знает.
У нас в сборной Капелло помогают сразу три спеца по физике, два из которых прибыли в марте непосредственно для работы на ЧМ-2014. И в итоге судороги сводят ноги наших защитников, команда в последней десятиминутке оказывается обессиленной и даёт сопернику делать всё, что он пожелает.
На всех пресс-конференциях дон Фабио напирал на физподготовку. И что? Почему, делая на неё ставку и имея трёх узкопрофильных специалистов, мы проигрываем Бельгии именно из-за этой проблемы? А если не из-за неё, то пусть Капелло скажет, почему. Но он не говорит. Его пресс-конференции после матчей чемпионата мира вообще удивительно неконкретны. А дурной перевод как вопросов, так и ответов, похоже, скрадывает даже то немногое, что тренер считает нужным сказать.
Например, после Бельгии у него допытывались, почему он выставил такой стартовый состав, какого не ожидал никто. Отчего ни с первых минут, ни даже более-менее достойное время на замену не получили шанса джокеры-герои матча предыдущего — Дзагоев и Кержаков. Почитайте пресс-конференцию и попробуйте найти там конкретные ответы — кроме того, что ему понравились Канунников и Козлов. А уточняющие вопросы задавать было уже нельзя: слово предоставлялось очередному репортёру.
Чем меньше ответов — тем больше вопросов. Я готов аплодировать Капелло за то, что Шатов и Глушаков, вопреки общественному мнению оставленные им в составе после Южной Кореи, с Бельгией были одними из лучших. Решение по Козлову, который справился с опекой Азара эффективнее, чем, вероятно, сделал бы это Ещенко (недаром как раз после травмы динамовца у игрока «Челси» появилась вольница, которой он и воспользовался), тоже предельно логично. И он, стоявший во время исполнения гимна со счастливой улыбкой, с задачей справляется — пока хватает здоровья.
Но если откровенно, причём второй матч кряду, не идёт у Александра Кокорина — где автор ничейного гола на «Арене Пантанал» Кержаков, притом что Вильмотс аж на 55-й минуте меняет куда более именитого и обидчивого Лукаку на никому не известного (даже бельгийским журналистам, как подчеркнул тренер) Ориги? Почему вместо комментария на тему, какая задача ставилась Канунникову, мы слышим лишь то, что он итальянцу понравился? И даже если так, то чем именно? Почему у нас первая невынужденная (Козлова на Ещенко не берём) замена происходит только на 83-й минуте, когда у половины команды уже язык изо рта вываливается, а вкатиться в игру за такое куцее время игроку, тем более созидателю, крайне трудно?
Перед игрой, узнав состав, все без исключения российские журналисты на «Маракане», без преувеличения, обалдели. А тут ещё и переход на схему 4−4-1−1 — крайне редкую для Капелло. Почему именно с бельгийцами? Что за этим крылось? И главное — почему в последние восемь минут команда, так напряжённо готовившаяся к турниру, так резко «умерла»?
Хочется слышать не только констатации тренером очевидных фактов, но и их подробные объяснения. Благо, та же игра с Бельгией уже позади, и скрывать её тактические нюансы не имеет никакого смысла. В конце концов, те же пресловутые 6,7 миллиона фунтов, которые платит Капелло РФС, при отсутствии должного результата матча, мне кажется, подразумевает внятный отчёт перед болельщиками. И ведь вопросы задаются. Но ответы на них максимально расплывчаты. Так же, как рассказывают английские журналисты, было и на Британских островах.
Гол Ориги сбил алгоритм Капелло на чемпионатах мира, согласно которому вначале следует ничья 1:1 с грубой ошибкой вратаря, а затем — 0:0. Именно так четыре года назад «три льва» под руководством итальянского мэтра сыграли с… Алжиром. Куда более скромным, к слову, чем сейчас.
Тем не менее победа в третьем матче, как и тогда, выведет нас, как Англию-2010, в плей-офф и на Германию. Если, конечно, корейцев вдруг не укусит какая-нибудь бразильская муха и они не сотрут в порошок Бельгию. Но это вряд ли — потому хотя бы, что бельгийцы не лишены мотивации. Им нужно занимать первое место в группе, чтобы не попасть в 1/8 финала с большой долей вероятности (особенно после того, как США упустили победу над Португалией) на Германию. А в случае победы Алжира над Россией и Южной Кореи над Бельгией группу Н выиграет команда из Африки.
Для России очень хорошо, что Португалия сравняла счёт за 20 секунд до конца добавленного времени в Манаусе — иначе американцы выходили бы в лидеры группы и в случае ничьей с Германией занимали первое место в группе. А с учётом того, что заключительные игры в группе G пройдут чуть раньше, чем в группе Н, у бельгийцев в этом случае возник бы труднопреодолимый соблазн отдать игру Южной Корее…
Теперь такой сценарий уже вряд ли возможен. А плохо другое, более абстрактное, — то, что везде, где мелькает Бельгия, нас поджидают неудачи. Какая-то это для нас чёрная метка. И вылет с ЧМ-2002, и невыход в четвертьфинал ЧМ-1986, и даже минимальная победа, но невыход из второго группового этапа в полуфинал ЧМ-82 — потому что поляки выиграли у бельгийцев крупнее, а мы с Польшей сыграли вничью…
Спокойным нельзя быть за Россию. Если Фабио Капелло не выиграл у Алжира с на четыре года более молодыми, чем сегодня, Джеррардом и Руни, почему он обязан сделать это с Канунниковым и Кокориным?
Так что не надо обольщаться тем, что нам сегодня помог Алжир. В первую очередь он помог самому себе. И забили африканцы на сегодня пять мячей против нашего одного. И Южную Корею покрошили в мелкую стружку, заставив нас краснеть от стыда — как мы могли не обыграть ТАКИХ корейцев и играть против них с такой боязнью?!
Судьба подарила нам шанс, несмотря на очко в двух матчах выйти из группы. Но этого никогда не будет, если не раскрепоститься и не расправить плечи. Если не начать играть в футбол от себя, а не от соперника. Если запарывать моменты, которых на таких турнирах много не бывает. Если не выставлять на поле футболистов, которые предыдущими матчами этого заслужили. Если медлить с заменами, когда вроде бы гораздо менее опытный тренер-оппонент освежает состав смело и рискованно.
Во всём этом нет ничего невозможного. Как, разумеется, и в победе над Алжиром.
Выйти из группы очень хочется не только потому, что с нами этого не происходило 28 лет. А ещё и потому, что в противном случае тут же начнётся кутерьма вокруг фигуры главного тренера. Вдруг станет не очень понятно, почему ещё до выступления на ЧМ-2014 с ним подписывался контракт даже не до Евро-2016 (что было бы вполне логично), а аж до ЧМ-2018. Пусть даже это и Капелло — но, не сыграв даже на одном турнире, заключать соглашение ещё на два?!
Покончить с подобными вопросами можно только одним способом. Любимым для Капелло. Результатом.
Всё в его руках. Ждём.
Автор: Игорь Рабинер