Во вторник "Зенит" отправился на первый тренировочный сбор в Доху, где пробудет до 23 января. В составе команды 25 футболистов: вратари – Лодыгин, Малафеев и Бабурин; защитники Ансальди, Кришито, Ломбертс, Нету, Губочан, Смольников, Анюков, Лукович и Джамал Ходжаниязов; полузащитники Данни, Широков, Шатов, Зырянов, Файзулин, Аршавин, Витсель, Быстров, Тимощук и Иван Соловьев; нападающих Халк, Бухаров и Кержаков.
Неожиданно в Катар не полетел новичок "Зенита" Александр Рязанцев. Напомним, что у этого игрока завершился контракт с "Рубином", и он перебрался в клуб из Санкт-Петербурга в конце 2013 года.
"СЭ" выяснил причину, по которой в делегации нет Рязанцева. Дело в том, что посольство Катара отказало футболисту в выдаче визы – без объяснения причин. Попытки "Зенита" исправить ситуацию успехом не увенчались. В посольстве категорически отказались идти навстречу футбольному клубу. Известно, что у этого государства очень строгие законы относительно допуска иностранных граждан в страну.
Отметим, что на сборе сине-бело-голубые проведут четыре товарищеских матча. Таким образом, дебют Рязанцева в неофициальных матчах за "Зенит", скорее всего, состоится в Израиле – в рамках турнира Объединенный Суперкубок России и Украины. Как хавбек будет готовиться к сезону, пока неизвестно.
Людям, которые часто путешествуют, хорошо известно: если в загранпаспорте стоит штамп о въезде в Израиль, то с пересечением границ большинства арабских стран возникнут проблемы. А в некоторые из них просто-напросто не пустят.
Эта практика настолько распространена, что у обычного человека она едва ли вызывает возмущение. Так принято, и все тут. Тем более что выпуски теленовостей регулярно напоминают о сложностях арабо-израильских отношений, а "паспортная война" считается лишь одним из эпизодов этих отношений.
Однако подобные барьеры совершенно не вписываются в образ, который активно рисует себе Катар. Ему ведь мало быть просто богатым. Иначе не тратили бы шейхи столько денег на продвижение национального бренда.
Они скупили акции ведущих европейских клубов, сломали более чем столетнюю традицию "Барселоны", до 2011 года принципиально не имевшей титульного спонсора, получили, в конце концов, чемпионат мира. Все это, надо думать, делалось для того, чтобы люди из других стран воспринимали Катар, как открытую, дружелюбную и, конечно же, очень футбольную страну.
Вот только сквозь тонны пудры время от времени пробивается нелицеприятная истина. Кое о чем писали британские СМИ. Теперь, пусть и из другой оперы, но все же вполне конкретный пример дает история с Рязанцевым, которому Катар без объяснения причин отказал в выдаче визы. Не прошел "фейсконтроль" и наш коллега по "СЭ" Сергей Циммерман.
Можно представить, какой поднялся бы шум, позволь себе где-либо нечто подобное российское консульство. В свете предстоящей Олимпиады припомнили бы все на свете. Но Катару такие проделки (иначе не назовешь) сходят с рук – и у самого есть возможности, и друзья влиятельные. Да и кому есть дело до не самого известного в мировом масштабе футболиста и, тем более, журналиста? На крайний случай, у представителей эмирата наверняка найдется какая-нибудь отговорка технического характера. В конце концов, Широкову, Файзулину и другим сборникам, игравшим в Израиле, дали зеленый свет, так что формальное "алиби" готово. Правда, "Зениту", лишившемуся возможности поработать на первом сборе с новичком, вряд ли от этого легче.
Питерский клуб, вероятно, полагал, что там, где в 2022 году пройдет чемпионат мира, все так же красиво и здорово, как на фасадах небоскребов в деловом центре Дохи. Да и футбол по идее вне политики. По крайней мере на словах и в лозунгах ФИФА. Но на деле все оказалось иначе.
Теперь очень интересно, как Катар поведет себя в 2022-м? Как проявит себя маленькое, но гордое государство, если, к примеру, на первенство планеты пробьется сборная Израиля…
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ