В российской премьер-лиге с довольно давних уже пор трудятся три типа тренеров: отечественные, европейские и из ближнего, или, как говорил незабвенный Виктор Степанович Черномырдин, "недалекого" зарубежья. И до последнего времени к людям из Европы мы относились с традиционным пиететом, а наших и почти наших объединяли в одну категорию - тех, кого можно уволить бесплатно либо же договорившись на символическую сумму отступных. А если отправляемый в отставку вдруг пытался начинать качать права, ему очень прозрачно намекали, что заплатить, конечно, могут и побольше, но тогда твоя "кредитная история" станет достоянием гласности, и посмотрим, через сколько лет у тебя отыщется следующий работодатель.
Как любит говорить о подобных печальных случаях Борис Петрович Игнатьев, "они - из бухгалтерии, а я - из футбола, но они почему-то думают, что понимают в нем больше меня". И счет в этой неравной битве всегда был в пользу "бухгалтеров". Причем разгромный.
Но когда-то эти тренерские слезки должны были кому-то отлиться. И вот однажды на кубанскую землю ступил тренер Кучук, удержал команду в еврокубковой зоне, заслужив тем самым новый контракт, при составлении которого стал настоятельно требовать включить в соглашение пункт о выплате неустойки в случае расторжения любой стороной. В "Кубани", было, подумали, что это у Кучука такое "головокружение от успехов" - тоже нам, Моуринью выискался, - и отпустили отдыхать с неподписанным контрактом. А когда попытались найти телефонным звонком, то выяснилось, что у Кучука уже другой номер. Выданный РЖД в качестве подписного бонуса.
Был, правда, в нарождавшихся отношениях Кучука с "Локомотивом" один нюанс. В клубе на тот момент как бы еще работал главным тренером Славен Билич, и его-то без неустойки подвинуть точно нельзя было. Но те, кто платил Биличу, так рьяно вдруг принялись убеждать общественность, что хорват, которому стало стыдно за худшее в истории "Локо" место, покинет клуб без компенсации, что, похоже, и сами на каком-то этапе стали верить в эту недетскую сказку. Странно даже, что еще присказка не прозвучала: а Кучук согласился у нас работать без зарплаты - только за премиальные, если побеждать будет. А не будет, уйдет бесплатно, как и пришел. Вот такой у нас в клубе теперь менеджмент.
Прошлым летом "Локомотив" с одним иностранцем уже расставался. Там ситуация была проще, с Коусейру просто не продлили контракт. В ответ на это португалец в нескольких интервью, которые успел дать до отъезда, выставил руководство клуба в довольно смешном свете, а уж добравшись домой, и вовсе анекдоты о бывшей команде принялся рассказывать. И теперь Биличу необходимо заплатить хотя бы за молчание. Судя по его предельно корректным высказываниям последних дней, так и было сделано.
Вспоминается история с выплатой одной из первых неустоек в российской футбольной истории. Виктор Шишкин в начале 90-х дебютировал в качестве тренера "Уралмаша", причем довольно-таки успешно. Взяла его под крыло одна очень богатая организация - "Русский дом Селенга". (Это потом уже ее начальники кто в бегах, кто в тюрьме окажутся, а начинали-то они весьма громко.) И положили Виктору Максимовичу тогда три тысячи долларов в месяц - для того времени это были очень достойные деньги. И вписали в контракт, что важно, выплату неустойки.
А в какой-то момент "Уралмашу" перестало фартить - уступали всем в один мяч и падали в таблице. Однажды проиграли 0:1 дома, и попросил Шишкин купить ему нападающего - с защитой-то, слава богу, все в порядке, пропускаем по минимуму. Спонсор обещал подумать, а наутро перезвонил и сказал, что нашел выход.
- Значит, покупаем форварда? - спросил тренер.
- Нет, есть вариант лучше. Давай на следующий матч защитников, раз они так хорошо, как ты говоришь, играют, вперед двинем, а этих болванов, наоборот, в наказание, назад. Как тебе?
- Вообще-то так не делают.
- А мы сделаем!
Но Шишкин не сделал. И перестал быть тренером "Уралмаша". Спонсор посетовал, что не рисковый человек ему попался, но все договоренности по деньгам обещал соблюсти. А когда Виктор пришел за как бы положенным, то выяснилось, что базовая зарплата его звалась МРОТ - минимальный размер оплаты труда. А все остальное выплачивалось как профессиональные надбавки. И раз тебя из профессионалов разжаловали…
Шишкин потом пробовал себя в мини-футболе, а затем пошел работать с детьми. Жаль, очень толковый был взрослый тренер.
Удачи вам, Леонид Кучук! Если уж не на поле, то хотя бы в кассе.