Сборная России, дай нам победу!
ЕСЛИ БЫ КАПЕЛЛО БЫЛ Я...
Перед матчами – на установке или в раздевалке – некоторые тренеры произносят речи, чтобы мотивировать игроков. Градус эмоциальности таких речей бывает разным и зависит от эпохальности момента и ораторских способностей наставников. Иногда хватает банального "Ребята, вперед!", иногда звучит целая притча. Кто-то провоцирует, кто-то постегивает, кто-то шутит, снимая стресс…
Фабио Капелло называет игру с Северной Ирландией самой главной, а значит, без мотивирующей речи не обойтись. И если бы Капелло был я, то рассказал бы игрокам историю о футболисте Брэде Джонсе.
Брэд Джонс болел за "Ливерпуль" с четырех лет. По паспорту он австралиец, но мать жила в районе Мерсисайд, и этим все сказано. Однажды мечта голкипера сбылась – он перешел в любимую команду.
До 13 лет Брэд даже во время футбола носил очки, из-за чего сильно страдал – как по ходу игр, так и, в большей степени, от издевок сверстников. Вратарь-очкарик – это ведь правда смешно.
До поры Джонс на полном серьезе считал, что большей печали, чем ненавистные очки, в его жизни уже не будет. Но когда вратарь сидел с Австралией на сборе в Йоханнесбурге перед ЧМ-2010, в его номере раздался телефонный звонок. Звонила из Франции его бывшая жена, которая сообщила, что у сынишки Джонса по имени Лука обнаружили лейкемию, и она поедает его изнутри. "Я еду", – ответил Бредли, повесил трубку и долго молчал. Потом пошел к тренеру и сказал, что ему безразлично стало все: чемпионат мира, сборная, страна, футбол.
Ему надо к сыну. Его отпустили.
На другой день (или минуло несколько дней?) Брэд смотрел нарезку моментов какого-то матча своей сборной (кто соперник? – он ничего не понимал) и испытывал ужасный стыд, потому что команда сыграла безнадежно, и видимо, это его, Брэда Джонса, вина. Но он с этим ничего не мог поделать.
Лука и трое его родителей – родная мать, отец и новая подруга Джонса по имени Дани – боролись изо всех сил. Ребенку нашли донора и сделали операцию. После обследования позвонил врач и сказал, что лейкемия не ушла и останется с Лукой до конца, даже если найти еще десять доноров и сделать еще десять операций. А конец – он, конечно, был близок.
Диагноз поставили летом 2010-го. В ноябре 2011-го Лука ушел. Все думали, что в хосписе сын успеет отметить только один свой день рождения, но Лука так старался, что задувал на торте свечи дважды, пока болезнь не задула его жизнь. В ночь, когда это случилось, Брэд и Дани так не смогли вылететь во Францию – не было рейсов, снять чартер им не удалось.
С середины 2010 года жизнь Джонса, он сам рассказывал, напоминала кромешный ад, полнейший хаос, комнату без окон и дверей, где не хватает воздуха. Ему было глубоко наплевать на футбол, и он честно признавался в этом тренерам и партнерам. "Как я могу ловить этот чертов мяч, – объяснял Брэд. – если перед глазами стоит комната в проклятом изоляторе и мой несчастный Лука".
Но прошло время. Однажды он вышел на замену и первым касанием отбил пенальти. А через пять дней подруга Дани родила ему сына Нико. В этом сезоне на счету Джонса в "Ливерпуле" уже 15 встреч.
Футбол, "Ливерпуль", Австралия стали снова для него важны.
А у вас, парни, в отличие от Джонса, нет реальных причин не любить футбол, не играть в него и не побеждать. У вас счастливые семьи, здоровые дети, а у тех, кто помоложе, от девчонок отбоя нет. У многих живы и находятся в полном здравии родители.
Вы богатые и знаменитые. У вас огромные контракты, шикарные квартиры и дорогие авто.
Вы играете за лучшие клубы России, которые по-арабски щедры и по-британски заносчивы. Вам не нужно учить язык, привыкать к чужим традициям и плеваться, допустим, от английской еды, хуже который только английские женщины. Вы ведь дома.
Последние три дня вы жили в любимой гостинице королевы Виктории и, что важнее, Дэвида Бекхэма. А если бы вы попросили снять вам такой отель, в котором останавливался сам Господь Бог, то его бы, несомненно, отыскали и арендовали.
И еще, вряд ли кого-то из вас до 13 лет злые дети обзывали очкариком.
Но самое важное вот что: вы же реально сильнее этой Северной Ирландии! Плевать даже на рейтинг – 10-е там место или 97-е. Вы помните домашний матч (2:0), проходимую оборону и невнятную атаку, и при всем уважении к сопернику, знаете, что его не просто можно, а нужно обыгрывать. Делать ничью или уступать – просто ниже вашего достоинства. Победите сегодня, потом выстойте в июньской Португалии – и сможете курить весь остаток отборочного цикла бамбук.
Вот ты, Саша Анюков, сказал перед игрой: "В футболе даже аутсайдер может отобрать очки у фаворита". Это верно. Но в таких потерях фаворит всегда виноват только сам.
Поэтому я говорю вам сейчас: идите на поле и принесите мне оттуда победу. Футбол, сборная, Россия. У вас нет не то что повода – даже маленького шанса – думать и переживать о чем-либо другом.
Дмитрий СИМОНОВ