"Хватит сидеть в своем болоте"
Сегодня в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная разработке проекта объединенного чемпионата СНГ.
В ней приняли участие президент РФПЛ Сергей Прядкин, президент "Зенита" Александр Дюков, президент ЦСКА Евгений Гинер и член совета директоров "Анжи" Константин Ремчуков.
Виталий АЙРАПЕТОВ
из Москвы
- Идея создания объединенного турнира среди клубов бывших союзных республик не нова, - начал Прядкин. - Обсуждение различных проектов идет с 1992 года. Уже было много интересных предложений. Сегодня же мы бы хотели объявить о создании организационного комитета, который выработает концепцию будущего проекта. Нам бы не хотелось сейчас говорить о конкретных вещах. Посвятим этому отдельную пресс-конференцию.
- Почему именно сейчас проект создания объединенного чемпионата может принять реальные очертания, что послужило отправной точкой?
Гинер:
- Потому что сейчас УЕФА взглянул на эту инициативу по-другому, планирует одобрить данный проект. В 1992 году не хватило воли, чтобы создать чемпионат СНГ. Посмотрим, что получится сейчас.
- Однако существует устойчивое мнение, что отправной точкой послужили слова Алексея Миллера после матча "Динамо"– "Зенит"…
Гинер:
- Не согласен. Слова Алексея Борисовича не могли стать катализатором процесса. Во-первых, потому, что вопрос об объединенном чемпионате серьезно поднимался еще в 2004 году. Тогда я неоднократно встречался с руководителями украинских клубов.
Напрасно вы все списываете на злосчастный матч "Динамо" – "Зенит". Вообще-то больше пострадали ЦСКА и "Анжи", которые играли при пустых трибунах на "Петровском". Если виноваты питерские болельщики, почему страдаем мы?
Не думаю, что Мишель Платини одобрил нашу инициативу после заявлений Миллера. Нужно понимать, что есть такая вещь, как финансовый Fair Play
. Для того, чтобы наши клубы могли участвовать в еврокубках, нужно создать такую лигу, которая была бы интересна и болельщикам, и спонсорам, и телевидению. Кроме того, необходимо поднять уровень первенства. Наверное, "Зениту" не очень интересно каждый год выигрывать чемпионат России.
- С кем конкретно из зарубежных клубов ведутся переговоры?
Дюков:
- Повторю слова своих коллег. Цель сегодняшней пресс-конференции заключается в том, что мы создаем инициативную группу. Руководителя этой группы пока нет. Мы переходим в фазу подготовительной деятельности, разработке концепции нового чемпионата. На конкретные вопросы сможем ответить после того, как будет подготовлен проект. Пока мы только начинаем данную работу. Перед нами стоит очень непростая задача, но она вполне выполнима. При этом мы открыты для диалога.
- Кто вошел в инициативную группу?
Дюков:
- Сейчас инициативная группа носит неформальный характер. До конца года она примет реальные очертания, появится ее руководитель. Клубы, которые сегодня здесь представлены, войдут в оргкомитет. Но наши двери открыты для других команд, которые смогут направить своих представителей.
- Можно ли сказать, что клубы, которые будут играть в чемпионате СНГ, не примут участия в премьер-лиге?
- Гинер:
- Давайте новый чемпионат будем называть суперлигой, а не СНГ. Никто не собирается делать закрытое акционерное общество, как НБА или НХЛ. Во главе угла должен стоять спортивный принцип. Нам предстоит задать очень много вопросов УЕФА. Сейчас с нашей стороны некорректно отвечать на подобный вопрос, чтобы потом нас обвинили в том, что мы сделали по-другому. До конца года сформируем оргкомитет, проработаем вопросы, свяжемся с клубами, УЕФА.
- Планируете ли опросить болельщиков ваших команд по поводу этой инициативы?
Дюков:
- Централизованный референдум, наверное, невозможен. Но мы хотим действовать прозрачно, в тесном диалоге с заинтересованными лицами. Планируем учесть различные мнения. Думаю, болельщикам наших команд будет интересен более сильный чемпионат.
Гинер:
- Вспомните, какое количество людей ходило на матчи союзного чемпионата. Сейчас по 50 - 60 тысяч болельщиков приходит лишь на дерби между ЦСКА и "Спартаком". Нам бы хотелось, чтобы такая заполняемость трибун была всегда.
- Есть ли какая-то формальная бумага из УЕФА, на основании которой можно начать работу?
Прядкин:
- В УЕФА нам сказали: проработайте все детали, нюансы, представьте на рассмотрение. Нам не отказали в инициативе, а попросили разъяснить.
- А есть ли уже какая-то реакция со стороны президента РФС Николая Толстых?
Дюков:
- Нет. Пока, собственно, не существует предмета для обсуждения. Есть только идея, которой заинтересовались в УЕФА. Поймите, сейчас в Европе есть 10 клубов из четырех чемпионатов, которые и разыгрывают все трофеи в еврокубках, что не способствует популяризации футбола. Если мы хотим успешно выступать в Старом Свете, повысить при этом финансовый потенциал, коммерческую составляющую, нужно объединяться. Создание межнациональных первенств поможет увеличить количество претендентов на европейские трофеи с 10 до 40.
У нас интересный чемпионат России. Но мы недовольны уровнем доходов, есть над чем работать, усиливать премьер-лигу, увеличивать финансовую составляющую. При этом прекрасно понимаем, что качественный скачок в этом направлении совершим только в случае объединения. Важно еще и то, что наши российские сборники смогут играть в сильном чемпионате, проводить очень серьезные матчи.
- А у вас не возникало мысли создать не чемпионат СНГ, а Кубок СНГ?
Гинер:
- Здесь все просто. Для того, чтобы проводить Кубок, все страны, которые примут в нем участие, потеряют свои места в Лиге Европы. Объединить 8 - 12 стран, чтобы получить одно место в еврокубке, - глупо. А если в этом турнире не будет спортивного принципа, это станет напоминать Кубок Содружества.
- С появлением как минимум двух серьезнейших конкурентов в лице киевского "Динамо" и "Шахтера" нет ли опасений, что снизится вероятность попадания в Лигу чемпионов, которая приносит очень серьезную прибыль?
Дюков:
- Если говорить только о российском и украинском чемпионатах, то, думаю, квоты этих стран на участие в Лиге чемпионов сложатся. У нас, наоборот, появится возможность бороться за те места, которые есть у украинской стороны. Вообще же повысится также и спортивная составляющая. Клубы суперлиги смогут реально претендовать на победу в Лиге чемпионов.
- То есть вы рассчитываете, что квоты увеличатся?
Дюков:
- А как иначе? Почему они должны сократиться?
Гинер:
- Хотел бы добавить. Хочу перечислить вам финансовую составляющую европейских клубов: 30 процентов – болельщики, 30 процентов – телетрансляции, 30 процентов – спонсоры и только 10 процентов – еврокубки.
Если мы будем зарабатывать так же, как европейские команды, - по 30 процентов от первых трех составляющих, то не будем обращать внимания на финансы от участия в ЛЧ.
Финансовая составляющая нового чемпионата будет сильно отличаться от нынешней премьер-лиги. Если ЦСКА в объединенном турнире будет получать 50 миллионов от спонсоров, телевидения, болельщиков, я не буду думать о том, что еврокубки нам приносят всего 8 миллионов.
Ремчуков:
- Для меня очень важно, чтобы футбол в нашей стране превращался в бизнес. Главная характеристика бизнеса – доход. Суперлига будет турниром совершенно другого класса по сравнению с премьер-лигой. Она сможет приносить совершенно другие деньги. Если мы будем больше получать, сможем улучшить поля, решить вопрос с беспорядками на трибунах. Если нам удастся претворить свои идеи в жизнь, мы получим продукт абсолютно иного качества. У легионеров появятся другие стимулы для приезда сюда.
- Кто в перспективе мог бы возглавить новую лигу?
Дюков:
- Несколько кандидатур уже есть.
Гинер:
- Это должен быть нейтральный человек. У нас есть полное доверие к Сергею Прядкину. Возможно, должен быть и сопредседатель лиги.
Прядкин:
- Я бы пока воздержался от комментариев.
- Какой бюджет будет у нового чемпионата?
Дюков:
- Не думаю, что на начальном этапе это будут какие-то серьезные суммы. Сейчас предстоит много бумажной работы. Нужно будет оплачивать работу офисных сотрудников, которые будут вести переговоры, готовить документы.
- Не создаст ли новый чемпионат новых национальных проблем? Ведь в Западной Украине к русским относятся прохладно.
Гинер:
- Подчеркну: футбол должен быть вне политики. Главный принцип УЕФА – "Нет расизму!". На Украине есть такой клуб как "Карпаты". Если он не захочет участвовать в суперлиге, то это его право. Футбол должен объединять людей. Приведу в пример чемпионат Испании: есть баски, есть каталонцы, и никто не выходит из примеры.
- Когда планируете запустить новый проект?
Гинер:
- Мне кажется, что в следующем году наша идея может быть реализована. Главное - что начали этот процесс. Хватит сидеть в своем болоте и никуда не высовываться! Мы не боимся конкуренции с украинскими клубами. В этом и заключается настоящий спорт.
Надеюсь, в этой суперлиге будут играть клубы, которые не будут финансироваться губернаторами. На Украине, например, все команды частные.
В 2001 году мы доплачивали телевидению, чтобы нас показывали. В 2003-м решили, что получили первые шесть миллионов. Сегодня за сезон мы уже зарабатываем 70 - 80 миллионов. В новой суперлиге будем работать еще лучше.
- Как вы относитесь к тому, что молодых болельщиков не привлекает вывеска "Спартак" – киевское "Динамо"?
Дюков:
- Конечно, мы не хотим терять молодых фанатов. Мы заинтересованы, чтобы на футбол ходили люди разных возрастов. Наши ровесники, например, прекрасно помнят, что собой представляли противостояния "Спартака", ЦСКА с киевлянами.
- Но ведь для молодых болельщиков вывеска "Спартак" – "Алания" тоже привлекательна…
Дюков:
- Никто не закрывает перед "Спартаком" и "Аланией" двери в новый чемпионат. Вывеска, безусловно, важна, но на первый план выходит спортивный принцип.
- Почему "Зенит" с его финансовыми возможностями сейчас не может претендовать на победу в Лиге чемпионов? Почему сейчас нужно создавать для достижения этой цели суперлигу?
Дюков:
- Для нас важно, чтобы количество серьезных матчей, к которым люди проявляли бы повышенный интерес, было больше. Их можно было бы сравнить с играми в главном еврокубковом турнире.
13.12.2012 21:18