Логичность решения «Анжи» играть матч с «Алкмаром» в Черкизове ставилась под сомнение сразу после известия о том, что махачкалинцы арендовали на вечер стадион «Локомотива».
В итоге опасения подтвердились – скандала избежать не удалось.
У почетного президента РФС Вячеслава Колоскова, которому позвонил корреспондент «Советского спорта», жесткая позиция: переговоры вести, но на уступки не идти, а «Анжи», если пройдет в Лиге Европы дальше, надо продолжать играть в Черкизове.
«ВРЕМЯ УПУСТИЛИ…»
– Много фанатских скандалов на неделе, Вячеслав Иванович… С чем связываете?
– С тем, что время упустили, когда можно было действовать традиционными методами и на уровне клубов: что-то разъяснить, кого-то убедить с привлечением правоохранителей с целью разъяснить всю пагубность явления. А сейчас пошли серьезные сигналы нашим правоохранительным органам.
– Что имеете в виду? Сигналов ведь и раньше было достаточно. Просто сейчас сигналов – как гудков в пробке: каждый день сигналят.
– То, что происходящее стало явлением, которое нельзя просто зафиксировать, задержав нескольких людей. С явлением надо бороться комплексно и систематически. И здесь не обойдешься руководителями клубов, федерации. Этим серьезно должны заняться все правоохранительные структуры, причем не только полиция. Необходим целый комплекс оперативно-розыскных мероприятий, которые позволяет проводить «Закон о полиции».
– Получается, мы имеем дело с бандами.
– Почему? Банда действует на постоянной основе. А эти группировки собираются время от времени, чтобы наносить удары. Необходимо действовать всеми доступными методами: внедрять своих людей, прослушивать разговоры, вести наблюдение. Правоохранители должны изнутри знать, когда полыхнет, где и с каким количеством людей. Надо действовать, как в Англии: волчьи билеты, картотеки на болельщиков…
«НЕ НАДО ДОГОВАРИВАТЬСЯ. НАДО НАКАЗЫВАТЬ»
– Клубы, получается, ни при чем?
– Кто бы что ни сделал, все списывается на клуб. Штрафуют его. Но могут быть провокации, и надо наказывать конкретного человека. Другое дело, когда у болельщика есть членская карта – тогда штрафуйте и его, и клуб.
– Года полтора-два идет речь о законе о болельщиках.
– Считаю, что он не нужен. У полиции есть права, их надо использовать в полной мере.
– Но без нового закона фанатов штрафуют на небольшие деньги. Получается, они себе как билеты покупают.
– Все зависит от классификации нарушения. Если недостаточно, надо усилить наказания – от административного до уголовного.
– О классификации нарушения – тема интересная. Церковное сообщество возмутилось песней панк-группы в храме, участницам дали по два года. На стадионах что только не делают, сообщество футбольное возбуждается – 500 рублей штрафа плюс попытка договориться.
– Не надо договариваться. Надо наказывать. Если не хватает уровня наказания, надо добавить и внести дополнения в закон.
– Мы с вами об этом говорим лет пять.
– Значит, не совсем руководители, органы охраны порядка понимают, что явление стало масштабным, что надо менять методы.
«В АНГЛИИ ВЕДЬ СТАДИОНЫ НЕ ПУСТОВАЛИ…»
– Намекаете, что фанатская история встала в один ряд по важности с коррупцией и организованной преступностью, а к ней пока относятся несерьезно?
– Большое внимание уделяется митингам, экстремизму, нарушению прав человека – это один ряд. А на футбольные события обращается куда меньше внимания.
– Своя логика у фанатов. Они говорят, что, если не будут ходить на стадионы, туда вообще никто не придет.
– Но ведь в Англии, в которой было нечто похожее с тем, что есть у нас сейчас, стадионы не пустовали?
– Нет.
– И у нас не будут пустовать. На смену хулиганам придут болельщики с семьями, которые пока просто боятся ходить на футбол.
– «Анжи» имеет хорошие шансы пройти в групповой турнир Лиги чемпионов. Надо ли им играть и дальше в Москве?
– Надо бы разобраться с тем, что произошло. Ведь показывали по телевизору группу людей, которая хулиганила на этом матче. Почему их не собрать и не поговорить? «Анжи» – российский клуб, представляющий страну в еврокубках. Их обидели, не дали играть дома, надо проявить сострадание, а им, наоборот, устроили обструкцию.
– Но могу понять и болельщиков «Локо» – после игры с «Анжи» выгнали тренера их команды Юрия Красножана, никому ничего не объяснив. А теперь их обидчика пускают на родной стадион.
– А почему болельщиков обидел «Анжи»? Красножана от работы отстранил не «Анжи», а совершенно конкретный человек. Ну и поговорите с ним. Никто же никому не доказал, что там были какие-то… Недоразумение произошло, никто до конца не понимает, что случилось.
– И все же – «Анжи» надо играть на «Локомотиве»?
– Конечно, надо. Почему же не надо?
– Потому что метод «клин клином вышибают» чреват новыми беспорядками.
– Но в таком случае и будут всем командовать фанаты. Потом спартаковские болельщики возмутятся тем, что «Анжи» пустили в «Лужники». Чушь какая-то, пойдет цепная реакция…
ДРАКУ НА «ЧИСТЫХ ПРУДАХ» ПРЕДОТВРАТИЛ ОМОН?
Скандал вокруг встречи Лиги Европы «Анжи» – «Алкмар» не закончился на стадионе в Черкизове – напомним, что московские фанаты, недовольные тем, что свой матч дагестанский клуб проводит в Москве, устроили акцию протеста – поддерживали голландцев, скандировали нецензурщину в адрес «Анжи», забросали поле файерами. Вечером после игры, по сообщениям фанатских сайтов, ОМОН предотвратил нападение на дагестанцев на станции метро «Чистые пруды».
Информация по поводу инцидента поступает крайне противоречивая. Вот свидетельство одного из участников с фанатского сайта:
«Во время матча все: кз, кб, кс, бг, рама (болельщики «Локомотива», «Спартака», ЦСКА, «Динамо» и раменского «Сатурна». – Прим. ред.) собираются в парке в Сокольниках и ждут часа Х. К метро стягиваются пазики, по парку начинают ездить мусора. Скауты расставлены, все ждут инфы. Поступает инфа о двух вагонах дагов. Состав – около 70 касок – заходит в метро. Все плотно построились, ждем метро. Тут подъезжает вагон, и по удачному стечению обстоятельств напротив останавливается один набитый и другой полунабитый вагон Дагестана.
Задние ряды стали давить вперед, двери открываются у вагона, на лицах дагов страх и паника, и тут из-за угла ОМОН выскакивает и начинает махать без разбору дубинками и гонит состав в разные стороны, получилось так, что все попятились. Тем временем хачи уехали. Далее ОМОН стал откровенно жестить, одному парню точно хорошо по голове попали, остальным по рукам и по телу. ОМОНа было от 10 до 15. Установка у них была – гнать нападавших с «Чистых прудов» по переходу на «Сретенский бульвар», а там на улицу, никого не пускали в вагоны, гнали всех без исключения, да и никого не повязали вроде».
Задние ряды стали давить вперед, двери открываются у вагона, на лицах дагов страх и паника, и тут из-за угла ОМОН выскакивает и начинает махать без разбору дубинками и гонит состав в разные стороны, получилось так, что все попятились. Тем временем хачи уехали. Далее ОМОН стал откровенно жестить, одному парню точно хорошо по голове попали, остальным по рукам и по телу. ОМОНа было от 10 до 15. Установка у них была – гнать нападавших с «Чистых прудов» по переходу на «Сретенский бульвар», а там на улицу, никого не пускали в вагоны, гнали всех без исключения, да и никого не повязали вроде».
Рассказ нуждается в пояснениях. Во время игры «Анжи» – «Алкмар» фанаты разбили лагерь в парке «Сокольники» (две остановки метро от черкизовского стадиона), часть ушла за «языком» – те самые скауты. Они и заметили полтора вагона «дагестанцев», которых кз, кб и прочие поджидали на «Чистых прудах».
Кто был в вагоне метро и состоялась ли драка? Версий две. Первая – в вагоне были члены группировки фанатов «Анжи» «Дикая дивизия», и били их, пока не отбил ОМОН (при этом, как говорят, московские робин гуды, при остановке состава милостиво позволили выйти нейтральным пассажирам).
Вторая – не били, а пытались побить, и не фанатов вовсе, а обычных граждан с Кавказа, работающих в Москве и пришедших поддержать «Анжи».
Кстати, вчера на фанатских сайтах упоминалось о том, что на поле боя на перроне станции остались следы крови. Их действительно можно увидеть у последнего вагона в сторону центра.
«Все что хочется сказать в итоге, – пора делать дела вместе!» – так заканчивается отчет на сайте фанатов об акции на «Чистых прудах». По всей видимости, такие акции – только начало, и истории будут повторяться.