Градиленко: подписание "Локомотивом" еще одного вратаря — подстраховка
«Спорт» совместно с известным агентом Денисом Лахтером, комментатором и в недавнем прошлом футболистом «Ростова», ЦСКА и «Спартака» Дмитрием Градиленко и бывшим тренером «Зенита» Вячеславом Мельниковым оценивает деятельность российских клубов на трансферном рынке, а также выявляет тенденции нынешнего трансферного окна.
В это межсезонье несколько российских клубов пополнили шведы (Расмус Эльм ЦСКА, Ким Чельстрем «Спартак»), есть информация о возможном появлении в России других игроков из этой страны. Появилась новая тенденция?
Лахтер: Сомневаюсь, что можно говорить о тенденции. Ведь не только шведы, но и вообще скандинавы — это крепкие футболисты. Норвежцы, шведы, датчане да и финны тоже достаточно востребованы. Например, братья Еременко в первую очередь финны по футбольным понятиям, а потом уже россияне.
Просто о некоторых рынках сложились стереотипы — скажем, бразильском или балканском. Все потому, что в мире больше всего выступает игроков именно из этих стран. Есть еще и недооцененные рынки — например бельгийский или турецкий. Хотя мастера оттуда уже вовсю покупаются топовыми клубами за большие деньги.
Градиленко: Давайте честно: звезды в Россию едут в исключительных случаях. Эльм, Чельстрем и прочие — квалифицированные исполнители, а не футболисты мирового уровня. Да, есть Кришито, Это’О, но итальянца тоже звездой не назовешь. Вернблум — не игрок основного состава топ-клуба, хотя и доказал в ЦСКА свой класс. Чельстрем — игрок хорошего уровня, с именем. Но, насколько я понимаю, он покинул «Лион» из-за того, что во Франции ввели новый налог на роскошь. И нужно отдать должное селекционной службе «Спартака», вовремя сориентировавшейся и сделавшей выгодное предложение. Нет ничего удивительного в том, что футболист хочет зарабатывать деньги. Нужно понимать также, что ему 29 лет: не молодой в общем-то футболист. К тому же Франция — не Италия, Англия или Испания. Все эти приобретения выгодны в первую очередь из-за соотношения цена — качество.
Мельников: Никакой тенденции я не вижу. Клубы ищут футболистов, которые подходят им по игровым критериям. Вот если бы в Россию приехало десять шведов, стоило бы говорить о тенденции. В Швеции хорошо развит футбол, хотя я не могу сказать, что у них много футболистов, способных усилить наши команды. Что касается Чельстрема и Эльма, то на них будет любопытно посмотреть. А Вернблум, как мне кажется, не изменил ситуацию в полузащите ЦСКА кардинально, хотя и приносит армейцам пользу.
Несмотря на наличие двух российских вратарей и бразильца Гильерме, «Локомотив» приобрел соотечественника главного тренера — Дарио Крешича. Стоит ли ожидать дальнейшего появления в команде балканских игроков, которые отодвинут на вторые роли россиян?
Лахтер: Очевидно, что тренер будет в первую очередь приглашать футболистов, которых знает. Как и то, что сотрудничает он с агентами из своей страны. Впрочем, злословить или восторгаться по этому поводу сейчас бессмысленно. Только по прошествии двух сезонов мы сможем дать объективную оценку трансферной деятельности «Локомотива». Пока же это просто разговоры и ничего более.
Градиленко: Давайте все-таки будем говорить о том, что в «Локомотиве» есть основной голкипер — Гильерме и пара молодых вратарей, которые только подпускаются к «основе». Наверное, тренер вратарей, который пришел вместе с Биличем, посчитал, что Фильцов не готов быть в главной команде. Если в «Локомотив» будут приезжать игроки уровня Чорлуки, то это только пойдет «железнодорожникам» на пользу. Любой тренер поставил бы вместо Беляева хорвата. Что касается вратарей, то я уверен, что подписание еще одного вратаря — подстраховка. И что плохого в том, что игроки с Балкан и дешевле, и качественнее наших?
Мельников: Честно сказать, когда узнал об этом приобретении, сильно удивился. Действительно, очень странный шаг, учитывая наличие Гильерме и Фильцова. Зачем брать под бразильца 28-летнего хорвата, до этого на высоком уровне не игравшего? С другой стороны, тренер «Локомотива» — хорват, и нет ничего удивительного в том, что он опирается на соотечественников. Учитывая, что Билич и Крешич пересекались друг с другом, удивляться можно только тому, почему новичок «Локомотива» не вызывался в сборную Хорватии.
Почему играет Чорлука, а не Беляев, понятно: молодой защитник хоть и смотрелся в прошлом сезоне неплохо, пока не готов быть игроком «основы», если «железнодорожники» действительно на что-то претендуют. Надеюсь, для молодых футболистов это станет дополнительной мотивацией и они еще больше будут стараться себя проявить.
«Спартак» удачно стартовал в чемпионате без помощи купленных новичков. Окажутся ли они на скамейке, если нынешний состав и дальше будет показывать результат?
Лахтер: Если этих иностранцев купили, значит, понимали, для чего они нужны. Во-первых, необходимо усиливать конкуренцию, кроме того — сезон длинный, а у «Спартака» есть футболисты, которые надолго выбывали из-за травм. К тому же команда выступает на трех фронтах и ротация обязательно понадобится. Уверен, что услуги новых футболистов в течение длинного сезона обязательно пригодятся.
Градиленко: Мне кажется, что с Ромуло понятная ситуация: он на голову выше Кариоки и де Зеува. Если все будет нормально, то играть будет именно Ромуло. Чельстрема, понятное дело, тоже брали не просто так — такому игроку место в составе красно-белых найти нужно. Тем более что, кроме результата, у «Спартака» ничего нет: игра, которую показывает команда, пока не впечатляет. Не исключаю, впрочем, что новичков будут подпускать к основному составу постепенно.
Мельников: Как можно называть старт «Спартака» удачным, если команда попросту обыграла команды второй восьмерки? Да и то не сказал бы, что красно-белые смотрелись при этом убедительно. Поэтому, думаю, вопрос, ставить новичков или нет, будет решаться только в ходе тренировок. Но последние годы показывают, что «Спартак» довольно часто приобретает не слишком квалифицированных исполнителей, а россияне не всегда способны стать лидерами команды. В этом отношении от них выгодно отличается «Зенит», где костяк составляют местные игроки, выступающие за сборную. Они бьются не за деньги, а за город, честь клуба, за страну.