Тарханов: За счет Глушакова можно обновить полузащиту «Зенита»
Трансферная лихорадка в самом разгаре, а чемпионат России стартует уже завтра. В связи с этим «Спорт» попросил агента Дениса Лахтера, главного тренера «Химок» Александра Тарханова и известного комментатора Дмитрия Градиленко оценить уже свершившиеся переходы, порассуждать о перспективах именитых зарубежных тренеров, возглавивших «Спартак» и «Локомотив», а также оценить звездность потенциальных новобранцев «Зенита».
1. Лучано Спаллетти сообщил, что его команда планирует приобретать игроков уровня Халка и Нани. Кого из звезд ждете в составе «Зенита»? Можно ли считать таковыми россиян, не выступающих в Петербурге?
Лахтер: Нани — один из трех ведущих футболистов «Манчестер Юнайтед». Сложно представить, чтобы он перебрался в Санкт-Петербург! Что касается Халка, то я бы не стал считать его суперзвездой. Давно его знаю, еще со времен, когда он выступал за «Виторию» из Сальвадора. В Бразилии он мало чем выделялся на фоне других футболистов. К чести японцев, разглядевших его потенциал, — они и открыли Халка Европе. Здесь нужно отметить быстро сработавшую селекционную службу «Порту». Если говорить о других звездах, то можно составить большой список возможных новичков, но рассуждать на эту тему гипотетически мне бы не хотелось. Из российских футболистов «Зенит» могли бы усилить Глушаков и Дзагоев. Питерцы нуждаются в усилении средней линии — и Широкову, и Зырянову, и Семаку за 30. Двое последних, наверное, играют последний год. Характерно, что все они приходили в «Зенит» в зрелом для футболиста возрасте. Вообще все полузащитники питерской команды, за исключением Денисова и Быстрова, — приглашенные игроки. Поэтому обновление средней линии в петербургском клубе прогнозируемо.
Тарханов: Мне кажется, что в «Зените» сейчас собраны очень квалифицированные футболисты. Поэтому говорить о приобретениях можно только в контексте перспективы или моментального усиления высококлассными игроками. А эти игроки представляют топ-клубы. Поэтому мне трудно представить, что кто-то из них пополнит «Зенит». Что касается россиян, то за счет Глушакова можно обновить полузащиту команды.
Градиленко: Мне кажется, что приход Нани возможен только в том случае, если он уже наигрался в футбол. Халк еще не выступал за топ-клуб, поэтому ему интересны другие варианты продолжения карьеры. В принципе, стоит ожидать появления возрастных звезд — молодые не решатся на переезд в Россию.
2. Можно ли считать самыми ценными трансферы не игроков, а тренеров?
Лахтер: То, что тренеры с громкими именами приезжали и едут в Россию, еще не дает гарантии результата. В свое время у нас работали и Скала, и Артур Жорже, и Лаудруп. И нельзя сказать, чтобы у них получилось, хотя и до, и после переезда в российские клубы они добивались успеха. Наш чемпионат очень специфичен, работать в котором непросто любому тренеру. Особенно иностранцу. То, что они к нам попали, — результат финансовой составляющей предложения. Мне трудно представить, чтобы специалисты, востребованные в той же Испании, Италии, Португалии и при наличии аналогичных финансовых предложений, выбрали именно Россию. Если бы Билич получил адекватное предложение из Германии или Италии, вряд ли стал бы тренером «Локомотива». Но это идет на пользу нашему чемпионату — у них европейский подход, свои наработки. Хотелось бы отметить также, что, кроме Дика Адвоката, никто из иностранных специалистов еще ничего существенного в еврокубках не добивался. Сейчас успешно работает Спаллетти, но мне кажется, что он уже достиг потолка своей работы. Для достижения результатов в Европе, а особенно в Лиге чемпионов, серьезного по российским меркам подбора игроков сине-бело-голубым недостаточно. Парадокс в следующем: те, кого «Зенит» может взять, недостаточно хороши для больших задач в Лиге чемпионов, а те, кого петербуржцы хотели бы видеть в своем составе, просто не едут. Специфика подбора игроков такова, что практически исключает появление африканцев и южноамериканцев. А в новейшей истории нет ни одного клуба, выигрывавшего Лигу чемпионов, без представителей этих континентов.
Тарханов: Нужно посмотреть на то, какие изменения произойдут в тренировочном процессе. Иностранцам, как правило, приходится переучивать российских футболистов. Поэтому делать выводы о ценности их приглашения стоит позже.
Градиленко: Мне интересно, что из этого выйдет. Больше буду переживать за Эмери, который возглавил не чужой для меня клуб. Билич тоже интересный персонаж, зарекомендовавший себя сильным специалистом. Но работа в клубе существенно отличается от работы в сборной. Поэтому уверенности в его успехе у меня нет.
3. Селекция какого из непритязательных клубов премьер-лиги впечатлила вас больше всего?
Лахтер: Рано давать оценку приобретениям сразу после их осуществления. Есть смысл давать оценку работе селекции клубов по результатам в конце сезона и по той лепте, которую новички внесли в достижение клуба. Важно понимать, что в одном составе футболист может быть очень полезным, а в другом — ничем не выделяться на фоне партнеров.
Тарханов: Во-первых, приобретения стоит оценивать по прошествии времени. Да, есть интересные трансферы, но большинство новичков — игроки клубов первой восьмерки, не имевшие игровой практики. Поэтому сказать, как сложится их карьера, сейчас сложно. Во-вторых, трансферная кампания только началась и большинство клубов будут приобретать игроков уже по ходу сезона.
Градиленко: Мне кажется, что пока рано судить о результатах. Определенные оценки давать можно, но делать это следует осторожно. Ведь очень многое зависит от того, как игрок вольется в коллектив. Кто, например, мог сказать, что Дмитрий Верховцов так ярко будет выступать за «Крылья»? А парень пришел и помог команде удачно провести концовку сезона.