Футбол в плену политики
«Большой спорт и политика всегда шли рука об руку. Чтобы убедиться в этом, достаточно бросить беглый взгляд на новейшую историю», – считает президент Фонда развития футбола Алишер Аминов.
Для демонстрации миру жизнеспособности теории расового превосходства Гитлер приветствовал на трибуне своих соотечественников – победителей берлинской Олимпиады, отказывая в этом олимпионикам «неарийского» происхождения. После поражения сборной СССР по футболу на хельсинкской Олимпиаде 1952 года от команды Югославии, страны, где воцарился строптивый маршал Тито, Сталин отдал приказ расформировать основу советской сборной – легендарную «команду лейтенантов». Президент Белоруссии Лукашенко для поднятия мифического национального духа лично выезжает на лед с клюшкой в форме сборной страны. Недавний премьер-министр Италии Берлускони идет на выборы под лозунгом: «Forza Italia!», традиционным кличем тиффози...
Примерам и аналогиям из этого ряда несть числа, ибо очевидно, что у спорта и политики традиционно много общего. Спортивные состязания помогают при желании найти достаточно действенные формы сугубо политического разделения социума на «друзей» и «врагов». Кроме того, спорт – очень удобный и эффективный инструмент влияния, позволяющий регулировать уровень накопившегося в обществе «пара», отвлекать народ от «вредных» мыслей.
Современные политики пользуются этим инструментом все более охотно и умело. Мало кто накануне выборов откажется от возможности «засветиться» перед электоратом в обнимку с героями Олимпиад и чемпионатов мира. Когда у того же Берлускони (или, скажем, у Саркози) возникают политические осложнения на внутреннем фронте, они спешат на футбольную поляну. Еще более беззастенчиво используют спортсменов правители авторитарного толка: являясь официальными «вдохновителями побед», они с удовольствием записываются в соавторы спортивных достижений и патронируют старты публичных карьер выдающихся спортсменов, не имеющих, однако, опыта ни в политической деятельности, ни в законодательной, но вмиг становящихся депутатами Госдумы и региональных собраний.
Очевидно, лавры Берлускони не дают спокойно спать российским вождям. Премьер Путин мечтает видеть себя отцом нации, разбирающимся во всех без исключения проблемах. В том числе, разумеется, и в футболе. На выходе же его потуги оборачиваются произволом и самодурством, потому что на футбольный Олимп привычно запихиваются свои, питерские, а «тыловой поддержкой» им служат олигархи и чиновные обитатели коридоров верховной власти. Других методик, к сожалению, нет.
ФИФА, если кто вдруг не знает, очень ревностно относится к независимому от государства статусу национальных федераций, а при малейшем нарушении этого самого статуса не медлит с жесткими карательными санкциями. Любые инициативы ФИФА в наведении порядка, по моему мнению, следует приветствовать, однако в эпоху Блаттера ФИФА превратилась в закрытую авторитарную структуру, которая опирается на ярко выраженную вертикаль власти и которую регулярно сотрясают коррупционные скандалы. А ворон ворону, как известно, глаз не выклюет.
Стало быть, пока в РФС сидят Фурсенко, госчиновники и миллиардеры, оппозиция, какой бы конструктивной она ни была, будет ломаться через колено. Разве, например, секрет, что при решении такого принципиального вопроса, как переход чемпионата страны на систему «осень – весна», дискуссий, в сущности, не было? Фурсенко проект озвучил, а исполком РФС его воодушевленно поддержал. Нормальная, привычная схема, слепок с нравов сегодняшнего дня…
Но давайте понимать, что Фурсенко по политическому своему весу – просто пигмей, тогда как переход на «осень – весну» и некоторые сопутствующие «реформе» проблемы имеют не столько спортивный, сколько политический подтекст.
У госчиновников, видимо, только и забот, что заниматься футбольной проблематикой.
Армия болельщики между тем разделилась на два лагеря. Большая часть – люди не только с совестью, но и с собственным мнением – хочет реальных конструктивных перемен. Меньшую просто интересует зрелище, а как и кем оно делается – ему наплевать. Неудивительно, что особенно характерно такое разделение для некоторых болельщиков питерского «Зенита», ибо именно из этой сине-бело-голубой газовой среды происходит наша политическая элита (и наоборот, кстати, – среда растет из элиты). Безудержные траты чужих денег, свойственные питерскому (ныне московскому) истеблишменту, давно сформировали в обществе отрицательное отношение к питерцам и Питеру. Такая модель поведения, кроме того, делегирует прецедентное право другим участникам процесса. Хотя всем и каждому в этой стране понятно, что госкомпании просто не вправе вбрасывать огромные (и, разумеется, невозвратные) инвестиции в непрофильные активы, а таких, как Керимов, азартно взрывающих футбольный рынок безумными покупками и бешеными контрактами, давно пора одеть в смирительные рубашки.
Говорить о футбольном беспределе нужно всем и громко. Не говорить – кричать даже, пока не поздно, потому что деньги «Газпрома», РЖД или ВТБ – это наши с вами деньги. По уму, надо бы обязать госкомпании, щедро отписывающие средства (не на развитие футбола, подчеркну, а на содержание клубов), проводить расходы исключительно за счет доходной части корпоративного бюджета – той, из которой Миллер с Якуниным выписывают себе и своему окружению многомиллионные бонусы.
Вся эта публика одержима (как и их гуру Путин) идеей выиграть хоть что-нибудь на международной арене – именно отсюда гигантские расходы «Газпрома». При этом обеспеченный могучей госкрышей «Газпром», естественно, не подлежит проверкам: информацию о непрофильных расходах руководство монополии не доводит даже до своих акционеров. Однако лишь ленивый не в курсе, что «Газпром» спонсирует не только «Зенит», но и РФС, дает средства на Адвоката и на содержание сборной. Этого достаточно, ибо властной верхушке интересны «Зенит» и сборная, и не более, а удел провинциальных клубов – по-прежнему выгнутая спина и протянутая рука. Используя отсутствие порядка в футболе России и принятые в нем нравы, Хиддинк и Адвокат умело извлекают личную выгоду, фактически демонстрируя миру нашу дурость. Главное для них – не российский футбол, конечно, а «друг Роман», «друг Сергей» или «друг Сулейман». Их бы прогнать публично через тысячный строй руководителей и тренеров детских школ, которые работают с утра до ночи за нищенские зарплаты...
Это, на самом деле, страшно, что футболом России рулят такие недалекие люди, как Фурсенко, Миллер и Якунин. Зато знания и узкого круга настоящих специалистов или опыт почетного президента РФС Колоскова, человека, пробивавшего заявку России на проведение чемпионата мира-2018, неинтересны никому. В кабинет Фурсенко Колоскова, правда, пускают (при Мутко – ни-ни), но и только. Ни в чьих советах эти ребята не нуждаются. Чего больше в их поведении – эйфории от безнаказанности и вседозволенности? Наглости? Дурости?
Здравый смысл давно диктует необходимость передачи власти в руки профессионального футбольного сообщества, от которого в РФС остался лишь 85-летний Симонян. От политического же руководства страны футболу требуются не барские подачки, а обеспечение его четким законодательным механизмом взаимодействия с государством.
Алишер Аминов