1. 85 — дата серьезная. Как отметите?
— Если бы не проблемы со здоровьем, я бы, конечно, собрал в ресторане старых товарищей — Юру Семина, Мишу Гершковича, Валеру Газзаева, Олега Романцева, Володю Пильгуя... Впрочем, Юра с женой Любой наверняка заедут. Они всегда в этот день ко мне приезжают, поздравляют. Уже традиция. А с остальными попозже отпразднуем. Когда поправлюсь. Именинник должен быть цветущим.
2. Это все последствия прошлогодней операции? Что-то с желудком?
— Да. Прохожу курс лечения. Но от подробностей воздержусь. Главное, есть положительная динамика. Поэтому с оптимизмом смотрю на свое дальнейшее пребывание на бренной земле.
3. Накануне 65-летия вы говорили мне, что играете в футбол с командой правительства Москвы. Когда завязали?
— Три года назад.
4. Я не ослышался?
— Да-да, еще в 82 играл, представляете?! Два раза в неделю рано утром как штык был в Лужниках. Сначала футбол, затем баня, общение с интересными людьми... Отдыхал душой и телом. Но в какой-то момент все-таки пришлось закончить — обострились старые болячки.Борис Игнатьев: «И в 75 не могу уйти из футбола»
Зато машину и сейчас вожу. В этом смысле никаких проблем. 60 с лишним лет за рулем! Вот ходить сложнее, особенно на большие расстояния.
5. Вы же никогда не курили?
— Это правда. За всю жизнь — ни одной сигареты. Я и выпивал умеренно. В основном вино. Семин приучил к хорошему, испанскому. Он до сих пор из каждой поездки что-то привозит, потом друзей угощает. Но я уже год ни капли — врачи после операции запретили.
6. С Семиным давно дружите?
— Сблизились мы в девяностые в сборной России, где вместе помогали Паше Садырину. А взаимная симпатия возникла у нас еще в те годы, когда Юра трудился в Душанбе. В его «Памире» из моей юношеской сборной играли Малюков и Мананников. Семин был одним из немногих наших тренеров, кто постоянно спрашивал, как там выглядели его футболисты, сам рассказывал об их игре за клуб. Относился к ним по-отечески.
Уверен, он и сегодня, в 78, мог бы работать в любой команде. Знали бы вы, как следит за собой! Теннис, плавание, тренажерный зал, ходьба... Семин в шикарной форме. И это не генетика или Божье провидение. А дисциплина и требовательность к самому себе.

Он по-прежнему предан футболу, регулярно летает в Европу на матчи национального первенства и Лиги чемпионов. Любимые маршруты — Испания, Англия и Германия. С этим теперь непросто, из Москвы прямых рейсов нет, куча других сложностей. Но Семина они абсолютно не смущают.
Когда возвращается, звонит мне, делится впечатлениями. Его интересует не антураж, а содержание. Он знает всех-всех игроков, вникает в мельчайшие детали, на поле замечает то, на что далеко не каждый обратит внимание. Словом, продолжает развиваться как профессионал.
7. В марте вы сказали: «Семак — лучший российский тренер на данный момент». А сегодня кто?
— Мусаев. Я прекрасно понимаю, насколько ему тяжело. Молодой, на высоком уровне не играл. Кто-то называет выскочкой, кто-то до сих пор сомневается в его тренерских качествах. Но Мурад спокойно идет своей дорогой и добивается результата. В прошлом сезоне взял с «Краснодаром» золото и в этом лидирует.
Мусаев стабилен, команда у него управляемая, все в порядке и с игрой, и с мотивацией. Хотя после чемпионства футболисты нередко снижают к себе требования. Смотрят на тренера, который заставляет пахать, и думают: «Да что ты мне рассказываешь? Я великий! Сам знаю, что нужно делать». Это путь в никуда. А Мурад и с нашими ребятами ладит, и к легионерам, включая горячего Кордобу, подобрал ключик.
Кому-то кажется, что это легко. Но на примере «Реала» мы видим, что бывает, когда тренер не может найти общий язык с игроками. Он теряет контроль над раздевалкой — и команда потихоньку разваливается. Полагаю, для Хаби Алонсо все закончится увольнением.
8. С Мусаевым вы на связи?
— Да, частенько созваниваемся. Познакомились лет десять назад в Минске, где проходил юношеский чемпионат Европы. В нашей сборной было много воспитанников «Краснодара», и перед турниром Мурада включили в штаб.
Мне он сразу приглянулся. Интеллигентный, глубоко погружен в футбол, со своим видением игры. Четко объясняет ребятам, что от них требуется, все подмечает. Уже тогда понял, что у этого тренера большое будущее. Последние успехи его совершенно не изменили. Ведет себя достойно, не выпячивает. Общаться с Мурадом очень интересно.
9. В чемпионской гонке кому симпатизируете?
— «Краснодару». У него игра выстроена. Видно, как команда собирается побеждать. Футболисты не просто караулят ошибку соперника — они заставляют его ошибаться. За счет постоянных перемещений, быстрого перевода мяча из одной зоны в другую получают свободное пространство и проводят опасные атаки. Правда, как и раньше, многое завязано на Сперцяне с Кордобой. Равноценной замены им нет — при всей глубине состава.
«Локомотив» в этом сезоне тоже хорош. Футбол яркий, смотрибельный. Галактионов выстраивает все по кирпичику, ребята удачно склеены, сейчас там каждый на своем месте. Особенно мне нравится Батраков, который может и за мяч побороться, и отдать, и завершить. Игрок тонкий, техничный, но не индивидуалист, из командной игры не выпадает.
10. В чем главная проблема «Зенита»?
— Во-первых, пропала командная скорость — по сравнению с чемпионскими сезонами. Есть контроль мяча, но мало движения.
Во-вторых, южноамериканские легионеры явно устали от требований и творческих задумок Семака. Образно говоря, хотят, чтобы наступило воскресенье — когда можно подольше поспать, поваляться в кровати, никуда не бежать... Но такие вольности нельзя позволять, тем более что против «Зенита» все бьются с удвоенной силой.
Команде нужна свежая кровь. Игроки сразу встряхнутся, повысится конкуренция. А то Вендел и Луис Энрике знают, что при любом раскладе выйдут на поле, — и это не добавляет им мотивации.
Вот Жерсон осенью присел на скамейку — и когда камера выхватывала его лицо, чувствовалось, что у бразильца внутри вулкан. Парня не устраивают вторые роли, и сейчас он делает все, чтобы отвоевать место в составе. Нет претензий к Педро, который здорово прибавил за последний год. В центре обороны надежен Нино. А справа — Мантуан. Он и в обороне пашет, и в атаке полезен. В каждом матче выполняет огромный объем беговой работы.
Но есть в «Зените» иностранцы, которые почти не играют. Когда же получают шанс, вообще ничем не выделяются. Ну и зачем их держать? От балласта надо избавляться.
11. На Андрея Талалаева после взлета «Балтики» смотрите уже другими глазами?
— Безусловно. Никто не ожидал, что команда, собранная в первой лиге, способна в РПЛ этим же составом войти в пятерку лучших. Козыри калининградцев — дисциплина, прессинг и запредельная самоотверженность. Они даже мелкие эпизоды стараются не проигрывать. А если и уступают в единоборствах, никогда не останавливаются, сражаются до конца.
Это в характере самого Талалаева. Он прививает свою духовитость команде. А как у него раскрываются игроки? Не только молодые вроде Сауся и Максима Петрова, но и 30-летний Бевеев, который в «Балтике» за полгода до сборной дорос! Цепкий, быстрый, надежный. Да еще любой аут у чужих ворот превращает в угловой.
12. Что разочаровало в первой половине сезона?
— В тактическом плане многие команды РПЛ очень примитивны. Низкие скорости, никакой нацеленности на атаку... Вдобавок игроки после столкновений кучу времени тратят на то, чтобы подняться с газона. Между прочим, в женском футболе — а я и его смотрю — такого нет. Девушки не корчатся, не симулируют — наоборот, вскакивают и бегут дальше. Вот с кого мужикам нужно брать пример!
Непонятен мне и новый тренд — короткий розыгрыш мяча от своих ворот. Рано или поздно все заканчивается обрезом и пропущенным голом. Сколько команд уже обжигалось на этом! Но почему-то продолжают рисковать.
13. Все знают Игнатьева-тренера, но мало кто помнит, каким вы были игроком.
— Умным, техничным, но физически слабеньким. Без скорости, динамику не поддерживал. Поэтому из Москвы рано уехал, в высшей лиге всего сезон отыграл — в 1964-м с горьковской «Волгой». Конкуренция-то была сумасшедшая!
Начинал я в спартаковской школе. Потом в динамовском дубле недолго болтался. До основы не дотянул. Всеволод Блинков, главный тренер, сказал: «Боря, силенок у тебя не хватает. Окрепнуть надо». Поехал в Ижевск, оттуда в Горький перебрался. С «Волгой» сразу в высшую лигу пробились. Год спустя вылетели, но я уже прикипел к городу, никуда особо не рвался.
Там и с женой познакомился. Ирину из Ленинграда командировали на завод «Красное Сормово». Устанавливала электронные приборы на атомную подводную лодку. В 1963-м поженились — и до сих пор вместе. Два года назад отпраздновали бриллиантовую свадьбу.
14. Жеглов был прав, когда подкинул кошелек Кирпичу?
— Да. Для борьбы с бандитами все средства хороши.
15. Три «не люблю» на ваш выбор.
— Ненавижу бездельников. Лгунов. И тех, кто обижает слабых.





