Сычев становился чемпионом страны с «Локомотивом», завоевывал Кубок и Суперкубок, играл за «Спартак» и французский «Марсель», в 2008 году брал бронзу чемпионата Европы в составе сборной. С января 2024 года Дмитрий — президент омского клуба «Иртыш», выступающего во Второй лиге.
В большом и откровенном интервью «РГ» Сычев признался, что в 42 года хочет возобновить карьеру, высказался об ужесточении лимита на легионеров и сложностях своей работы.
— Вы не так давно заявили, что хотите возобновить карьеру. Каким себе видите возвращение в футбол?
— Это один из способов повышения интереса к «Иртышу». Недавно во время прощального матча Дениса Глушакова поймал себя на мысли: «Как же здорово снова ощутить эти эмоции». Хочу играть за «Иртыш», но должно совпасть много факторов. Надо, чтобы в клубе все было в порядке. Возобновление карьеры — серьезный процесс. Не хочу просто выходить на поле и отбывать номер. Нужна подготовка, соблюдение режима, правильное питание, сон, восстановление, тренажерный зал. Необходимо провести сборы, войти в тонус.
— То есть это история не на один матч?
— Нет, конечно.
— После прощального матча Глушакова Юрий Павлович Семин сказал, что ему было грустно.
— Серьезно? А из-за чего?
— Что Глушаков закончил с футболом. А у вас у самого не проскользнула ностальгия?
— Нотка грусти была, все-таки заканчивается определенная история, но это неминуемый процесс. Вопрос в том, как к нему относиться. Я бы не стал искать какой-то негатив. Провели классный матч, Денис молодец, что все так организовал, собрал всех. Мало кто такие игры проводит. Лично я участвовал в прощальной встрече Вадика Евсеева, но это было давно. Мне было приятно увидеть Глушакова, пообщаться с легендами нашего футбола. Единственное — маловато болельщиков было.

— Может, из-за места проведения матча? Все же добираться до Химок не так-то просто.
— Да нет, причем тут локация? Учитывая, какие люди вышли играть, я ждал больше зрителей. Были ведь не только известные футболисты, но и такие великие личности, как Евгений Плющенко, Александр Легков. На минуточку — это олимпийские чемпионы. Женя Плющенко вообще молодец, он обожает футбол.
— Весь интернет облетели кадры с его дриблингом.
— Так а кто его этому научил (улыбается)? Нет, классный вечер был.
— Не думали организовать матч с участием звезд прошлого в Омске?
— В Омске к футболу большой интерес. Совместно с РФС проводили недавно тур Кубка России — такого ажиотажа у нас я давно не видел. Люди приехали из разных районов, было много детей. Когда дети видят звезд, у них у самих появляется мотивация заниматься футболом, посвятить себя спорту. Конечно, в Омске больше внимания к хоккею, но благодаря работе, труду мы можем сделать так, чтобы и футбол вызывал у народа те же эмоции.
— Если сборная приедет в Омск, у вас будет такой же ажиотаж, как в Волгограде?
— Сто процентов. Надо показывать национальную команду стране. В Москве у людей много способов провести досуг, а в провинции народ по-другому относится к такому виду развлечений.
— Приятно видеть, что в вашей бывшей команде, в «Локомотиве», тон задают россияне?
— Это здорово. «Локомотив» выбрал правильный путь. В команде есть яркая молодежь, и она зажигает не только в клубе, но и в сборной. Кстати, у «Спартака», ЦСКА и «Динамо» тоже есть таланты. У нас работают академии, просто нужно давать больше шансов своим, уделять им внимание.
— Но при этом болельщики «Локомотива» недовольны тем, что трофеев нет уже с 2021 года.
— Очень тонкий момент. Да, в спорте все определяется результатом, фанаты хотят побед, титулов. Однако нужно быть объективными. За последние годы Галактионовым (главный тренер «Локомотива». — Прим. «РГ») и «Локомотивом» проделана большая работа. Мне кажется, сейчас команда готова к борьбе за чемпионство. Если бы не потери очков в матчах с «Крыльями Советов», «Ростовом» и в Махачкале с «Динамо», «Локо» шел бы первым с солидным отрывом от остальных претендентов на золото. Но и так все идет неплохо.
— Тем более и конкуренты теряют очки.
— Вот тем и хорош наш чемпионат, что в нем нет гегемона. Я вижу классный и интересный турнир, в котором все непредсказуемо, особенно в борьбе за титул. Все научились играть. Нет такого очевидного фаворита, каким был раньше «Зенит». «Локомотив», «Краснодар», ЦСКА, «Зенит», «Спартак», «Динамо» — все они претендуют на трофей.
— Многие наши клубы по несколько раз за сезон меняют тренеров. «Локомотив» же доверяет Галактионову, он уже третий год возглавляет команду. Вам нравится его работа?
— Да. Если есть стабильность и движение вперед — тогда этот вопрос отпадает сам собой. Вы правильно отметили: у нас любят увольнять после первой же неудачи. Ну и к чему это приводит? Неправильно принимать такие решения в эмоциональном порыве. У «Локомотива» при Галактионове есть прогресс. Не стагнация, а прогресс. В клубе налаживается финансово-экономическая деятельность после того, что в 2021 году натворили немцы (в середине сезона 2022/23 «Локомотив» при немецком тренере Йозефе Циннбауэре скатился на 14-е место. — Прим. «РГ») — это тоже немаловажный, может, даже решающий фактор. Однако у «Локомотива» нет таких финансов, как у «Зенита», «Спартака». В противном случае руководство выделило бы больше денег на трансферы и ставило бы задачу непременно стать чемпионами.

— «Локомотив» правильно поступил, оставив Алексея Батракова? Были разговоры о щедрых предложениях от саудовских клубов.
— Читал об этом. Батраков еще не достиг своего пика, и в будущем он может стоить дороже. Парень прибавляет, проводит второй сезон даже лучше, чем первый. Алексей окрепнет и будет привлекать к себе еще больше внимания, в том числе со стороны ведущих европейских клубов. Решение руководства «Локомотива» оставить его — на все сто процентов верное. Да и с точки зрения имиджевой составляющей клубу будет важно продать Батракова не в Саудовскую Аравию, а в одну из команд топ-лиг.
— Не удивляет, что Батраков играет сейчас даже лучше, чем в прошлом сезоне?
— Это говорит только об одном: у парня все в порядке с головой, и вокруг него умные люди. Соблазны всегда есть, но судя по той игре, которую показывает Алексей, он все анализирует и работает над собой. Мне хочется, чтобы Батраков подольше выступал за «Локомотив». Люди ходят на него, он привлекает новых болельщиков — это то, ради чего и стоит идти в футбол. Молодые ребята должны понимать: они играют не ради того, чтобы накопить на будущее, а чтобы оставить о себе память в сердцах фанатов.
— Много разговоров относительно будущего капитана «Локомотива» Дмитрия Баринова. Его уход станет большой потерей для команды?
— Как со спортивной, так и с имиджевой точек зрения это очень плохая история. Если мы говорим чисто о футболе, то Батраков сейчас номер один в «Локомотиве», но Баринов — это лидер. Дима харизматичен, он последний из могикан, на нем растет молодежь. Он хранитель традиций, который видел чемпионство, сам выигрывал золото, работал под руководством Юрия Павловича Семина — все эти моменты важны для болельщиков. Роль Баринова в успехах «Локомотива» за предыдущие несколько лет бесценна. Такого футболиста ни в коем случае нельзя продавать.
— Представляете его в футболке ЦСКА? Не секрет, что армейцы и сейчас хотят приобрести Баринова.
— Мы не знаем всех внутренних тонкостей, как идут переговоры и все такое, но я не вижу в его возможном переходе в ЦСКА здравого зерна. Это будет очень странно. И вряд ли армейцы предложат какие-то космические деньги за Дмитрия, еще и прямому конкуренту. Не верил и не верю в переход Баринова в ЦСКА.

— Вы бы на месте руководства «Локомотива» продлили бы с ним контракт
— Естественно. Еще раз повторю: Баринов — это капитан, мозг, мотор и душа «Локомотива». Я не вижу в команде никого, кто мог бы его заменить. Даже близко нет таких людей.
— Уровень Премьер-лиги падает, топчется на месте или повышается?
— Если бы были еврокубки, можно было бы объективно судить. Конечно, их не хватает. Но мне нравится наш чемпионат, смотрю его каждую неделю. Я не из тех, кто будет говорить: «У нас все плохо, все слабые». У меня немножко другое видение. И как продукт, и как зрелище Премьер-лига привлекательна. Может, не хватает ярких футболистов, однако, с другой стороны, есть талантливая молодежь.
— С ужесточением лимита молодых будет больше?
— Пока же непонятно, в каком окончательном виде будет принят лимит.
— Но в целом, как вы относитесь к идее с ужесточением?
— Это классная стратегия — чтобы было больше молодых. Но посмотрим, как все будет реализовано. Я за эту идею. Клубы начнут пристальнее следить за своими академиями, развивать их. Сейчас они в основном смотрят в сторону рынка легионеров. Проще купить иностранца, чем тщательно подводить своих воспитанников к основной команде. Будет расти институт юношеских сборных, активнее будет вестись работа по воспитанию подрастающего поколения.
— При этом топ-клубы, как и большинство тренеров, против нового лимита. Один из их посылов — когда нас вернут в еврокубки, мы будем не готовы к конкуренции
— Никто не знает, как будут выглядеть наши клубы после возвращения в еврокубки. Не надо говорить в сослагательном наклонении. Конечно, искусственно ставить россиян не надо. Но легионеры ведь никуда не денутся — просто их станет меньше и они будут качественнее. Нужно три-четыре иностранца, с которых молодежь будет брать пример — не больше. Футболисты уровня Диарра, Виллиана, Это'О, Халка, Витцеля, Барко — такие люди нам нужны. Однако посмотрите на Премьер-лигу: много легионеров среднего уровня.
— Поговорим чуть о наших легионерах. Матвей Сафонов недавно заявил, что недоволен своим положением в «ПСЖ». Ему надо уходить?
— Сафонов молодец, что открыто говорит об этом. А что он туда ехал, чтобы сидеть на скамейке? Нет. Вряд ли в «ПСЖ» не в курсе того, какое мнение у игрока. Матвей хочет доказать свою состоятельность. Ему по силам стать первым номером парижан, но если он и дальше будет оставаться без практики, то уже ему надо будет принимать решение.
— Вас не удивило, что один из лидеров сборной Антон Миранчук не заиграл в скромном швейцарском «Сьоне» и вернулся в «Динамо»?
— Антон попробовал себя в Европе, почему бы и нет? Получилось у него или нет — вопрос сложный. Если объективно, у нас сейчас нет таких игроков, личностей, как после бронзы чемпионата Европы-2008, когда несколько ребят уехали в Англию. По поводу Миранчука — сейчас он неплохо играет за «Динамо», усилил команду. Молодец. А так, нам, россиянам, проще проявлять себя на родной земле. Здесь нам все знакомо.
— В мае в Москву приезжал ваш бывший одноклубник по «Марселю» Дидье Дрогба. Встретились с ним?
— К сожалению, не получилось, хотя планировали. Он даже видеообращение записал. Я был в работе по уши, потому не прилетел в Москву.
— Угостили бы его блинами?
— Да, когда мы были в Марселе, он просил тарелочку блинов, которые приготовила моя мама. Да угостил бы, почему нет?
— У вас ведь был конфликт в «Марселе», когда он на собрании обвинил вас в слабой игре.
— Это был рабочий момент. Сейчас общаемся с ним, передаем приветы через Алексея Геннадьевича Смертина. Все нормально.
— В «Марселе» вы также играли с Фабио Челестини — тренером ЦСКА. Удивились его назначению?
— Неожиданно было. ЦСКА сработал очень оперативно, почти сразу же пригласив Челестини после ухода Николича. Я сразу залез в интернет, посмотрел и убедился, что Фабио — хороший выбор. Человек не с улицы пришел. Еще будучи игроком, он был вдумчивым парнем, интеллектуалом, знал языки. В принципе, по нему еще тогда было видно, что он станет хорошим тренером. Мне что еще понравилось — Челестини не стал ничего ломать, возглавив ЦСКА. Он гибкий специалист — этого качества недостает многим тренерам. Сейчас Фабио потихонечку лепит свое, прививает свой стиль.
— Виделись с ним после прихода в ЦСКА?
— На Суперкубке в июле в Казани. Обменялись номерами, пообщались, договорились пересечься. Наблюдаю с большим интересом за его работой. Сказал, что подтяну его русский. Хотя матерные слова он уже знает (смеется).
— Вы с января 2024 года являетесь президентом «Иртыша». Привыкли к офисной работе? Чем недовольны, что нравится?
— Идет рабочий процесс. Доволен ты или нет — нужно выполнять свои обязанности, управлять клубом. Для человека, который сделал карьеру, выйдя из Омска и пройдя через Вторую лигу, вопрос комфорта или дискомфорта не стоит. Адаптироваться можно ко всему — был бы интерес. Не скрою: после футбольной карьеры было чуть скучно, но потом привыкаешь. Ничего страшного в офисной работе нет. Кроме того, я же не все время в кабинете провожу: много перелетов, играю в футбол по четвергам.
— По ходу карьеры могли предположить, что станете президентом клуба, а не тренером, агентом, спортивным директором?
— Нет, конечно, хотя и намеревался остаться в футболе. Все-таки мне близка эта тема. Сложностей много, ни на секунду нельзя расслабляться. С другой стороны, работа во Второй лиге — это огромный опыт, потому что приходится вникать во все аспекты. Пройдя через такую школу, ты будешь лучше готов к переходу в Премьер-лигу. В клубах высшего дивизиона другой уровень, там уже нельзя ошибаться — нужно сразу давать результат.
— Ваш бывший партнер по сборной Константин Зырянов стал председателем правления «Зенита» — клуба, у которого стабильное финансирование. Значит, ему будет не так сложно?
— Большие деньги — большие сложности. Но с ними проще. Я полтора года работаю в «Иртыше» и могу назвать себя кризисным менеджером. Помните, так о себе говорила Смородская, когда была президентом «Локомотива»? Мы, футболисты, тогда не знали всех цифр, раскладов. Нам было непонятно, какие там долги могли появиться? Мы всегда вовремя получали зарплату, проблем с этим не было, так какие задолженности? Не задумывались о таких вещах.
— Теперь по-другому смотрите на ее период работы в «Локомотиве»? Ее же нещадно критиковали болельщики.
— Так эта критика касалась чисто футбольных моментов. С этой точки зрения она, конечно, спорная личность. У клуба была история, легенды, болельщики. Идти против всего этого — неправильно. Но не будем о ней — слишком много внимания.
— Футболистом быть легче, чем президентом клуба?
— Разница колоссальная. Будучи игроком, ты думаешь только о футболе, все остальное тебя не касается. А когда ты президент — то все проходит через тебя, ты каждую минуту в работе. Так что футболистам надо ценить то, что у них есть. Если они прочитают это интервью, хочу обратиться к ним: ребят, цените то время, когда вы действующие спортсмены. Дальше будет сложнее. Не всем же везет сразу попасть в струю и органично переместиться с карьеры на менеджерскую или тренерскую роль. Таких людей единицы: Сергей Семак, Валерий Карпин, Станислав Черчесов. Вот сейчас очень интересно, как получится у Зырянова в «Зените». Он ведь пока был только тренером, а тут очень серьезный, большой клуб. У нас с Зыряновым всегда были очень хорошие отношения.
— Еще не виделись с ним после того, как он получил должность в «Зените»?
— Пока нет. Его теперь и Костей не назовешь, только Константином Георгиевичем (улыбается). Кстати, на прощальном матче Глушакова забавно было то, как мы обращались друг к другу. Не Лось, а Дмитрий Вячеславович, не Билл, а Динияр Ринатович. Это вопрос уважения. С другой стороны, в такие моменты понимаешь, что ты уже повзрослел и тебе уже не 18 лет…
— А хотелось бы вернуться в те времена?
— Порой проскакивают такие мысли. Но надо думать о настоящем и будущем — такова жизнь.





