Главный агроном «Локомотива» Владислав Лысенко в разговоре с «Матч ТВ» сказал, что плохое состояние футбольных полей в России вызвано тем, что сезон возобновляется слишком рано.
Футбольный сезон в России возобновился матчами ФОНБЕТ Кубка России, первые из которых состоялись 22 февраля. Ранее «Матч ТВ» сообщил, что агронома «Ростов Арены» и «Олимпа‑2» Альберта Ченибалаяна, занимавшегося газонами на главных стадионах Ростова‑на‑Дону с начала 2000‑х годов, уволили после жалоб главного тренера «Ростова» Валерия Карпина после матча Кубка России с «Уралом». Карпин раскритиковал качество газона на арене, сказав, что «бить вперед, и всё — больше на этом поле ничего невозможно сделать». В начале марта «Ростов» объявил об открытии вакансии агронома на домашней арене.
— Что касается нашей профессии, то она достаточно уязвимая. Наша работа видна всем. Первое, что видит болельщик, когда заходит на стадион, — это футбольное поле. То же самое видят судьи и команды за полтора часа до матча. Агроном — это такая же расстрельная должность в футболе, как и главный тренер.
Работа сложная, Ростов‑на‑Дону это, город Москва или другая полоса России. Это только кажется, что на юге проще, а на севере сложнее. Везде есть свои сложности, как экономические, так и технические.
Конечно, я расстроился за коллегу. Чем смогу — поддержу, если будет возможность и необходимость.
— С чем связано плохое состояние полей в России? Проблемы с газонами есть на стадионах ЦСКА, в Химках и много где еще.
— Мое мнение — это связано с ранним началом футбольного сезона, а именно с матчами Кубка России. Я общался с коллегами, они разделяют эту точку зрения. Считаю, что начинать играть в 20‑х числах февраля — достаточно серьезная нагрузка и на стадион, и на агронома, и на футбольное поле. Газон только начинает входить в сезон и уже подвергается такой нагрузке при экстремальных условиях, тем более в нашей полосе. Это основная причина, почему сейчас есть проблемы с полями.
Рано начали, поэтому я и мои коллеги просто не успели сформировать тот травостой, который мог бы уверенно сопротивляться таким нагрузкам. Играть при температуре «-14» или «-15» — это одно. Но ведь в таких условиях нужно еще и выращивать газон. Есть ведь и колебания температуры, и снегопады — все эти факторы не способствуют тому, чтобы поле становилось крепким и хорошим. Зима сложная или мягкая — вопрос риторический. Зима есть зима — световой день короткий, солнца мало. Лампы лишь помогают росту, способствуют вегетации, но они не могут заменить солнечный свет на 100 процентов. Все равно есть фактор искусственного выращивания газона, который с февралем никак не бьется.
— Но ведь в феврале раньше играли весенние стадии еврокубков, и газоны были достойные.
— Хорошо, если на этой стадии играли две‑три команды РПЛ. Это же не подавляющее большинство, как в Кубке России в этом сезоне. Плюс первые матчи Лиги чемпионов, как правило, наши команды играли на выезде, а вторые в конце февраля — дома. Плюс ко всему календарь чемпионата России могли подстроить под участника еврокубков — перенести матчи, подвинуть, еще что‑то. Это более управляемая ситуация.
— Когда, по вашим оценкам, ситуация с полями выровняется, и они станут лучше?
— Она уже выравнивается. Все ребята, которые работают на стадионах и сталкиваются с этими проблемами, профессионалы. Мы поддерживаем связь, общаемся друг с другом. Могу сказать, что ситуация улучшается. Может быть, она не идеальная, существуют дополнительные нагрузки: у кого‑то блогеры, у кого‑то товарищеские матчи. Но тем не менее все понимают ситуацию и всячески ее исправляют. Поля изо дня в день становятся лучше. Мы обмениваемся данными, видим общую картинку по стране.