Аптека за углом
Бытие российского футбола. Фото: РИА Новости/Юрий Стрелец
Чем хорош нынешний чемпионат, так это адской своей нескучностью. Главные редакторы спортивных СМИ осваивают гамаки: к черту многочасовые танцы с бубнами в поисках жареных тем, скандалы сами сыплются в руки по два в день. Фанатский деготь, молчание Юрия Красножана, кристальная честность нового «Анжи», чисто тренерская команда «Терек» и еще много чудес российской премьер-или – в блоге журнала Football Magazine.
Возьмите лист формата А4 и украсьте его списком маразмов сезона-2011. Не разгоняйтесь искусственно, но и не скатывайтесь до аббревиатур. Только тезисы, только события. Получите убористо исписанный документ, царапающий мозг стократ сильнее Кодекса чести.
Чем хорош нынешний чемпионат, так это адской своей нескучностью. Не игровой, конечно. Тут-то как раз все стандартно: пыжимся, тужимся, бабки зашибаем. Все остальное весело до запоров. Главные редакторы спортивных СМИ осваивают гамаки: к черту многочасовые танцы с бубнами в поисках жареных тем, скандалы сами сыплются в руки по два в день. Подставляй лукошко, сборщик информационных овощей, – пришло твое время.
ФАНАТЫ
Даже если придерживаться хронологии, эта главка будет стоять особняком. Фанатский деготь – понятие вневременное. Он в порах нашего футбола. Он множится и смердит, требуя дезинфекции. Но свойство не видеть, не слышать, не сказать – одно из самых востребованных в современной российской управленческой науке.
Умение властей оборачиваться невинными сладкоежками, а также копать, когда горит, и тушить, когда заливает, абсолютно уникально. Этому качеству, полагаю, специально обучают в каких-то отечественных альма-матер. Некоторые склонны приплетать географический признак и соотносить вошедший в моду стиль руководства исключительно с берегами Невы. Там, дескать, и клепают командиров повсеместных российских свалок.
Не уверен. Вот, скажем, виденная на днях карикатура: бордовый Кремль со звездами и куполами, а вокруг – эвересты дерьма. И исполинская растяжка от Спасской башни до Боровицкой: «Нам пох…». С содержанием картинки согласен, но неужели все, кто за зубчатой стеной, – с Невского проспекта и Петроградской стороны?
Вернемся, однако, к нашим фанатам. Пастухи прозевали момент превращения травоядного стада в кровожадное. Теперь толпа не желает смотреть футбол без файеров и мата. Более того, участились попытки объявить это нормой. Одновременно отсутствует понимание того, что настоящий полоумный фанат хорош лишь в окружении кузьмичей и семечкогрызов, поскольку они – его аудитория. Убери с трибун мещан – выеживаться буйным станет не перед кем. Что, кстати, тоже курс лечения: три-четыре тура без ОМОНа, и пауков в фанатской банке поубавится – они просто перегрызут друг друга.
Но мы не радикалы, нет. Мы либералы и эффективные менеджеры, готовые яростно штрафовать клубы, в сотый раз собирать межфанатские форумы, заключать мирные пакты и хартии, подкармливая задней рукой странную организацию, глава которой зачем-то присутствует в исполкоме РФС.
Видный спортивный руководитель по фамилии Шпрыгин за последние годы раздал массу интервью и сделал нереальное количество заявлений. В чем-то более полезном его заподозрить сложно, однако всероссийское объединение таких, как он, и бывшего, и нынешнего футбольных вождей вполне устраивает. Должно быть, им кажется, что на случай штурма РФС под рукой у царя обязательно должна иметься пара юнкерских батальонов. Идея практичная. Главное – не прозевать момент перехода защитников таганского дома в ряды повстанцев.
А пока в коридорах власти ведутся все эти игрища, посетители российских стадионов ухают и грозят бананами африканской закулисе, теребят дух покойного Яшина и стреляют в живых людей из ракетниц, ломают кресла и жгут баннеры, бьют друг другу морды и разворачивают полотна, исполненные подплинтусного юмора. Объявляют бойкоты кавказским, не совсем кавказским и совсем не кавказским командам, включая собственную сборную, а также смачно матерятся, достигая в этом вопросе высокого коллективизма киплинговских бандерлогов.
Власти иной раз вдруг выходят из комы и предупреждают совсем уж отпетых негодяев, вроде московского «Торпедо» или таинственных футбольных делегатов Мишина и Пронина, о недопустимости проникновения хорового мата в нашу светлую, благословленную «Единой Россией» жизнь. А зенитчикам, армейцам и спартачам, охреневшим давно и системно, раз за разом присваивают статус хулиганов-лайт. Эти небезнадежные – так, что ли? Этих на поруки?
А тем и радостно. Менты ведь, в сущности, с ними в одном тазу. Держатся-держатся для приличия, пока не трахнут кого-нибудь электрошокером или не выпишут резиновых розог. И тут уж революция, тут разворачивается могучий протест. Хотя они по сути такие же, эти комиссары в пыльных шлемах: не шибко законопослушные, злые, драчливые, беспредельные. Им хорошо вдвоем в одном шарабане – фанатам и жандармам. С виду – отстаивание прав человека и охрана правопорядка. На деле – лекарство от скуки и веселящая мини-война. Ну что, хорьки, кому еще? К чертям футбол. Дети, жены, обыватели – вон из искусства, стадионы не для вас. Всех копать-колотить. Яшин сдох, и файер ступинский сгорел. А кто с электрошокером к нам придет, тот от зенитовского иска и погибнет.
Не проще ли не пускать Данко Лазовича в зону отчуждения перед нижегородскими трибунами, чем стукать его потом током то ли под правую, то ли под левую лопатку? А может, для того и пускали? Только ведь не стукал Лазовича никто, сказал нам после игры милицейский полковник с характерной фамилией Шмонин. Зато в зенитовском автобусе нашли кило гашиша. Или его туда подкинули?
Ноль веры кому бы то ни было. Ноль здравого смысла. Ноль правды. Ноль совести. Эрзац-боление. Квазиполиция. Зеро-футбол.
И обязательный вердикт луноликого председателя КДК: «Оштрафовать клубы на столько-то, изучить дополнительные обстоятельства, предупредить о недопустимости…» На свет божий совершенно точно не выплывет ни одной фамилии, кроме как Лазович и Шмонин. На преступников, давайте называть их заслуженно, очень легко посмотреть: интернет и ТВ переполнены частным видео и записями десятков видеокамер. Но власть отказывается распознавать фигурантов, прячась за непринятые законы, ночное солнце и прошлогодний снег. Спящая власть рождает чудовищ. И сама все более явно обретает чудовищное содержание, укутываясь в бездействие и популизм.
КРАСНОЖАН
Резонансное дело. Было бы. В любой цивилизованной стране. Но не у нас на азиатчине.
Обстоятельства хочется изложить как условия задачи. Дано: президентша выгнала преуспевающего тренера. Все остальное – иксы, игреки и зеты. Требуется понять: за что выгнали и почему обиженный молчит.
Первоначально картина была писана антикоррупционным маслом. Вроде бы Красножан сдал матч. По самому матчу, правда, такого не скажешь, но ведь имелись же у Ольги Смородской какие-то аргументы, способные убедить с виду здравомыслящих и жутко эффективных железнодорожных менеджеров сбить птицу-тренера на крутом взлете, верно? Значит, сдал. А что еще? Ну вот логически рассуждая – что? Не харрасмент же, в самом деле, замешан? Не отказывал же в ласке Юрий Анатольевич Ольге Юрьевне, пылко зажимавшей его в комнате допинг-контроля стадиона «Локомотив», правильно? И хотя наверняка мы об этом судить не можем, вряд ли случай такого отказа стал бы причиной пятичасового заседания Владимира Якунина и его соратников по грузопассажирским перевозкам.
Только вот после этого заседания началась почему-то обрыдлая сермяга. Пороху сказать «Б» ни у менеджеров, ни у президентши не хватило: их рты застыли в туповато-долгом звуке «А». Из чего следует сразу несколько выводов. Первый: футбол в России не имеет к болельщикам ни малейшего отношения. Нам не надо знать правду, с нас хватит того, что мы способны узреть сами. Остальное – удел настоящих пацанов и пацанши. Они рулят. Сказано вам – сменили тренера? Сказано – за упущения? Все, сглотнули, моргнули, шмыг по норам. Вы вообще кто и звать вас как? То-то.
Вывод второй: Смородская вела борьбу вовсе не за честность в российском футболе. Ее задачей было отстоять свои представления о порядке на вверенной ей территории. Во что бы то ни стало, любой ценой. Чтобы – ша, и все затихли. А некоторые еще и отжались с кувырками.
Третье: содеянное выглядит идиотским еще и потому, что менеджер, меняющий успешного тренера без объявления причин, представляется самодуром и автократом. А самого тренера при этом хочется пожалеть, заподозрив его, да будет мне позволено так сказать, в честности.
Четвертое: даже если решение скрыть причины было принято для поддержания клубного реноме, подозрения в отношении теневых участников событий оно лишь усилило. Потому как бытует вполне правдоподобная версия: стремясь в прошлом году забраться повыше в турнирной таблице и сохранить должность, Юрий Палыч набрал победок в кредит. Синекуры своей он все равно лишился, а долги отдавать надо, будь ты хоть миляга-Красножан, хоть трижды Смородская.
Не то чтобы в данный момент хотелось хамски очернить симпатичного всем Палыча, но давайте признаемся сами себе: разве существует на свете хоть что-то ужасное, имеющее отношение к российскому футболу, во что нам с вами невозможно было бы поверить? Даже если завтра кто-то брякнет, что член Палаты по разрешению споров ест маленьких детей, – и то рванем в интернет, чтобы узнать, мальчики ему вкусней или девочки.
А ведь была еще задета честь команды под названием «Анжи». Это вам не мелочь по карманам тырить, это, братцы, – честнейший проектище. Годами, представьте, дружили махачкалинцы под конец чемпионата со всеми подряд в глубокий засос, а в этом сезоне – как отрезало. Жили бедно – хватит. Играли мутно – отыгрались. Теперь только джентльменство, фраки-смокинги, реверансы-книксены и прочие менуэты. А кто старое помянет – стреляться на первой же заре!
Беда в другом: мы-то с вами перестраиваемся медленнее кристальных дагестанцев. Оттого и склонны предполагать по старинке всякую хрень. Что, мол, долги «Анжи» все-таки собирает, пусть и не руками своих новых интеллигентных менеджеров. Что в Нижнем с «Волгой» Гаджи Муслимыч скатал «жмурки». И в Грозном с «Тереком» тоже. Если раньше катала его команда – почему сейчас не может? Из-за Роберто Карлоса? Нешто он Человек-паук, насаждающий движением своей 38-летней лапы уставы в чужих монастырях?
Вот такие мы несознанчики. Перевоспитывать нас надо. И не третью одного сезона, а десятилетиями. Чтобы верили, чтобы за «Анжи», буде какой поклеп случится, мы пасть порвали. Ну а пока этого не произошло – вывод пятый: может, Красножан и впрямь матч не сдавал. Всякое в клубе бывает, знаете ли: где-то отозвался нелестно о Смородской, а ей донесли. Или, может, документик какой скабрезный она на него припасла, а потом вдруг на якунинский стол и бухнула. Не смогла наступить на горло гордыне, пожертвовала успехом команды ради стройности отношений в клубе. Не права? Ну, это не нам с вами решать. Живем, смотрим в щелочку, дышим в тряпочку – уже хорошо.
И если бы еще Красножан сказал что-то в свою защиту... Его ж как кота – веником. Как пьяного – взашей. Как под забором найденного – пинком. И ссаной тряпкой наотмашь по репутации. Анатольич, как же при таком раскладе в суд не пойти? Как не макнуть Смородскую в керосин? А Трудовой кодекс? А профсоюз? А самоуважение? А борьба с базарным бабьим беспределом?
Молчит Красножан. Что заставляет думать о нем всякое. То, например, что икс, игрек и зет по-прежнему глупые безликие неизвестные. Это, собственно, и требовалось доказать.
«ТЕРЕК»
То ли дело клуб из Грозного. Вот уж где открытость и гласность. Вот где юдоль цивилизованных отношений тренера и работодателя. Даже ультиматумы чеченские футбольные мужи ставят в прямом эфире, с помощью шедевральных заявлений на собственном официальном сайте, а не в кабинетной тиши главного офиса РЖД.
Сей документ, полагаю, желательно сделать приложением к Кодексу чести, образцом, так сказать, делового подхода к ремеслу. В эпистолярном смысле превзойти его сложно, разве только повторить. Тут-то типовая форма и пригодится. Впрочем, РФС и без наших советов умный, разберется как-нибудь.
Для истории важнее другое. Что за тренер Рууд Гуллит, было понятно и до назначения его в «Терек». Опыт предыдущей работы говорил кое о чем. Исключения из правил возможны, конечно, но при выборе специалиста обычно руководствуются как раз самими правилами, а не аномалиями. Некоторым птицам, однако, свойственно сначала схватить клювом какую-нибудь блестящую фитюльку и только потом подумать. Так же поступили в Грозном. Цап – и Гуллит в золотом подвале. Ай, хорошо!
Но прошло какое-то время, и в российские «аськи» стали стучаться голландские журналисты. Они пытались подбить своих московских коллег на публикации о том, как Гуллиту сложно в Грозном, как узок круг его единомышленников и как далеки от футбола его наниматели, стремящиеся, в свою очередь, отодвинуть от реального управления «Тереком» самого Гуллита. От него, говорят, стремление высказаться и исходило. Ситуацию осложняло то, что ссылаться в этих публикациях на смуглого суринамо-голландца было нельзя – такова была его воля. То же обстоятельство, собственно, и поставило крест на обнародовании стремления Гуллита к добру и свету. В России и с источниками-то не особо про Чечню напишешь, а уж без оных – совсем дохлый номер.
Разумеется, весь предыдущий абзац – чистой воды кулуарная болтовня и слухи. Наверняка и жил он в Грозном припеваючи, и футболистов имел крепких. А может, и еще кое-чем, исконно голландским, не был обделен. Но, как отмечается в суровом и справедливом заявлении, «за полгода у руля команды не разобрался ни в игроках, ни в составе». (Возможно, в «Тереке» эти понятия отличаются.) «У команды до сих пор нет рисунка игры, нет узнаваемого стиля. Так безнадежно «Терек» не выглядел никогда. Однако Гуллит видит причины слабого выступления команды не в себе, а в чем угодно. Отзываясь не в корректных тонах о республике, в которой он работает, Гуллит переходит рамки человеческого приличия. В Чеченской Республике есть свои традиции, заложенные веками. Гуллит должен знать, что его пригласили не в ночных заведениях и дискотеках пропадать, а работать в футбольном клубе, при этом добиваться результата. Да, у нас нет наркомании, нет неприличных ночных заведений, которых в Нидерландах и в Европе уйма. Зато в Грозном есть все условия для людей, ведущих здоровый образ жизни».
Были такие условия и в Нижнем Новгороде, и в Ростове, и в Нальчике, и в Москве. Омари Тетрадзе, однако, вместе с Олегом Протасовым, Миодрагом Божовичем, Юрием Красножаном и Владимиром Эштрековым отправились вслед за Гуллитом – в кювет. И только «горец» Валерий Карпин продолжает жить, несмотря на свою официально объявленную тренерскую кончину. Ведет здоровый образ жизни, не иначе. А его мудрое руководство, в отличие от горячих грозненцев, умеет держать гроссмейстерские паузы. И вовсе не потому, что лень искать другого тренера, как иногда кажется. А потому, что верит в молодого специалиста, об отставке которого само же и объявило.
Возвращаясь к Гуллиту, подытожим. Его место вот-вот займет или уже занял другой профессионал. И «Терек» при новом гуру, несомненно, заиграет не так поганенько, как при голландце. А знаете, почему? Да потому что в этом клубе, как известно, все зависит только от тренера. Как он скажет – так и будет. Как он с командой работает – такой футбол она и показывает. Простые, понятные принципы. Здоровый образ жизни!
ПОПУРРИ
Написано немало, пора закругляться. Но сколько же еще событий и чудес на нашем с вами листе формата А4! Не дадим им пропасть – положим на холст широкими фоновыми мазками.
Дело Григорьева, которое Леонид Федун назвал ярким примером коррупции, а Ольга Смородская включила в исковое заявление в Лозаннский спортивный суд. Сюжет, достойный пера О. Генри, нисколько не повлиявший, впрочем, на управленческую эрекцию властей, которые как раз само дело и замутили. Аминь.
Комитет по этике РФС. Орган осторожный, как росомаха, и несгибаемый, как лежачий полицейский. Берется за проблемы любой сложности, из трудных ситуаций выходит молчаливо, но с гордо поднятой головой. В особо сложных случаях умеет делать уникальный трюк: вообще не выносить вердикта, громко объявив о расследовании. Так было, например, с прошлогодним матчем «Волга» – «Нижний Новгород» и с игрой этого года «Волга» – «Анжи», вскрыть всю подноготную которой просил лично Сулейман Керимов. Не по силам оказался волжский орешек нашему этическому орехоколу.
Намеренный отказ тренерского штаба «Зенита» включать в заявку на игру с ЦСКА обязательного доморощенного игрока. С той же уверенностью, полагаю, шастают по Рублевке «бэхи» с мигалками. И только когда влупят в лоб машину с простым смертным за рулем, признают: не надо было в этот день вот так уж совсем на встречку выруливать. Вчера или завтра – пожалуйста, но не сегодня.
Сергей Прядкин. Неутомимый борец за футбольное дело. «Достойный человек, грязь к нему не прилипнет», – сказал про главу РФПЛ Сергей Фурсенко. Где-то мы подобное уже слышали. Дело не в тональности высказываний, а в подмене ими правосудия и разбирательства. Информацию о том, что Прядкин не ангел, читали все. Но не было ни проверок опубликованного, ни отпора клеветникам. Вместо этого – словесная индульгенция от «крыши»: грязь не прилипнет. Кто не согласен? Впрочем, какая разница.
Дело Никезича. Удивительный сплав профессионализма краснодарских следователей и милосердия апелляционного комитета РФС. Никто не побит, ничто не побито. Черногорец – просто гнусь залетная, вот и все.
Перенос игры «Крылья Советов» – ЦСКА. Двадцать два человека собирались сыграть на одном футбольном поле. Половине газон нравился, половине нет. Каждый имеет право на собственное мнение. Но есть еще стандарты, следить за соблюдением которых нужно до, а не после вылета команды в другой город.
Иск «Росгосстраха» к РФПЛ о взыскании 616 млн рублей. Страховщики обиделись на передачу спонсорских прав милой сердцу каждого футбольного человека компании «Согаз». В РФС утверждают, что в «Росгосстрахе» работают абсолютные идиоты, придумавшие претензии на ровном месте. Кто прав, кто виноват, понять невозможно. Но размер исковой суммы заставляет следить за выявлением подлинных идиотов с удвоенным вниманием.
***
Как говорит наше самое объективное в мире телевидение, «мы продолжаем следить за развитием событий». Адски нескучный чемпионат. И его у нас будет еще много. А спустя годы, помяните мое слово, про нынешнюю эпоху будут написаны тома. Из них мы узнаем, к каким достойным людям действительно не прилипала грязь. Уверен, что списки – будущий и настоящий – совпадут не на сто процентов.
P.S. Помимо вины есть у нынешнего сезона и беда – смерть судьи Владимира Петтая. Летел с юбилея генерального директора «Алании» Александра Стельмаха. Вез в Петрозаводск осетинские пироги. Не долетел, не довез. Чемпионат продолжается, футбольного человека больше нет. Искренне жаль.