В роли руководителя Борис может оказаться гораздо полезнее, чем на футбольном поле.
О том, что Борис Ротенберг — самый необычный футболист России, все поняли уже давно. Примерно с тех пор, как агент Владимир Абрамов заметил, что он единственный в нашем футболе, кто играет не за деньги. Но, пожалуй, эксклюзивность не только в этом.
Давайте без политеса: он блатной. Каждому понятно, что сделать такую карьеру, где были все возможные в России трофеи, ему помогла фамилия. Сумма его игровых умений к тому не располагала. Как однажды заметил Александр Мостовой, по футбольным понятиям он не игрок премьер-лиги — даже просто двигается, открывается не так. Так вот: притом что каждый понимал, почему Бориса брали в приличные клубы, к нему в футбольном сообществе совершенно нет негатива. Скорее наоборот — уважение. Вот в этом и уникальность.
Давайте, чтобы осознать в полной мере, зафиксируем ещё раз. Футбольный мир — по самой своей природе предельно честный и суровый, где немыслимо казаться, а не быть, где невозможно укрыться от непарламентского приговора — вдруг, вопреки своему обыкновению, признал блатного! Вы знаете другие примеры?
Значит, нашлось в этом парне что-то настоящее. Которое важнее родовых капиталов и протекций.
— Боря в порядке, он настоящий профессионал. Если у игрока не самый высокий уровень мастерства, то компенсировать это он может ежедневной упорной работой на тренировках. И Боря отдавался на все сто на каждом занятии! — говорил Sport24 Кристиан Нобоа, его одноклубник в «Динамо» и «Ростове».
— Он колоссальный трудоголик. Таких, как он, откровенно могу сказать, очень мало как в плане футбола, отношения к спорту, так и в плане отношения к жизни, — а это уже воспоминания Олега Самсонова, его доброго знакомого ещё со времён зенитовского дубля.
— Он нам очень нужен, и не только как игрок, а ещё и как человек, который объединяет команду, игроков и тренеров — говорил Sport24 Юрий Сёмин, тренер Ротенберга в «Локомотиве», его последнем клубе.
Наверное, приукрасить может друг. Но разве могут все? Разве может на мнимые ценности купиться Сёмин, который и состоялся-то в футболе только потому, что никогда не пытался его, футбол, обмануть?
Между прочем, в «Локомотиве» Ротенберг входил в тренерский совет. Вместе с Гильерме, Чорлукой, Крыховяком, Владом Игнатьевым. Но те-то все основные игроки, а Борис выходил на поле от случая к случаю. Однако в этом штабе Сёмину был нужен. И это само по себе характеристика.
Юрий Палыч уже раз сто сказал, что из Бориса получится хороший футбольный руководитель. И дело, видимо, не только в упомянутых выше организаторских способностях или фамильной деловой хватке. Со своим житейским опытом тренер наверняка подметил кое-что ещё.
Например, умение справляться с давлением. Человек же всю жизнь под увеличительным стеклом. Каждый его нетвердый шаг стал бы пятном на весь род — и он это прекрасно понимал. И развить на своем примере тему бесстыжих мажоров так никому и не позволил.
Или чистота любви к игре. Кто-то наблюдательный заметил: поиграть в футбол и заниматься футболом — это совершенно разные вещи. Как баловство и профессия. Первого хотят все, ко второму готовы единицы. Потому что это пахота, лишения и даже увечья. Вот зачем 32-летнему Ротенбергу — при его-то наследстве — было пускаться в полноценное спортивное восстановление после разрыва крестообразной связки? А ему к тому же во время операции занесли инфекцию, и вместо одного круга мытарств пришлось вынести ещё несколько. Ради чего это всё, если ты не пропитан футболом?
Так что и это Сёмин, безусловно, оценил. Где чистота, там и честность — а разве честных управленцев у нас избыток?
И если однажды Ротенберг последует рекомендации тренера, то и менеджером в нашем футболе станет, вероятно, самым необычным. Потому что двигать им снова будут не деньги.
Пожалуй, теперь он даже должен стать менеджером. Чтобы рассчитаться с любимым футболом. Как игрок — давайте начистоту — он от футбола больше получил. А теперь должен отдать.