Бывший директор академии московского «Локомотива» Владимир Кузьмичев, работавший также в системах подготовки молодых игроков в «Зените» и «Спартаке», специально для «РБ Спорт» рассказал, как сейчас надо развивать детско-юношеский футбол, чтобы не провалиться еще ниже в условиях «бана» УЕФА.
— Очевидно, что история с «баном» УЕФА не стала для вас, как и для большинства футбольных людей, сюрпризом. «Подвис» и вопрос с легионерами. То, что мы можем оказаться «запертыми» внутри своей системы и вынуждены будем от безысходности играть только своими футболистами — это плюс? Или, скорее, больше поверхностное, обывательское мнение?
— Конечно, все это сюрпризом не стало — решение лежало на поверхности, и можно было не тешить себя надеждами, было ясно, что нас как минимум на ближайшие год-два ждет такая перспектива. И доверять придется своим воспитанникам, как вы правильно заметили, от безысходности. Пока непонятно, как будет складываться ситуация с легионерами — разрешать ли им вообще сразу разорвать контракты, «ограбить» наши клубы, или уехать на следующий сезон… Амбициозные иностранцы, для которых попадание в Лигу чемпионов было важно, конечно, будут стараться покинуть наш чемпионат. И когда станет меньше возможностей приглашать квалифицированных легионеров, клубы будут использовать тот резерв, что у нас есть, но это не значит, что это будет качественный резерв.
— То есть, уровень нашей молодежи невысок?
— Как и вчера, позавчера, как десять лет назад он такой, какой есть. Вопрос в том, что уже хватит только говорить об этом — надо наконец заняться этим вопросом и очень внимательно клубам подойти к воспитанию своей молодежи. Потому что многие их воспитывают только «на бумаге», а на деле такие клубы можно пересчитать по пальцам двух рук — которые хоть что-то делают в этом направлении. Так что да, безысходность. Сколько все это продлится — никто сейчас не скажет, но ведь нельзя исключать, что и на очень долгое время. Так что нужно серьезно заниматься серьезно и вдумчиво воспитанием своих игроков.
— Какие конкретно клубы, которые реально сейчас этим занимаются, вы имеете в виду? Ну, помимо «Краснодара», с которым давно все ясно?
— Большое количество воспитанников, которые востребованы и соответствуют уровню РПЛ — и из «Краснодара», из того же «Локомотива», «Динамо» в последнее время очень качественно работает, все возможности есть для этого у «Спартака», у армейского клуба. То же самое абсолютно точно могут делать и казанский «Рубин», и «Ростов».
— Есть ли сейчас в России клуб с такой системой подготовки молодежи, который можно поставить другим в пример? Чтобы эту систему просто перенять и не «изобретать велосипед»?
— Для меня на сегодняшний день какого-то идеального варианта нет. Что касается технических возможностей, инфраструктуры, то тут, понятно — это «Краснодар», «Зенит», «Спартак», «Локомотив». У них есть поля, есть манежи, они серьезно во все это вложились, и сейчас просто нужно скорректировать кое-какие моменты в методическом плане, и все будет хорошо. У «Динамо», например, есть очень хороший коллектив, но у них до сих пор не решен вопрос с академией — они все еще арендуют поля в «Лужниках» и не имеют своего дома, как говорится, и возможности тренироваться полноценно зимой в связи с отсутствием собственного манежа. В «Спартаке» другая проблема — там немножко методически надо скорректировать работу, потому что те дети, которые хотят туда попасть, которые уже там занимаются, заслуживают внимания и могут вырасти в очень хороших футболистов. Так что у каждого из перечисленных клубов есть свои плюсы, а есть и минусы.
— Получается, вся эта неприятная ситуация спровоцирует старт глобальной реформы развития детско-юношеского футбола, о которой столько говорят в последние годы, если не десятилетия?
— Это действительно давно лежало на поверхности, но, к сожалению, для больших руководителей клубов этот вопрос шел по остаточному принципу. То есть, чтобы пройти лицензирование, необходимо было иметь академию, молодежную команду, и какими-то минимальными средствами эти вопросы «закрывались», а в первую команду привозили легионеров. Сейчас — все, дальше уже некуда. Или мы будем проваливаться еще ниже, или те, кто начнет серьезно этим заниматься, будет двигаться вперед потихоньку. Детей у нас очень много талантливых, надо дать им образование — и все будет в порядке. Не сразу, не завтра, не послезавтра, но надо начинать — и через какое-то время все появится.
— И у нас вырастут новые игроки, которые смогут уехать в сильнейшие европейские чемпионаты, как уезжали в девяностые Карпин, Шалимов и многие другие?
— Маловероятно, что наши ребята сейчас будут там востребованы, и дело не в их футбольных качествах, а именно в политической ситуации. Насколько Европа политизирована, что для них во главе угла стоят совсем не футбольные вещи. О чем говорить, если мы видим, что многих наших молодых ребят, которые про политику вообще мало, что понимают, отчислили из европейских клубов. И они вернулись в Россию.
— Ну а внутри собственного чемпионата в таких условиях мы можем воспитать таких как Карпин, Аршавин, Радимов?
— Не то, что можем. Мы обязаны это делать. Повторюсь — если клубы этим займутся серьезно, то у нас будет много новых и Радимовых, и Зыряновых, и других…