Галицкий — не самодур, это такая форма управления
— Некоторые российские клубы объявили о трансферах до нового года. Чем объясните успешную активность? В предыдущие зимние окна о большинстве переходах сообщали к концу заявочной кампании.
— Не ищу в этом глубин и подвохов. Не думаю, что этому есть объяснение. Клубы, сделавшие выбор, не открывали рот. Да, бывало, что тянули с трансферами. Но сейчас в клубах быстро сделали выбор, не сомневаясь.
— «Краснодар», по данным Transfermarkt, потратил 13 млн евро. У команды нет главного тренера. Правильно ли осуществлять трансферы в такой ситуации? И значит ли это, что в клубе и прежде не согласовывали кандидатов с тренером, ставили перед фактом?
— Такое случается в нескольких клубах. Один из них — «Краснодар». Там главное лицо — владелец и одновременно президент. Он считает, что вправе решать самостоятельно и единогласно судьбу клуба. Он все решает за всех. И под эти решения берет тренеров. Если тренеру что-то не понравится, его тут же отправят в отставку. Не хочу сказать, что Галицкий — самодур. Просто это такая форма управления. Он и капитал так составил, на своем я.
— Но кандидатуры новичков нужно согласовывать с главным тренером, чтобы система в клубе работала верно? Или и при такой системе управления, как у «Краснодара», можно добиться хороших результатов?
— Конечно, нужно согласовывать. Безусловно. Есть тренер и футболисты, остальное — от лукавого. Но в наших капиталистических условиях советской действительности происходит так.
— Поясните.
— Наш рынок так и не заработал. Вроде, советской действительности и нет уже, но есть ощущение, что мы по-прежнему живем в Советском союзе. Происходят необъяснимые вещи. Мы никак не можем сравняться с Европой. Цены не соответствуют тому, что есть на рынке. И он так и не заработал. Это долгая тема, не будем на ней останавливаться.
В клубе первым человеком должен быть тренер. От него все зависит. Тренер и футболисты. Нянька для ребят, которым нужно построить дом. Но получается, что нянька — не главный. Его в любой момент могут, не объясняя причин, убирать. Конечно, это неправильно. Но кричать об этом можно сколько угодно.
Другое дело, что няньке заплатят то, что причитается по контракту. Его ведь не коленом под зад бесплатно. А так дают сумку денег.
— Кому?
— Например, Николичу. «Локомотив» дал ему под зад три миллиона. И отправил домой на личном самолете. Теперь он вернется в «Краснодар», и опять получит. Через пару месяцев его уберут, снова набив сумку. Ему плохо от этого? Может, и плохо. Скажет, что не ради денег живет, а ради футбола. Но если тебе компенсируют моральные затраты, то это хорошо. Ведь многим не компенсируют.
Но настоящий тренер существует вне денег. Он 24 часа думает о команде, а не о деньгах. Но все трансформировалось — президент и владелец в любой момент по свей прихоти решает убрать человека. Ему кто-то что-то доложил о тренере. Доложил об околофутбольных проблемах. Не проблемах футбола.
Для «Зенита» Сергеев — слабый футболист
— В конце декабря Александр Медведев заявил, что с Иваном Сергеевым подпишут контракт в первых числах января. Но о переходе так и не объявили. Почему? Прежде Медведев подтверждал сделки лишь при 100-процентном согласовании.
— Там работает Павел Андреев. У него свои взгляды и договоренности по деньгам с «Крыльями Советов». Наверное, что-то не соответствует, не складывается [поэтому о трансфере не объявляют]. Все хотят получить то, что им полагается. Решить так, чтобы не было проблем. Это здорово, если и агент заработает, и клуб получит хорошую компенсацию. И сейчас раздербанят «Крылья Советов», команду, которая мне так понравилась. Превратятся в очередные «Химки».
К сожалению, то, что происходит — это капиталистический мир. «Зенит» как был лучшим, так и останется. Потому что у них больше всех денег.
— Допускаете, что переход Сергеева в «Зенит» сорвется?
— Допускаю. Вдруг Медведеву придет в голову мысль, что «Зениту» не стоит покупать такого слабого футболиста. Поймет, что «Зениту» нужны игроки гораздо сильнее. Я не считаю, что Сергеев состоялся как футболист для такого высококлассного клуба, как «Зенит». Клуб опять покупает кого-то вроде Заболотного. Тогда сразу было понятно, что Заболотный не соответствует классу «Зенита». Не понимаю, зачем покупают Сергеева. Хотя нет, я понимаю, зачем.
— Зачем?
— За него не нужно платить большие деньги. А вдруг кто-то из основных получит травму? Надо подменять. На этот случай берут таких футболистов. Но для задач «Зенита» нужны звездные игроки. Скоростные, техничные. Ведь Сергеева нельзя сравнить с Азмуном. Ни в коем случае! Даже рядом не стоял. Пока что. Нет скорости такой, владения мяча, умения играть головой.
Хотя парень — очень хороший. Давно за ним слежу, еще со времен, когда он играл за «Торпедо». Но нет в нем звездности. Больше чего-то медвежьего… Может, поэтому он Медведеву и понравился? Ведь Сергеев больше не медведя похож.
— Но лимит на легионеров не отменили. «Зениту» нужны футболисты с российским паспортом.
— Согласен. У «Зенита» появляются такие молодые скоростные и талантливые ребята, что переход Сергеева… Может, я и ошибаюсь, черт подери. Может, он и заиграет. Мне очень нравится, как играют «Крылья Советов». И то, как Сергеев играл в «Крыльях».
Мне бы хотелось, чтобы «Крылья Советов» обыграли «Зенит» с крупным счетом. Очень хочется это увидеть. В «Крыльях» столько талантливых молодых российских ребят. Все нападение — наше. Взять и поставить «Зенит» на колени — представляете, какое это удовольствие? Для болельщика любой команды. Я не болельщик «Крыльев», но со стороны будет очень приятно увидеть, что русские футболисты в состоянии обыграть бразильцев и иранца.
— В чем главная сложность переговоров с Павлом Андреевым? Пишут, что некоторые клубы не готовы вести переговоры.
— Он берет максимум. Знает, кто сколько стоит. Знает рынок. Сложность с другой стороны — амбициозные люди, которые ведут с ним переговоры. Например, Медведев. Но кто такой Медведев по сравнению с Андреевым? Никто.
— Как? Президент «Зенита»?
— Да пусть он будет хоть вторым человеком в правительстве! Это не имеет значения и отношения к футболу. Андреев уже лет 30 на рынке. Знает, как определяется рынок, кто сколько стоит, кто и что заслуживает. Наш рынок очень специфический. Неожиданные колебания цен приводят к странным вещам. И Андреев знает это. А Медведев — нет. Его просто назначили. Вчера он был в «Газпроме», сегодня — в «Зените». А завтра назначат в какой-нибудь банк. Он не футбольный профессионал. Я не хочу его обидеть. Но его нельзя сравнивать с Андреевым, который знает все нюансы рынка.
Андреев живет с живыми деньгами. Которые можно как заработать, так и проиграть. А Медведев не живет с живыми деньгами. Эти деньги не его, а «Газпрома». Поэтому в футбольной плане их сравнивать нельзя.
Леонченко обременен обязательством не говорить о некоторых вещах
— «Локомотив» заплатил три миллиона евро за 18-летнего украинского защитника Марка Мампасси, сыгравшего 21 матч в УПЛ. Странно и подозрительно? Или нюансы сегодняшнего рынка?
— Дело в том, что «Локомотив» полностью стал полагаться на мнения немецких специалистов. Немцы сказали: «Берите за три, мы его потом за 10 продадим». И в клубе сразу согласились. Их политику теперь будет определять немецкое мнение. Я за это пересажал бы всех и отправил, как в 37-м, убирать снег в Сибирь.
Но вы меня все время отсылаете к формальной логике, к которой мы все привыкли. Но то, что происходит — не подчиняется формальной логике! Но у нас происходят странности! То одного берут, то другого, то Юрия Палыча убирают, то ставят главным тренером сборной человека, который ничего не добился с «Ростовом». Почему не задают вопрос, как так получается? Почему «Ростов» проиграл в Лиге Европы израильской команде, опустился в турнирной таблице, но этого тренера ставят в сборную? Можете объяснить?
— Возможно, другие кандидаты отказались.
— Вот как, ха-ха! Значит, работают субъективные вещи, которые не выстраиваются в логику! Мы не может понять эти процессы. Например, журналистам, понравилось, как отвечает на вопросы Карпин. Что, поэтому его нужно брать?
Я не могу понять, как такое происходит в «Локомотиве». У руля клуба стоит Володя Леонченко. Мой футболист. Много с ним долго работали, разговаривали. Очень люблю его. Он очень умный парень, настоящий русский интеллигент с прекрасным университетским образованием.
— Можете позвонить ему и спросить: «Володя, что происходит в клубе?»
— Не могу.
— Почему?
— Потому что я вижу, что он лукавит. Вижу, что он обременен обязательством не говорить о некоторых вещах. Ему хорошо платят. Мне — нет. Два года я веду программу «Вечерний Абрамов» у Сергея Егорова. Более 200 передач! И за два года мне ничего не заплатили. Но мне и не надо. Я просто служу нашему футболу.
А этому человеку [Леонченко] платят огромные деньги. Огромные! Он никогда столько не получал, играя в футбол. И он выполняет работу, исполняет обязательства. Для него корпоративная этика превыше всего. А для меня — нет. Говорю, что мне вздумается. Он так не может. И ему тяжело. Зачем же мне его подставлять? Я не понимаю, почему они все отдали немцам. Ну и бог с ним…