Бывший футболист сборной Хорватии (19 матчей) Томислав Дуймович значительную часть своей карьеры (с 2006-го по 2013-й) провел в России — выступал за «Амкар», «Локомотив», «Динамо» и «Мордовию». Перед матчем за путевку на чемпионат мира корреспондент «Матч ТВ» пообщался с игроком, чья карьера завершилась в Сплите в 2015 году.
— Можете сравнить сборную России и ту, что была при вашей карьере в России?
— Тогда ваша сборная была сильнее, она играла на больших турнирах, игроки выступали в Европе и чемпионат был куда сильнее. Плюс футболисты «Спартака», «Зенита», ЦСКА, «Локомотива», «Динамо» были качественнее.
— Владимира Быстрова помните? Недавно в эфире «Матч ТВ» он рассказал, как выходил на поле спустя несколько дней после употребления алкоголя.
— Ха-ха! Я все же из Европы, никогда себе такого не позволю. Даже после карьеры я остаюсь профессионалом. Точно история Быстрова не про меня. Даже если бы тренер не включил меня в заявку на игру, я бы не поехал куда-то пить. За ночь все может измениться, и тебя могут вернуть в состав. Ты должен быть готов на все 100 процентов каждую минуту. Не уверен, что сейчас в России может быть такое, о чем сказал Быстров. Времена изменились.
— Почему российские футболисты не уезжают в Европу сегодня?
— Наверное, маленький спрос. Нужно учитывать и зарплату. Русские игроки уже давно получают больше, чем средний футболист в чемпионате Италии или Испании, поэтому встает большой вопрос: а зачем терять в деньгах, когда еще и место в составе никто не гарантирует? Получается, никто не хочет покидать теплое место. Хотя есть исключения.
— Спросите Александра Головина, Алексея Миранчука, они должны знать, как это тяжело каждый день доказывать свою состоятельность в зарубежном клубе. Нельзя говорить, что ваши футболисты слабые, но на определенном этапе подписывают хороший профессиональный контракт и успокаиваются, считая, что жизнь удалась.
В Хорватии футболисты постоянно хотят развиваться, они уезжают в европейские клубы и там продолжают усердно работать, они голодны до побед и успехов. В этом ключевая разница.
— О себе подобное можете сказать?
— Я провел прекрасные семь лет в России, играл полгода в Испании, где показал, что у меня есть определенные качества и я могу играть на равных с местными футболистами. Просто мне был уже 31 год, я хотел остаться до конца карьеры в России и отыграть еще пару лет, после чего вернуться домой. Жалею только об одном — рано закончил карьеру. Когда у меня был последний год контракта с «Динамо» и я играл в аренде в «Мордовии», были варианты. Но нужно было чего-то ждать. Плюс у меня были личные обстоятельства — ждали второго ребенка. И когда поступило предложение из Хорватии, я решил вернуться.
— Есть негативные воспоминания, связанные с Россией?
— Разве что выезда к клубам, где не было условий, достойных премьер-лиги. Но я на этом не зацикливался, никогда не заострял внимание. Подобное встречается в любой стране. В Хорватии тоже можно спокойно столкнуться с тем, что у клуба третьего дивизиона в раздевалке не будет горячей воды. Это футбол. О России у меня только прекрасные воспоминания, минимум раз в год прилетаю в вашу страну, со многими людьми поддерживаю отношения. Россия — это моя вторая родина.
— Чем занимаетесь сейчас?
— Я футбольный агент. Работаю над тем, чтобы в России было больше хорватов (смеется).
— Стипе Плетикоса, Ведран Чорлука, Ивица Олич. Люди, которые много лет поиграли в России, которых уважают и любят в нашей стране. Как главный тренер вашей сборной подобрал такой штаб? Специально под Россию?
— Любопытное совпадение, ничего не скажешь (смеется). В сборной Хорватии крепкий штаб, эти ребята относительно недавно завершили игровые карьеры, получают новый опыт и приносят пользу команде. Они могут посидеть с футболистами в раздевалке, поговорить обо всем, и это очень важно для поддержания атмосферы внутри коллектива. Плетикоса, Чорлука и Олич много знают о российском футболе, для нас это плюс. У них очень много информации, которая поможет нам.
— Как восприняли историю с Чорлукой, которого, по сути, выгнали из «Локомотива»?
— Это было некрасиво. Он был капитаном, человеком, вокруг которого строился «Локомотив», которому можно было доверять. Остается сожалеть, что все так получилось. Тем более я сам играл в «Локомотиве», для меня этот клуб не посторонний. Руководство клуба часто меняется, и если бы люди работали долгое время, они бы по-другому относились к легендам, к рядовым сотрудникам. Вспомните, как уходил Палыч (Юрий Семин. — «Матч ТВ») при Ольге Смородской, когда увольняли всех подряд — от массажистов до докторов. Потом Палыч вернулся в клуб, позвал всех назад. Семейные отношения всегда отличали «Локомотив», на людей можно было положиться.
— Как вам игралось в клубе, где президентом была женщина?
— Я при ней как раз ушел в «Динамо» (смеется). Хотя мог остаться в «Локомотиве», где меня все устраивало. Мне кажется, я хорошо играл, забивал важные мячи. Ничего плохого о ней как о руководителе сказать не могу. Она пришла с целью сократить расходы клуба. И жаль, что это сказалось на результатах, не получилось показать, что за меньшие деньги можно выигрывать чемпионат.
— Смородская недавно обвинила «Спартак» в расизме, мол, игроки специально не преклонили колено и не поддержали акцию BLM. Теперь клуб подает на Ольгу Юрьевну в суд. Перебор с ее стороны?
— Она неправа. «Спартак» — не клуб расистов, а народная команда. У него огромная армия болельщиков. Мне кажется, что слишком много уделяют внимание этой истории с BLM — никого не должно волновать, кто встал на колено, а кто отказался. У каждого человека свои взгляды, и их надо уважать.
— Помните, за сколько перешли из «Амкара» в «Локомотив»?
— Не-а. Но знаю, что в «Динамо» меня продали где-то за три миллиона евро. Мне кажется, это оптимальная цена. Я все же показывал хороший футбол.
— В России успели стать миллионером?
— Вы про рубли? (Смеется.) Не в деньгах счастье. Для меня куда важнее, что я приобрел большое количество друзей в России, для меня это настоящее богатство. Я обожаю вашу страну. Хочу передать большой привет болельщикам моих бывших клубов. И пусть Россия поедет на чемпионат мира, но только со второго места. А там мы уже в финале встретимся, где сборная России постарается взять реванш за сегодняшнее поражение (смеется).