Новым тренером «Локомотива» стал немец Маркус Гиздоль. Назначение, конечно, связывают с главой отдела спорта и развития клуба Ральфом Рангником.
Дело не только в немецком паспорте нового тренера. Гиздоля считают близким другом Ральфа и человеком, разделяющим те же футбольные ценности.
У Рангника и Гиздоля общий учитель — Хельмут Гросс
Дружба началась благодаря человеку, который изменил немецкий футбол — Хельмуту Гроссу.
«Роджер Шмидт (тренер «ПСВ» — Sports.ru), Маркус Гиздоль и я, мы все были сформированы Хельмутом Гроссом, великим тренером из Вюртемберга, который в середине 80-х одним из первых в Германии использовал зонную защиту и прессинг», — говорил Рангник в интервью Der Spiegel.
Именно Гросс в 1989-м позвал Рангника работать в академию «Штутгарта». Там они вместе готовили тактическую революцию (и заодно открыли Томаса Тухеля). Потом Рангник и Гросс вместе работали в «Хоффенхайме» и системе «Ред Булла», где Хельмут был скаутом и советником.
Гиздоль же играл у Гросса в любительском «Гайслингене» и потом там работал тренером. Маркус рассказывает, что Хельмут всегда его поддерживал — и именно он познакомил с Рангником.
Рангник трижды звал Гиздоля поработать вместе
Когда во второй половине 2000-х Рангника пригласили строить «Хоффенхайм» — прогрессивный клуб в немецкой деревне — он позвал Гиздоля тренировать молодежку.
«Я ему очень благодарен — именно он пригласил меня в профессиональный футбол», — подтверждал Маркус в интервью в 2013-м. До этого Гиздоль работал только в академии «Штутгарта» и с любителями.
В 2011-м Рангник ушел в «Шальке» и снова пригласил Гиздоля — теперь уже как ассистента для главной команды. Правда, Ральф надолго не задержался — и Маркус потом работал с Хуубом Стевенсом.
Именно эти два назначения помогли Гиздолю начать самостоятельную тренерскую карьеру — в 2013-м он вернулся в «Хоффенхайм» уже главным тренером и спас команду от вылета в последнем туре. Как раз в следующем сезоне заиграли в безумный футбол, который после назначения в «Локо» вспоминают так часто: финишировали девятыми с разницей мячей 70:72 — да, 142 гола в 34 турах, в среднем в играх той команды Гиздоля забивали больше четырех мячей.
Рангник в то время двигался дальше — и стал куратором футбольных проектов «Ред Булла». Угадаете, кого он хотел позвать главным тренером?
«Маркус Гиздоль знает, в каком стиле мы играем — и он умеет его ставить. Не так много тренеров подходит нам. Он — один из таких», — говорил Рангник.
Рангник и Гиздоль — это постоянные комплименты друг другу
Гиздоль тогда отказался — он еще работал в «Хоффенхайме». Потом были «Гамбург» (руководил чуть больше двух лет, в основном боролся за выживание) и «Кельн» (тоже бился за невылет).
Маркус и Рангник всегда с огромным уважением отзывались друг о друге.
«Без Маркуса Гиздоля «Хоффенхайм» не просто вылетел бы, но еще и столкнулся бы с проблемой возвращения в элиту — это могло затянуться на долгие годы. У Маркуса четкая игровая философия — он прививает ее команде», — Ральф хвалил Гиздоля за тренерский подход и веру в него.
Для Рангника игровая философия — определяющий фактор при выборе тренера. Он рассказывал о целом трансферном список тренеров — потому что никогда не знаешь, когда понадобится назначить специалиста.
Гиздоль признает, что у них с Рангником действительно близкие взгляды на футбол — еще бы, при одном-то учителе.
«У меня с Ральфом действительно много общего, если дело касается наших футбольных идей. Мы хотим развивать футбол и изучаем последние тренды. Мы любим экспериментировать, поэтому изучаем стили больших команд и думаем, как с помощью увиденного можем улучшить нашу игру. Но все-таки у нас есть и отличия в плане тактики», — говорил Гиздоль. Правда, просил все-таки не назвать его «Рангником 2.0».
К тому же, Маркус не сомневается в менеджерских способностях Рангника. Он уже хвалил проект «Ред Булла», хотя обычно в Германии к нему относятся скептически:
«Да, у «РБ Лейпциг» много денег. Но с большими деньгами у вас может получиться и большой провал. Надо признать: они используют деньги с умом, «Лейпциг» — отличная команда с отличным центром подготовки молодых игроков».
Собственно, Гиздоля многие хвалят как человека, раскрывающего молодых игроков. У него играли Кевин Фолланд, Паскаль Гросс, Янник Вестергор, Никлас Зюле, Антони Модест, Роберто Фирмино и многие другие.
***
Назначению Гиздоля в «Локомотив» не стоит удивляться — у него нет больших достижений и титулов, но он идеально понимает и разделяет философию Ральфа Рангника.
И это нетипично для современного «Локомотива»: в последнее время там хватало конфликтов между тренерами и руководством.