По словам Николая Наумова, некоторые руководители РЖД хотят избавиться от клуба
Руководители «Локомотива» попросили у совета директоров РЖД дополнительные бюджетные средства на текущий год, сообщили в «Спорт Экспрессе».
По данным источника, в клубе хотят получить 3 млрд рублей (34,7 млн евро). Вопрос обсудят на ближайшем совете директоров госкомпании. В «Спорт-Экспрессе» не уточнили, чем продиктована просьба.
В «Локомотиве», по данным Transfermarkt, потратили 30,18 млн евро в летнее трансферное окно, купив Константина Марадишвили и Наира Тикнизяна (ЦСКА, 7 млн евро и 5 млн), Алексиса Беку Беку («Кан», 6 млн), Джирано Керка («Утрехт», 6 млн), Тима Едвая («Байер», 4 млн), Максима Ненахова («Ахмат», 2 млн) и Кирилла Зиновича («Минск», 180 тыс.).
Больше потратили в сезоне 2013/14 — 32 млн евро.
По информации «Спорта День за Днем», затраты на трансферную кампанию стали одной из причин обращения руководителей «Локомотива» к РЖД. В клубе не достигли желаемых финансовых показателей за летнее трансферное окно. Не удалось сделать несколько трансферов «на выход». Также клубу необходимо найти средства для выплаты части траншей по трансферам. Источники информации назвали финансовое положение клуба «затруднительным».
В конце июня в ВТБ выдали «Локомотиву» кредит в 2 млрд рублей.
3 млрд рублей — это много для «Локомотива»?
Это половина нынешнего бюджета клуба.
26 мая 2021-го в телеграм-канале «Мутко против» сообщили:
«Локомотив планирует получить в 2021 году от РЖД 5,8 млрд рублей. Это на 300 млн меньше, чем в прошлом году».
В пресс-службе клуба информацию опровергли:
«В одном из телеграм-каналов сегодня появилась новость о существенном снижении годового бюджета ФК «Локомотив». Данная информация не соответствует действительности».
А для РЖД?
Прилично. Это 1/5 консолидированной прибыли за полгода 2021-го. Чистая прибыль по МСФО за этот период составила 15,2 млрд рублей. За аналогичный период предыдущего года госкомпания получила убыток в 47 млрд рублей. Тот результат связали с пандемией ковида.
Показатели в отчетности по РСБУ тоже улучшились по сравнению с 2020-м. За шесть месяцев 2021-го зафиксировали прибыль в 26,2 млрд рублей против прибыли в 9 млрд в прошлом году.
По данным «Ведомостей», в начале минувшего августа глава РЖД Олег Белозеров попросил у кабмина 17 млрд рублей на достройку и ремонт путей.
Силуанов хотел обязать госкомпании возвращать затраченное, но РЖД рекомендовали не платить дивиденды.
В правительстве предложили правительственной компании не платить правительству. Хотя прежде хотели обязать выплачивать дивиденды. В РЖД вновь, как за 2020-й, скорее всего откажутся от выплат дивидендов. 9 сентября в кабмине рекомендовали РЖД не выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям по итогам 2021–2022-х Правительство РФ — единственный акционер РЖД. Акции компании никогда не размещали на биржах. Физлица могут купить только облигации.
При этом в 2020-м в Минфине, по данным РБК, ожидали от госкомпании 276,7 млрд рублей по дивидендам в 2020–2022-х. В 2020-м — 68,8 млрд рублей, 100,5 млрд в 2021 году, 107,4 млрд — в 2022 году. Тогда заместитель гендиректора РЖД Вадим Михайлов заявил о рисках для компании в случае выплат. Среди прочих причин, по его словам, Минфину пришлось бы выделить дополнительные средства из федерального бюджета для «восстановления инвестиций».
Министр финансов РФ Антон Силуанов в феврале 2020-го в интервью РБК заявил о необходимости введения общего для госкомпаний норматива по выплатам дивидендов:
«Мы должны найти доходы для финансирования наших обязательств. Кроме того, государство купило актив и что-то должно с него иметь. И должны быть общие условия. Есть ряд компаний, которые не в полном объеме платят 50%. У них аргументы следующие: нам нужно финансировать инвестиции. Мы говорим, что они должны формировать инвестиционные программы таким образом, чтобы они приносили доходы, чтобы можно было брать ресурсы на рынке, вкладывать, получать налоги и т.д. Все должны быть в равных условиях, участвовать в реализациях тех целей, которые перед нами стоят».
Как возможная выплата отразится на рядовых гражданах?
Посмотрим. Бывший президент «Локомотива» (2007 — 2010) Николай Наумов в разговоре с корреспондентом «Спорта День за Днем» заявил о том, что возможная выплата клубу не отразится на стоимости услуг РЖД:
«Часто говорят: «вот дадут деньги клубу», а потом сразу стоимость билетов на электрички повысят. Но этого не может быть. Выделяемые средства — это совсем другие деньги. У РЖД все четко разбито по статьям. Из другой статьи невозможно взять деньги для других трат. РЖД будет искать из резервов, которые не влияют на стоимость билетов и прочее. Такого не допустят».
А на сотрудниках РЖД?
Увидим. Как отметили на официальном сайте РЖД, холдинг — «крупнейший работодатель в России: в компании и ее дочерних обществах работают более 0,8 млн. человек по данным на конец 2020 года». В 2019-м работали 711 тыс. человек.
1 сентября на портале Vgudok, посвященному железнодорожному транспорту, собрали «срез мнений 130 тысяч российских машинистов о своей работе, работодателе и будущем профессии». Сообщили: «90 процентов наших корреспондентов выражают недовольство РЖД, начальниками, нововведениями». Добавив, что такой процент «наверное, не совсем точен», так как «довольный человек вряд ли станет афишировать свое состояние».
Сотрудники жаловались на кумовство, уровень зарплат, неоплачиваемые переработки, качество обслуживания транспорта.
В РЖД индексируют зарплаты. В начале сентября в корпорации пообещали третью индексацию за год:
«Это будет третья индексация в текущем году. Ее размер составит 1,4%, что соответствует прогнозу темпа роста инфляции. Данная мера позволит обеспечить повышение уровня реальной заработной платы работников и выполнение обязательств коллективного договора компании», — процитировали главу РЖД в телеграм-канале компании.
Какой же уровень «реальной заработной платы работников»?
На HeadHunter’е опубликованы 475 вакансий в РЖД. Некоторые из них:
— Инженер первой категории (от 37 тыс. рублей до 42 тыс. рублей, Ярославль);
— Заместитель директора по медицинской части в санаторий «Егоршинский» (от 32 500 рублей, Екатеринбург);
— Помощник машиниста электровоза / тепловоза (от 42 тыс. рублей, Екатеринбург);
— Осмотрщик-ремонтник вагонов (от 28 тыс. до 32 тыс. рублей, Каменск-Уральский);
— Электрогазосварщик ручной сварки (до 23 тыс. рублей, Нижний Тагил);
— Начальник базы топлива (до 47 400 рублей, Череповец).
А что в «дорогих» городах?
— Машинист мостового крана (от 46 тыс. до 50 тыс. рублей, Санкт-Петербург);
— Специалист по защите информации (от 47 тыс. рублей, Санкт-Петербург);
— Монтер пути (от 35 тыс. до 45 тыс. рублей, Санкт-Петербург);
— Инженер технического отдела (от 60 тыс. до 65 тыс. рублей, Санкт-Петербург);
— Машинист бульдозера (от 50 тыс. до 80 тыс. рублей, Санкт-Петербург);
— Экономист (75 тыс. рублей, Москва);
— Секретарь офиса (от 75 тыс. до 80 тыс. рублей, Москва);
— Помощник машиниста тепловоза (от 70 тыс. рублей, Москва);
Николай Наумов: 90% бюджета идут в карман футболистов, часть из трех миллиардов пойдут туда же
Бывший президент «Локомотива» Николай Наумов предположил, что РЖД не выплатит клубу 3 млрд рублей. По его словам, это сумма станет «тяжелой нагрузкой» для корпорации, а клуб сможет «окупить» их лишь в одном случае.
Также Наумов назвал возможную выплату «риском и для клуба и для РЖД».
— Выплата 3 млрд рублей станет тяжелой нагрузкой для РЖД, — начал Наумов. — Содержание спорта — очень дорогое удовольствие для РЖД. И самый дорогой из проектов — это футбольный клуб. Если говорить откровенно, то многие руководители РЖД в душе хотят, чтобы их от этого освободили [ФК «Локомотив»]. Но этот проект — национальный, государственный, и с РЖД эту нагрузку не снимут никогда. И РЖД вынужден часть доходов тратить на содержание клуба. Когда я работал, наш бюджет составлял 3,5 млрд рублей с учетом всего: содержания школы, стадиона, трансферов, базы и прочего. Сейчас я имею право говорить о бюджете. В моем контракте было написано, что в течение 10 лет я не имею право его разглашать.
Но беда в том, что деньги, к сожалению, потратят не на футбол, а на зарплаты футболистов. Если вы посмотрите структуру бюджета, то увидите, что порядка 90% средств идут на выплаты премиальных и зарплат. Это крайне высокая цифра! Деньги нужно вкладывать не в карманы футболистов, а в футбол. И футбол должен кормить футболистов. Поэтому, с футбольной экономикой у нас проблемы.
Повторю, 3 млрд рублей — огромная, тяжелая сумма для РЖД. Эти деньги удастся окупить только если «Локомотив» попадет в группу Лиги чемпионов и успешно в ней выступит. Первое — за потраченные на трансферы деньги нужно будет отчитаться перед УЕФА. Второе — полагаю, что многие из этих средств — кредитные. И если это правда, то «Локомотив» никогда не вернет этот кредит. Думаю, ребята влезут в очень крупные долги.
— Вы сказали, что 90% средств идут на выплаты футболистам. Большинство из 3 млрд уйдут туда же?
— Думаю, да. Еще и на трансферы, ведь большинство денег не выплачены. А трансферы, которые сделали летом… Это уму непостижимо! Отдать перспективного игрока сборной Мухина за копейки, взять за 12 млн евро двух молодых из ЦСКА, которые явно не сильнее Мухина. Не знаю, с какой целью это сделали. Второе — взяли за огромные деньги Беку Беку из второго дивизиона, которые еще не играл на серьезном уровне! Дали ему зарплату в 800 тыс. евро — сумасшедшую по меркам молодого игрока! И Николичу придется ставить его в состав, тренера поставили в сложное положение. Бека Бека будет играть, ведь его захотят потом продать. Такие трансферы приносят пользу только тем, кто ими занимается.
— Если в клубе не потратили бы 30 млн евро на трансферы, то не просили бы у РЖД 35 млн евро?
— Да. Ведь зарплатная ведомость выросла. А продали только Крыховяка за копейки (4 млн евро по данным Transfermarkt, — «Спорт День за Днем»). И как Марадишвили и Крыховяк могут стоять на одних весах? Что эти новые ребята придумали? Может, кредиты берут не на клуб, а на частных лиц. Но если за все, как и всегда, платит РЖД, то эти ребятки затеяли очень нехорошую игру.
— Вы сказали, что многие «руководители РЖД в душе хотят, чтобы их освободили от «Локомотива». При вашей работе были попытки корпорации избавиться от клуба? Или только разговоры?
— Да, действия были. До меня заключили контракт с компанией, которая должна была ликвидировать «Локомотив». Как они говорили: «минимизировать затраты», на фактически это привело бы к потере клуба. Почему это происходило? Территория, которую занимает «РЖД Арена» — это 27 гектаров в парковой зоне в центре Москвы. Вкусный участок! На него давно нацеливаются то одни крупные люди, то другие. И при мне пошли разговоры о том, что нужно построить стадиончик, переехать. Потом говорили о закрытии интерната и школы. И мне пришлось многое отстаивать, было много дебатов. Но Якунин меня поддержал.
Сейчас эти разговоры пошли неслучайно. Стадион уже не новый. Для этих ребят это козырь. Могут сделать так, что стадион признают неэффективным. Уже говорят, что он устарел. Говорят о переезде в «Лужники».
— Возможно, что с РЖД «снимут» «Локомотив»?
— Не думаю. Да, ходят много разговоров о том, что футбол должен принадлежать частным компаниям. Но сейчас это невозможно. Но я понимаю Белозерова. РЖД сейчас и так очень непросто. И с другой стороны у них — клуб с огромным бюджетом, который постоянно требует денег. Руководителей РЖД понять можно. У РЖД больше 40 дочерних предприятий, которым дают план финансирования «Локомотива». Условно: бюджет 10 млрд, «дочкам» говорят: «Ты дашь пять млрд, ты — три, и т. д». И для них это сложно.
— РЖД не дадут отказаться от клуба?
— Нет. Никогда. Правительство и президент понимают, что футбол нельзя забирать у народа. Да, трудно, но финансировать нужно. Надо ставить другой вопрос — об эффективности финансирования. Когда я пришел в «Локомотив», то клуб тратил 50 млн рублей из 3,5 млрд на школу. Я в первый год увеличил до 100 млн, потом — на 80 млн. Мы построили большой комплекс «Локо-Спорт», малую арену. Когда я пришел, то у школы даже и своей поляны не было. Только маленькая, 40 на 80, синтетика без освещения. А сейчас — там приятно работать.
— Можно просить все, что угодно — 3 млрд, 13 млрд, 73. Но согласятся ли в РЖД на выплату?
— Полагаю, что откажут. Если нет, то это станет риском и для РЖД, и для клуба. «Локомотиву» будет сложно отчитаться за эти деньги, хотя бы частично их компенсировать. Тем более, в условиях пандемии, когда болельщиков практически нет на трибунах. Брать дополнительные деньги сейчас — это большой риск. Конечно, болельщики такую идею поддержат. Они хотят иметь лучшую команду в России.
— Но даже фанаты «Локомотива» должны понимать, что просьба о выделении дополнительных 3 млрд рублей у 100%-госкомпании для профессионального футбольного клуба — идея, мягко говоря, спорная.
— Часто говорят: «вот дадут деньги клубу», а потом сразу стоимость билетов на электрички повысят. Но этого не может быть. Выделяемые средства — это совсем другие деньги. У РЖД все четко разбито по статьям. Из другой статьи невозможно взять деньги для других трат. РЖД будет искать из резервов, которые не влияют на стоимость билетов и прочее. Такого не допустят.