Трансферное окно в России закрылось 7 сентября. Главным игроком рынка стал «Локомотив», запустивший интригующий проект под руководством немецкого архитектора клубов Ральфа Рангника.
Уже 9 сентября «Спорт-Экспресс» сообщил, что руководство клуба обратилось в РЖД за дополнительными 3 миллиардами рублей (34,8 миллиона евро). Эти деньги, видимо, и должны покрыть трансферные расходы.
Куда движется «Локо»?
Четкость по легионерам: Анджорин и Бека-Бека — стратегия, Едвай и Керк закроют дыры. По россиянам — сомнения
«Локомотив» публично ни разу не проговаривал суть стратегии при Рангнике. Со стороны кажется, что теперь клуб настроен на развитие талантов из академии (хотя и до Рангника с этим было неплохо — в прошлом сезоне заиграли Рыбчинский, Куликов, до этого появился Магкеев) плюс покупку молодых игроков от 18 до 21 года. Второй пункт новое руководство «Локо» уже стремительно реализовывает.
Трансферы этого лета можно разделить на три группы. Первая — сердце трансферной стратегии Рангника: молодые многообещающие иностранцы, которых подписывают, чтобы засветить и перепродать дороже. К этой категории относятся два новичка — 20-летний француз Алексис Бека-Бека и с оговорками 19-летний англичанин Тино Анджорин (арендован у «Челси»).
Мощная игра и выгодная перепродажа через год-два (правда, пока не очень понятно, откуда «Локо» возьмет около 20 млн евро на выкуп Анджорина, даже при выделении дополнительных средств от РЖД) этих парней определит успех всей стратегии. Если возникнут сложности с их адаптацией в России и РПЛ (учитывая специфику нашей лиги, нужно именно такое разделение), вся концепция окажется под угрозой.
Вторая группа — молодые россияне. «Локомотив» пытался подписать одну из главных надежд нашего футбола Сергея Пиняева, а, по информации Нобеля Арустамяна, даже Константина Тюкавина и Арсена Захаряна (твердое «нет» от «Динамо»). С самыми горячими юниорами России не вышло, но «Локо» все равно провернул четыре трансфера этой категории.
Очевидно, из-за дефицита юных россиян, способных потянуть борьбу за медали РПЛ и в то же время доступных для перехода, допустимый возрастной порог подняли с 21 до 22-23 лет. На Марадишвили (21 год), Тикнизяна (22), Ненахова (22) и Зиновича (18 лет, он белорус, но не считается легионером) потратили больше 14 млн евро. Ненахова и Зиновича брали еще до официального назначения Рангника, но де-факто его сотрудничество с клубом началось еще весной.
С этими переходами связан главный вопрос к трансферной кампании команды Рангника: сможет ли она перепродать этих футболистов за большую сумму в условиях смягчения или отмены лимита на легионеров?
Третья группа новичков — не столько про стратегию, сколько про тактические перестановки. Чорлука завершил карьеру, Зе Луиш, едва восстановившись, получил очередную травму (и даже отзаявлен в РПЛ из-за перебора легионеров). «Локо» понадобились готовые игроки в центр обороны и атаку.
Для таких трансферов возрастной порог еще немного приподнимается, но не исчезает. 25-летних Тина Едвая и Гирано Керка «Локомотив» купил. От 28-летнего Омара Маскареля из «Шальке» отказался, как писал Bild, именно из-за возраста.
Даже при латании дыр, кажется, что сохраняется расчет на возможную перепродажу.
Скаутам «Локо» помогает испанский стартап, нашедший в Бразилии Ришарлисона. А пока клуб избавился от большинства возрастных игроков
Еще один показатель работы на перспективу — начало сотрудничества клуба с испанским стартапом Driblab, о котором «Локомотив» объявил 30 августа. Эта компания помогает провести первичный отбор футболистов с нужными клубу характеристиками, экономя скаутскому отделу время и ресурсы. «Их индивидуальный подход позволяет нам охватить футбольные рынки по всему миру и найти таланты, соответствующие нашей философии», — объяснил глава селекционного отдела «Локо» Кристиан Меккель.
Как рассказывал сооснователь Driblab Сальвадор Кармона Radio Marca, за 2019 год его компания поучаствовала в 68 трансферах, и сезон спустя совокупный ценник на этих футболистов вырос на 29%.
Самый мощный и известный кейс Driblab — Ришарлисон. «Уотфорд» обратился к испанским консультантам в поисках форварда, и те посоветовали клубу бразильца из «Флуминенсе». «Уотфорд» купил игрока за 12,4 млн евро, а уже через год продал «Эвертону» за 39,3 млн.
Еще один интересный пример — Матеус Кунья, который этим летом перешел в мадридский «Атлетико». В 2018 году Driblab предлагал Кунью (тогда играл за «Сьон») одному из испанских клубов (его название не раскрывают). Клуб Ла Лиги не прислушался, вскоре форвард ушел в «РБ Лейпциг» за 12 млн, а затем раскрылся в «Герте», которая за год заработала на нем 12 млн (купили у «РБ» за 18, продали в «Атлетико» за 30).
Этим летом «Локо» не только подписал молодых игроков, но и расстался с большинством возрастных футболистов. Средний возраст игроков, покинувших клуб — 31,4 года (без учета Мухина, его Рангник не хотел отпускать). Москвичи не стали в очередной раз продлевать контракты с теми, кого ранее уже один или два раза переподписывали еще на сезон — с Игнатьевым, Коченковым, Эдером и Чорлукой (с ним наверняка подписали бы, если Чорлука сам хотел бы продолжать игровую карьеру).
Также «Локомотив» формально закрепил расставание с игроками, которые оказались не нужны клубу еще раньше и последний год провели в арендах — Идову, Кверквелия, Джорджевич. Ну, и продали Крыховяка, который предпочел не доигрывать сезон в «Локо» без перспективы продления договора.
В итоге в команде осталось всего пять футболистов в возрасте 30+: Гильерме, Рыбус, Смолов, Пабло и Зе Луиш (плюс талисман Борис Ротенберг). Уже в это окно медиа писали о попытках пристроить куда-нибудь Пабло и Зе Луиша. Контракты Гильерме, Рыбуса и Смолова истекают в конце этого сезона.
В истории «Локо» уже было похожее трансферное окно. Тогда со многими промахнулись, зато нашли Ивановича
В 2006-м «Локомотив» уже закупался молодыми иностранцами. Тогда казалось, что клуб, назначив Славолюба Муслина, окончательно распрощался с эпохой Юрия Семина. Москвичи подписали сразу девять новичков, большинство в возрасте до 23 лет, только Эмиру Спахичу и Лари Кингстону было по 25. Потратили очень приличные по тем временам 14,4 млн евро.
«В команде тогда назрели перемены, ресурсы у клуба были. Возможно, закупка получилась несистемной: например, Заки, О′Коннор и Траоре — все нападающие (при этом в команде был еще и Сычев — Sports.ru). К любой такой ковровой закупке всегда есть вопросы. К сожалению, в «Локо» она не совсем выстрелила», — говорит в беседе со Sports.ru тогдашний вице-президент «Локомотива» Алексей Киричек.
Большинство легионеров не заиграли совсем или просто выступали ниже ожиданий. Зато именно той зимой москвичи выудили из Сербии Бранислава Ивановича, которого уже через пару лет очень выгодно перепродали в «Челси». Благодаря этому и продаже О′Коннора с выгодой такая стратегия отчасти сработала уже тогда.
Это самое дорогое трансферное окно в истории «Локомотива». Теперь у Николича два (почти) равных состава
«Локомотив» — далеко не главный транжира среди российских клубов в последние десять лет, поэтому этим летом клуб действительно удивил. Экс-председатель совета директоров клуба Анатолий Мещеряков даже шутя предположил, что «в Черкизове нашли мощное нефтяное месторождение».
Давайте считать. Выплаты по трансферам традиционно разбиваются на несколько лет — например, покупку Крыховяка у «ПСЖ» закрыли только вместе с его продажей в «Краснодар». Если учитывать полные суммы покупок, это окно — второе в истории «Локо», меньше млн евро не дотянули до рекордного лета-2013, когда на распродаже в «Анжи» забрали Буссуфа, Диарра и Логашова.
По трансферному сальдо это лето вообще вышло самым затратным в истории клуба, но разница с другими кампаниями не так велика (даже если Анджорина выкупят, полноценный трансфер пойдет уже в лето-2022).
В последние сезоны Семина в «Локомотиве» решали возрастные футболисты. Новая команда наверняка станет быстрее, маневреннее и инициативнее в атаке. Одно из главных качеств большинства новичков — стремление и умение протащить мяч на дриблинге: Бека-Бека, Анджорин, Керк, Тикнизян выделяются на своих позициях по этому компоненту. Это довольно редкое качество для РПЛ, а теперь у «Локо» — треть состава таких футболистов, если даже считать только новичков.
Не исключено, что увеличение числа легковесных игроков негативно скажется на стандартных положениях: Марадишвили (179 см), Бека-Бека (178), Тикнизян (180) и Едвай (185) не славятся игрой головой.
Ковровая (но концептуальная) закупка имени Рангника этим летом привела тому, что в распоряжении Марко Николича оказалось два состава. Причем «дублеры» не сильно уступают «основным».
Новым талантам из академии теперь еще труднее пробиться в состав. Сможет ли, к примеру, Максим Петров, классно отыгравший товарищеский матч с ЦСКА во время перерыва на сборные, вытеснить из состава трех конкурентов из четверки Бека-Бека, Баринов, Марадишвили и Куликов? Николич неплохо зарекомендовал себя в плане ротации состава, но теперь в этом смысле от него потребуется настоящая виртуозность.
Меньше всего понятен последний и самый дорогой трансфер — Марадишвили. Если Тикнизяна взяли на позицию, которую уже несколько лет Рыбус закрывает в одиночку (и его контракт истекает после этого сезона), то Константин будет конкурировать за четыре позиции в центре как с другими топовыми новичками Бека-Бека и Анджорином, так и с лидерами клуба Бариновым и Жемалетдиновым. Не говоря уже о Миранчуке, который, видимо, пропустит от 2 до 6 месяцев из-за разрыва сухожилия, Куликове и Рыбчинском.
Стоило ли при такой конкуренции платить за Марадишвили 7 млн? Вероятно, уже зимой «Локо» попробует продать нескольких из недавних игроков основы.
Рангник погрузился в работу с «Локо»: посещает игры, уговаривает новичков. Но смущает молчание
Рангник включился в работу на полную. Если верить инсайдам, он утверждает кандидатуры новичков (отклонил Маскареля), договаривается с клубами о переходе (например, с «Байером» по Едваю), убеждает игроков переехать в Москву (Анджорин, Бека-Бека). За французом Рангник лично летал в Кан, сообщала радиостанция RMC Sport.
Немец даже звонил отцу Марадишвили, чтобы инициировать переход. «Мне позвонил Ральф Рангник и спросил, как я смотрю на то, чтобы Костя продолжил карьеру в «Локомотиве», — рассказал Коба Марадишвили.
Рангник присутствовал на трибунах на миниум пяти матчах «Локо» в этом сезоне, в том числе на выезде в Уфу. Но главное опасение в связи с приходом Рангника в «Локомотив» — неопределенная роль.
За день до назначения руководителем по спорту и развитию в «Локо» Ральф заявлял Süddeutsche Zeitung, что пока не будет работать ни в каком клубе, а создаст свою консалтинговую фирму. Kicker также утверждал, что в «Локо» Рангник будет работать на удаленке из Германии, и клуб из России станет лишь одним из клиентов агентства немецкого менеджера. Полная вовлеченность Рангника в процесс показывает, что он рассматривает «Локо» как свой проект. По крайней мере, пока.
Тренер «Витесса» Томас Леч, который работал в «Зальцбурге» во времена Рангника, в недавнем интервью Spox на вопрос о том, насколько Ральф отдавался работе с австрийским клубом, ответил: «Поначалу на все 100%». То же самое пока можно сказать и про работу немца в Москве. Хватит ли этого запала на все три года контракта с «Локо»?
Сам Рангник до сих пор не дал ни одного интервью после назначения и никак не комментировал свой статус в «Локомотиве» или, к примеру, работу с Томасом Цорном, у которого сложилась в России неоднозначная репутация (он тоже не дает комментариев).
Не очень верится, что причина молчания новых руководителей «Локо» — только большой объем работы во время трансферного окна.
Ждем объяснений.