Весенняя часть сезона станет определяющей для целого ряда тренеров РПЛ. Трое из них осенью принимали участие в еврокубках, а двое завершили первую часть сезона в зоне Лиги чемпионов.
СЕРГЕЙ СЕМАК, «Зенит»
Задача-минимум: чемпионство
Наиболее понятная ситуация у наставника питерцев. «Зенит» под руководством Семака уверенно выиграл два чемпионских титула из двух. После трех лет неудач это было большим успехом, тем более, что тренеру приходилось просеивать имеющихся игроков, кристаллизуя стартовый состав и расставаясь с балластом, которого набралось на полноценную команду.
С той задачей Семак успешно справился, но дальнейшего прогресса не последовало, чему подтверждением два последних места в группах Лиги чемпионов. И это при том, что «Зенит» усиливается точечно, а значит, основа должна была за последние пару лет прибавить. Осенний провал получился слишком уж громким даже на фоне остальных неудач российских клубов. Одно очко в группе с «Брюгге», «Лацио» и «Боруссией» Д при питерских амбициях – это крах.
Тем не менее, Семак заслужил доверие боссов. Он умный, рациональный еще молодой тренер, которому свойственно ошибаться. Самостоятельную работу он всего четыре с половиной года назад в «Уфе». Так что еще наверняка наверстает упущенное. К тому же 2020 год получился слишком специфическим, у тренера не было даже полноценной предсезонной подготовки – сначала рестарт в условиях карантина, затем микроскопическая пауза между сезонами. Стоит сделать скидку.
Но весной никаких отговорок уже быть не может. У питерцев самый сильный состав в РПЛ и четыре очка отрыва от ближайшего преследователя, так что минимальный результат, который можно будет признать удовлетворительным после позорного вылета из еврокубков – первое место, позволяющее напрямую попасть в группу Лиги чемпионов. На сегодняшний день сложно представить, чтобы команда с самой результативной атакой (43 гола в 19 турах) и самой крепкой обороной (15 голов) опростоволосилась, но если это все-таки произойдет, вряд ли Семаку дадут руководить командой и в следующем сезоне – будут все основания утверждать, что он достиг своего потолка. Во всяком случае, на данный момент.
ВИКТОР ГОНЧАРЕНКО, ЦСКА
Задача-минимум: место в Лиге чемпионов
Дважды по ходу 2020 года в тренерском штабе армейцев назревала революция. В первый раз летом, когда Гончаренко прямо по ходу соревновательного цикла уехал в Белоруссию, во второй – в декабре, когда даже болельщики ЦСКА уже начали провожать тренера. Считалось, что после заключительной игры года в Ростове он покинет клуб, но неожиданно яркая победа смела критиков и оппозиционеров внутри команды – с Сергеем Овчинниковым и Виктором Онопко просто не стали продлевать контракты.
Это кадровое решение видится безоговорочной победой белорусского специалиста, которого поддерживает председатель совета директоров Максим Орешкин. Утверждается, что именно он не принял прошение об отставке зимой. И его можно понять. Два предыдущих сезона Гончаренко работал с очень молодой и разбалансированной командой, но удерживал ее в лидерах, бил в Лиге чемпионов «Реал» и вообще поставил довольно привлекательный футбол.
Тем не менее, как и в случае с «Зенитом», игровой прогресс ЦСКА практически не заметен. Особенно очевидно это стало в Лиге Европы. Если у других российских команд соперники были действительно серьезными, но у красно-синих группа была откровенно проходной, но армейцы умудрились ни разу не выиграть и с тремя очками оказаться даже ниже австрийского «Вольфсберга».
Да и в чемпионате, несмотря на промежуточное второе место, не все так однозначно, поскольку летом Гончаренко наконец получил долгожданное усиление, но вписаться в игру команды из всех новичков сумел только универсальный Бактийор Зайнутдинов, адаптировавшийся к российскому футболу в «Ростове». Остальные играли или плохо (как Адольфо Гайч), или вообще почти не выходили на поле (Бруно Фукс).
Еще одна претензия, которую можно предъявить тренеру, заключается в том, что из молодых футболистов никто, кроме Николы Влашича, за последние полтора года, не прибавил в мастерстве. Напротив, Федор Чалов, Арнор Сигурдссон, Ильзат Ахметов, да и Кристиян Бистрович находятся на спаде, а значит, теряют в трансферной стоимости. Это очень важный аспект для ЦСКА, строящего свою политику на раскрутке молодых игроков и их дальнейшей перепродаже.
Перед Новым годом клубные боссы ясно дали понять, что готовы продолжить путь с Гончаренко, но ближайшие несколько месяцев дадут ответ, стоит ли им насильно удерживать самокритичного тренера, регулярно попадающего в психологическую яму и готового бросить дело на полпути. Есть впечатление, что он останется, даже если ЦСКА по итогам сезона опустится на третью строчку. Все-таки армейские начальники не склонны к резким переменам, да и основной состав у «Спартака» не хуже, а значит, исход борьбы может решить один рикошет. Тем не менее, полноценным ответом на все сомнения будет только позиция в зоне Лиги чемпионов. Если ЦСКА не удастся удержаться на второй строчке, наверное, придет пора что-то поменять.
МАРКО НИКОЛИЧ, «Локомотив»
Задача-минимум: место в Лиге Европы
Сложно представить, что может спасти Николича от отставки в конце сезона. Разве что 11-матчевая победная серия, поверить в которую решительно невозможно, или победа в Кубке России. Вообще-то серба сложно винить в неудачах «Локомотива», а за три очка в группе с «Баварией», «Атлетико» и «Лейпцигом» можно даже поставить «три с плюсом», особенно с учетом имеющегося состава.
Тем не менее, понятно, что Николич – чужой для железнодорожников человек, пришедший на священное место Юрия Семина, а значит априори нелюбим болельщиками. Тренера зачем-то выдернул бывший босс Василий Кикнадзе, но его в команде больше нет, а новые руководители вряд ли выпишут наставнику столь же существенный кредит доверия.
«Локомотив» команда с европейскими амбициями, поэтому каким бы ни был кадровый подбор исполнителей, перед тренером могут стоять только еврокубковые задачи. В конце концов, пока нет причин полагать, что Николич сильнее российских специалистов, например, того же Игоря Черевченко, а в таком случае зачем его вообще держать? Серба немного жаль, потому что не его вина в том, что происходит в Черкизово, но такова тренерская доля.