Во вторник Василий Кикнадзе и Анатолий Мещеряков оставили должности генерального директора и председателя совета директоров «Локомотива».
Им на смену пришли бывший глава профсоюза футболистов Владимир Леонченко и заместитель генерального директора РЖД Александр Плутник.
Главный тренер команды Марко Николич пока сохранил свой пост, несмотря на четвертое место в группе Лиги чемпионов и текущую восьмую позицию в РПЛ.
Николай Наумов был президентом «Локомотива» с конца 2007-го по 2010 год.
— Досрочный уход Кикнадзе — логичный исход его деятельности в «Локо»?
— Тут все было очевидно, это многие предсказывали. Я говорил, что зимой уйдет Кикнадзе, а в конце сезона — Николич. Руководство РЖД сделало правильный шаг, ведь чем дольше затягивался бы этот вопрос, тем сложнее потом было бы исправлять решения теперь уже бывших боссов команды.
— Главная претензия к Кикнадзе — неудачные результаты во второй половине года?
— Результаты тоже сыграли свою роль, но главная причина — происходящее в клубе. Неудачные и сомнительные трансферы, нелюбовь болельщиков. Кикнадзе был временным человеком в «Локомотиве», который решал какие-то свои личные задачи. Ему не были интересны история клуба, его успехи. Было видно, что это не тот человек, который нужен «Локо».
— Совет директоров «Локомотива» теперь возглавляет 38-летний Александр Плутник. Вас удивил такой выбор?
— Его нельзя назвать удивительным. Все-таки Плутник до назначения в «Локомотив» был заместителем гендиректора РЖД. Кто-то считал, что Мещеряков сохранит пост председателя совета директоров «Локо», но я сразу сказал, что будет новый человек. Как правило, он приходит именно из РЖД. При мне был Сергей Липатов, возглавлявший «Транстелеком» — «дочку» РЖД. Потом пришел Вадим Морозов, который был вице-президентом РЖД. Конечно, я не имел в виду, что придет конкретно Плутник. С ним лично я не знаком и его качеств не знаю. Мне сложно судить, правильный ли это выбор.
— До недавнего времени Плутник был членом совета директоров ЦСКА. Это нормально, что он возглавил совет директоров другого клуба, можно сказать, конкурента?
— В плане опыта это нормально, он знает, чем занимается совет директоров ФК. А вот моральный аспект этой истории может вызывать вопросы: вы же знаете, как болельщики относятся к руководителям, которые сначала работали в одном клубе, затем перешли в другой. Особенно если эти клубы — прямые конкуренты. В случае каких-то ошибок Плутнику обязательно припомнят, что пришел он из структуры ЦСКА.
— Леонченко, который сменил Кикнадзе, ранее не работал на должности генерального директора, тем более в таком большом клубе. Это проблема?
— Думаю, здесь учитывалось мнение Плутника, который знаком с Леонченко, но окончательное решение наверняка принимало руководство РЖД. Я Леонченко не очень хорошо знаю. Несколько раз мы с ним встречались, когда я работал в «Локомотиве», а он возглавлял профсоюз футболистов. На меня он произвел впечатление неглупого человека, знающего футбол. Важно, что Леонченко — футбольный человек, он понимает специфику российского футбола, знаком с особенностями клубной работы. Смущает, что он прежде не работал в серьезной клубной структуре, тем более в качестве руководителя. Ему придется принимать решения, а самое главное нужно будет суметь их отстоять. В «Локомотиве» и структурах РЖД с этим часто бывают сложности.
— В чем именно?
— Произошли большие изменения в составе членов СД. Пришли новые люди, а значит, как это часто бывает у руководителей, будут поначалу проявлять свою активность. Вообще, активность совета директоров очень мешает генеральному директору. На мой взгляд, СД должен быть пассивным органом в структуре клуба. Он определяет стратегию развития, обеспечивает финансовое благополучие. Его задача не мешать постоянным контролем, а помогать гендиректору. Плохо, когда совет директоров хочет влезть в каждый вопрос и проблему клуба. Помню, когда при мне поменялся состав СД и пришел Морозов, стало крайне тяжело работать. Например, они захотели, чтобы я предоставил все подробности контрактов футболистов. В контрактах же есть много засекреченной информации: срок соглашения, отступные за игрока и другие моменты. Предоставляя такую информацию, генеральный директор или президент клуба здорово рискует. Она может оказаться в руках тех же агентов, клуб из-за этого может сильно потерять.
Если и сейчас совет директоров начнет проявлять лишнюю активность, дергать генерального директора по поводу и без, ничего хорошего из этого не выйдет. «Мы хотим знать это и то» — такой подход губителен. Поэтому Леонченко сразу надо занять жесткую и четкую позицию в отношениях с СД. Обязанности двух сторон должны четко соблюдаться. Приведу пример из своей практики. Когда я продал Билялетдинова в «Эвертон», на меня накинулись: «Почему ты никого не предупредил?» Я показал устав, где было четко написано, что трансферная деятельность является прерогативой президента клуба. Если Леонченко сможет проявить характер в подобных вопросах, все у него получится. Если же даст слабину, работать ему будет предельно сложно и он вскоре может повторить судьбу Кикнадзе. Я этого не хочу, надеюсь, у Леонченко все получится.
— Болельщики не простили бывшему руководству некрасивого расставания с Юрием Семиным. Можно ли ждать возвращения в клуб легендарного тренера в том или ином качестве?
— Конечно, Юрий Палыч с удовольствием поработает в «Локомотиве», но только не на какой-то почетной должности. В роли свадебного генерала он точно себя не видит. Я бы на месте главы РЖД Белозерова вернул Семина. Подобные решения выносятся именно на таком уровне. Не верю в тренерский талант Николича, я говорил, что ему дадут поработать до конца сезона, но это будет потерянное время. Расставаться с ним надо уже сегодня, за время работы в «Локо» он показал себя некомпетентным тренером. Сейчас есть возможность найти ему замену, если же оставить его до лета, то времени на поиски окажется совсем мало — межсезонье будет коротким. Как раз теперь приглашение Семина будет правильным.
В дальнейшем же Юрий Палыч мог бы занять должность руководителя тренеров всей клубной структуры: главной команды, молодежной, основного и молодежного состава «Казанки» и тренерского штаба академии. Клубу нужен человек, который мог бы заниматься методикой, посещать тренировки, что-то подсказывать коллегам. Тогда все штабы команд и академии руководствовались бы одной игровой философией, как это бывает в топовых клубах — «Барселоне», «Аяксе», «Баварии». Сейчас же все команды в структуре «Локомотива» играют по-своему, у молодых футболистов нет преемственности при переходе на новую ступень. Семин мог бы это исправить. Ему по силам отвечать за всю спортивную часть в клубе. Наша вечная российская беда — мы не ценим свое достояние, опыт и знания людей, чего-то добившихся в профессии. Это же не только Семина касается. Можно вспомнить Романцева, Гаджиева, Игнатьева. Опытом этих людей надо уметь пользоваться.
Семина в данный момент можно пригласить в качестве главного тренера, чтобы у него было время собрать в клубе специалистов, чье прошлое связано с «Локомотивом»: Евсеев, Маминов, Черевченко. Набрать штабы для всех команд в структуре и занять должность, о которой я говорил ранее. Если тренерами команд станут люди, для кого «Локо» не пустой звук, то это наконец будет очень сильный клуб.