Василий Кикнадзе больше не генеральный директор «Локомотива». Рулить процессами в клубе теперь будет Владимир Леонченко, бывший футболист «Локо» и «Торпедо», агент, руководитель профсоюза и реформатор российского футбола.
Леонченко – воспитанник «Динамо». Играл за «Ростсельмаш», «Амкар», «Терек» и «Локомотив» (8 матчей), а большую часть карьеры провел в «Торпедо». Там он установил рекорд по количеству забитых пенальти – 14 подряд.
Сам Леонченко не раз говорил о любви к «Торпедо», принципиальному сопернику «Локомотива». «В «Торпедо» стал капитаном, завоевывал бронзу… Наверное, я все-таки торпедовец. Переживаю нынешнее падение команды», – рассказывал он в 2008-м в интервью «СЭ».
Леонченко всегда давал необычно грамотные интервью для футболиста. После завершения карьеры он даже ненадолго стал комментатором: отработал с Юрием Панкратовым на «ТВ-Центре» три отборочных матча сборной Англии перед Евро-2008 – с Эстонией, Израилем и Хорватией, отборочные ЦСКА и «Спартака» в еврокубках и финал Кубка России сезона-2007/08.
Потом был тренером в детской школе «Динамо», а вскоре возглавил Профсоюз футболистов и тренеров (ПСФТ).
Леонченко совмещал профсоюз с работой в «Томи». Конкуренты называли его агентом, а Мутко создал новый профсоюз
В профсоюзе Леонченко защищал и представлял футболистов и тренеров в переговорах с клубами. Но по словам некоторых игроков профсоюз брал у игроков еще и часть зарплаты.
«Профсоюз оказал мне помощь в поиске нового клуба – «Шинник», и оформлении с ним трудового договора. За это я платил в профсоюз ежемесячную комиссию. Изначально я должен был платить 10% от зарплаты, но поскольку, по имевшейся у меня информации, при подписании со мной трудового договора «Шинник» выплатил вознаграждение трудоустраивавшим меня туда людям, мне удалось несколько снизить процентную ставку комиссии», – говорил в 2008-м полузащитник «Шинника» Сергей Яшин в интервью «Газете.Ру».
Параллельно Леонченко помогал Валерию Непомнящему в тренерской штабе «Томи». Владимир работал тренером-селекционером, а в 2012-м «Спорт-Экспресс» опубликовал фото расписки, согласно которой Непомнящий перечислял Леонченко пять процентов своей зарплаты.
Даже Виталий Мутко косвенно называл обвинял Леонченко и Грамматикова в совмещении работы агента и главы профсоюза: «Позиция РФС и клубов в данном вопросе такова: нам нужен настоящий независимый профсоюз, не имеющий отношения к агентской деятельности», – говорил Мутко в 2009-м.
До 2010-го ПСФТ Грамматикова и Леонченко был единственным признанным FIFPro (Международной федерацией ассоциаций профессиональных футболистов) футбольным профсоюзом в России.
Через год после слов Мутко о у ПСФТ появился конкурент. ОПСФ (Общероссийский профессиональный союз футболистов) Александра Зотова и Вагиза Хидиятуллина, который просил не считать организацию карманным профсоюзом РФС.
Создание второго профсоюза осудил FIFPro, но ничего не изменилось. Профсоюзы конкурировали за игроков и внимание и публично критиковали друг друга за все подряд. Главные обвинения – из-за посредничества с игроками. Глава ОПСФ Зотов называл Леонченко агентом и трусом, глава ПСФТ Леонченко отвечал, что Зотов и сам раньше занимался агентской деятельностью. Серьезные организации боролись не только за за интересы игроков, но и возможность очернить конкурента.
В 2019-м ПСФТ исключили из FIFPro и приняли ОПСФ Зотова. Официально ПСФТ не закрылся, сайт функционирует до сих пор, правда не указаны ни руководство, ни контактные лица. В последний раз профсоюз Леонченко упоминался в 2016-м. Тогда ПСФТ предложил совместно с руководством Нижегородской области сформировать управленческую команду для сохранения профессионального статуса нижегородской «Волги».
Леонченко активно предлагает варианты реформ российского футбола. В 2014-м он хотел ужесточить лимит на легионеров, а сейчас – за закрытую лигу и отмену лимита
В 2014 году Леонченко вместе с Валерием Карпиным, Николаем Писаревым, Сергеем Семаком и Сергеем Родионовым единым блоком баллотировались в исполком РФС. Они предлагали:
• Обеспечить независимость КДК РФС, Комитета по этике и Палаты по разрешению споров.
• Сократить разрыв между расходной и доходной частями бюджета клубов.
• Уменьшение роли посредников.
• Ужесточение лимита на легионеров.
Блок футболистов предлагал жесткий лимит на заявку клуба в РПЛ: с сезона-2014/15 – не более 11 легионеров в заявке, с сезона-2015/16 – не более восьми, с сезона-2017/18 – не более шести, а в ФНЛ вообще запретить легионеров.
Ни один участник блока не прошел даже во второй тур голосования
Актуальные взгляды генерального директора «Локомотива» на развитие футбола немного другие. Он пропагандирует идею временно закрыть РПЛ для повышения инвестиционной привлекательности лиги.
«При существующей модели им [китайским, арабским и американским бизнесменам] невыгодно покупать российские клубы, – говорил Леонченко «Коммерсанту» в 2018-м. – [Нужно] устранить риск, связанный с вылетом из высшего дивизиона, потому что в ФНЛ вообще никаких коммерческих доходов от лиги нет. То есть закрыть РФПЛ (никто из лиги не вылетает) на три-пять лет».
В 2019-м снова в интервью «Коммерсанту» Леонченко расширил объяснение системы идеальной РПЛ будущего и пошел дальше – теперь предлагает постоянно закрытую РПЛ:
«Это могла бы быть закрытая лига с четкими, стабильными правилами игры. Такой проект наверняка привлек бы зарубежных частных инвесторов (например, для них можно было бы отменить лимит на легионеров), снизил долю и влияние государственных средств, которые должны идти не на профессиональные клубы, а на детский и юношеский футбол, на развитие академий и футбольной инфраструктуры».
Прямо сейчас генеральный директор «Локомотива» – единственный публичный амбассадор закрытой РПЛ среди участников лиги. Закрытая лига – редкое явление в национальных чемпионатах. Такую систему используют только в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Индии, Филиппинах, Сан-Марино и Гибралтаре.
Другие руководители клубов РПЛ ни разу за последние годы не высказывались насчет закрытия чемпионата. Только Геннадий Орлов в январе 2020-го в интервью «СЭ» рекомендовал руководству лиги присмотреться к примеру КХЛ.
До «Локомотива» Леонченко никогда не работал на руководящей должности, но играл в футбол с Аркадием Дворковичем и Плутником
Неизвестно, почему именно Леонченко оказался в «Локомотиве». Он ни разу не работал на официальной руководящей должности в клубе, только тренером, селекционером или советником. Последние два года Владимир числился в штате воронежского «Факела» и помогал губернатору Воронежской области. Возможно, на назначение как-то повлияло знакомство с бывшим членом совета директоров «Локо» и председателем совдира «РЖД» (2015-2018) Аркадием Дворковичем и заместителем гендиректора «РЖД» и новым председателем совдира клуба Александром Плутником.
В августе 2019-го Плутник, Дворкович, Леонченко и новый член совета директоров «Локомотива» Дмитрий Булыкин вместе играли в гала-матче между «Росконгресс – сборной форумов» и «Росичем», открывавшем Восточный экономический форум во Владивостоке.
Дворкович, Леонченко и Булыкин вообще часто вместе играют в футбол в благотворительных матчах, а Леонченко еще и директор спортивного клуба Правительства РФ «Росич», за который играют бывшие футболисты, актеры и чиновники.
Например, в апреле 2014-го Дворкович и Леонченко в команде «Друзья Глушакова» открывали стадион, построенный в Миллерово на деньги бывшего футболиста «Спартака». В марте 2016-го они играли за Россию вместе с губернатором Московской области Андреем Воробьевым против «Сборной мира» в матче «Звезды футбола – детям России». В 2017-м они вышли на поле за «Росич-Старко» против еще одной «Сборной мира» и сыграли за ветеранов «Торпедо» против ветеранов сборной СССР в матче к 80-летию Эдуарда Стрельцова.
В апреле 2018-м Дворкович, Леонченко и Булыкин сыграли в матче Всемирного Кубка Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу
С 23 декабря Дмитрий Булыкин входит в состав совета директоров (раньше занимал должность советника президента), Александр Плутник назначен его председателем, а Леонченко – генеральным директором клуба.
Сам Дворкович в интервью ТАСС уже сказал, что не имеет никакого отношения к назначению Леонченко и других бывших одноклубников: «Я рад за друзей и уверен, что они принесут пользу «Локомотиву», но абсолютно не причастен к этим кадровым решениям. Мое влияние на процессы – это слухи».