Российские клубы проваливаются в Европе второй сезон подряд:
— 1 победа в 20 матчах группового этапа ЛЧ и ЛЕ
— 17-е место в таблице коэффициентов УЕФА в нынешнем сезоне
— Скучная и унылая игра даже против клубов не из топ-5
РПЛ уже лишилась трех команд в ЛЧ. В двухгодичной перспективе есть риск упасть ниже 10-го места в клубном рейтинге, а тогда даже чемпион будет пробиваться в групповой турнир ЛЧ через квалификацию.
Сваливать все на жесткий календарь и отсутствие межсезонных сборов нельзя — слишком глубоким кажется кризис. Очевидно, что в российском футболе нужны перемены. Ниже несколько действий, которые могут улучшить ситуацию.
1. Частичный отказ от госфинансирования
В РПЛ очень низкий уровень менеджеров — многие из них кочуют между проектами, не добиваясь даже минимального результата. При лучшем сценарии клуб чередует случайные положительные результаты с провалами. При худшем — исчезает через несколько лет, став банкротом.
Нередки случаи, когда топ-проект возглавляет человек без опыта работы в футболе. Например, Василий Кикнадзе до того, как стал гендиректором «Локо», управлял ровно нулем клубов. Но в итоге получил в распоряжение чемпиона и участника ЛЧ.
Происходит подобное, потому что бюджетное финансирование отучает зарабатывать и развиваться. Нет стимула прокачивать селекцию, чтобы искать крутых молодых игроков и потом их продавать. Нет попыток выстраивать стратегию на несколько лет вперед, подбирая под нее тренера. Нет желания вкладываться в академию и воспитанников. А зачем, если раз в год деньги на жизнь сами упадут на счет, просто так?
Хотя бы частичный отказ от госфинансирования заставит клубы подбирать идейных менеджеров, которые умеют не только тратить, но и зарабатывать. Заставит учиться жить по возможностям, находить новые пути развития.
Второй момент: уход госденег снизит уровень зарплат. Так частным инвесторам, которые захотят вложиться в футбол, станет гораздо рентабельнее открыть свой проект. Сейчас многие бизнесмены не идут в футбол, потому что соревноваться с госбюджетами — глупо. Придется тоже завышать зарплаты/агентские выше рынка. Копаться в ФНЛ и ПФЛ бизнесу не особо интересно — это коммерчески невыгодно и просто уныло. А для выхода в РПЛ нужно слишком много денег.
Понятно, есть риск, что в первое время РПЛ рухнет до чемпионата Сербии, Хорватии, Болгарии, Польши, например. Топ-иностранцы уедут, останутся в основном россияне и легионеры двух типов (середнячки либо молодые таланты, которых откроет селекция). Но это очищение гораздо полезнее (как минимум — для сборной), чем мучения райковичей и парней с паспортом РФ, которые не уезжают в другие лиги из-за зарплаты.
Падение заставит обратить внимание на академии, и вот тут уже сработает то, что отличает нас от Сербии, Хорватии, Польши и других средних лиг. У нас банально гораздо больше людей, играющих в футбол, — и при правильных селекции, развитии, подготовке качество игроков будет ощутимо выше.
Да, возможно, при таком подходе клуб РПЛ никогда не выиграет ЛЧ, но он и при нынешней парадигме не выиграет. Просто потому что никогда в Россию не приедет 22 топ-футболиста. В силу климатических, ментальных, политических и множества других причин. Гораздо больше шансов, если попытаться воспитать топ-футболистов по примеру «Аякса»-2019. Или еще ярче пример — «Селтик»-1967, в той команде, выигравшей Кубок европейских чемпионов, все игроки были рождены в пределах 30 миль от Глазго.
2. Возвращение системы «весна-осень»
РПЛ спокойно может жить и в нынешнем режиме — хорошие газоны теперь даже в декабре, умный календарь помогает избегать матчей в мороз, а летом топ-игроки все равно раз в два год не играют из-за Евро и ЧМ.
Но «осень-весна» уничтожает не РПЛ, а ФНЛ и особенно ПФЛ, где у клубов нет средств, чтобы поддерживать газон в зимнее время. Поэтому лига простаивает с ноября по апрель — то есть почти полгода. А поскольку сезон-то продолжается, то все это время клубы обязаны платить зарплату, содержать персонал и как-то выживать, только тренируясь.
Это уничтожает фундамент российского футбола — и в итоге лиги, которые должны подпитывать РПЛ (игроками, тренерами, самобытными командами), просто умирают. Количество клубов за последнее время сократилось на десятки. И процесс будет продолжаться, если ничего не менять.
3. Реформа ФНЛ
Гигантское количество перелетов в сезоне не только выматывает игроков, раздувает бюджеты, но и банально не дает проводить адекватные тренировочные циклы. Вместо развития игроков тренеры почти весь сезон могут только восстанавливать их, давать какие-то минимальные задания, просто потому что нет времени.
Лига, которая должна быть плацдармом для молодых и развивать их, в итоге становится бешенным полигоном. С «бей-беги» футболом, минимумом тренировок, жесткой нагрузкой на организм. Неудивительно, что выбиваются из этого болота единицы.
Чтобы это изменить, как минимум нужно разделить ФНЛ на зоны.
4. Ужесточение тренерских курсов
Во-первых, в России всего одно учреждение, где можно получить лицензию для работы в РПЛ — это «Академия тренерского мастерства». Это как минимум не способствует росту качества обучения. Потому что нет смысла становиться лучше, если ученики в любом случае придут к тебе.
Во-вторых, качество курсов в России разительно отличается от топ-школ Европы. Например, академия Хеннеса Вайсвайлера, откуда вышло большинство топ-тренеров Германии, настолько суровое место, что лишь четверть подавших документы в итоге попадает на курс. А без лицензии Pro в Германии нельзя устроиться главным даже во второй и третьей бундеслиге.
У нас обучение кажется формальностью, если в прошлом ты был топ-игроком. Некоторые доучиваются уже будучи в профессии, что в корне неверно. Это примерно как учиться на права, уже участвуя в гонках.
***
Понятно, что это далеко не все, что нужно сделать. Есть множество инфраструктурных и идейных проблем уровнем ниже — в работе академий, например, но пока российскому футболу интереснее обсуждать лимит.