Уже сутки полыхают страсти вокруг встречи в Черкизове. Там на самом деле было два матча. Один футбольный: «Локомотив» играл с болельщиками. Вторую встречу и матчем не назовешь. Это был бой: Кикнадзе vs Фанатский актив.
Мне за вчерашний день написали и позвонили много людей с вопросом: что это было и кто, на мой взгляд, победил в этой информационной битве? По первому – это было тщательно подготовленное с обеих сторон стратегическое сражение, которое неожиданно для всех переросло в экспромт. А к этому, к сожалению, уже никто не был готов. По второму – по моему ощущению, в этом сражении победитель выявлен не был. Взяв паузу в сутки, проанализировав, прихожу к мнению, что шансов обозначить победителя в этом противостоянии не было изначально.
Перейду сразу к главной проблеме: ни одна из сторон не понимала, с кем имеет дело. После обнародования письма актива фанатов «Локо» в адрес председателя правления клуба Анатолия Мещерякова Василий Кикнадзе публично усомнился в подлинности этого самого актива, при этом задавшись вопросом: «кто конкретно выступает от их лица и насколько эти люди имеют на это право?». Если бы Василий Александрович захотел хоть мало-мальски погрузиться в вопрос, то сразу бы понял важную вещь – именем актива никогда не подпишется никто кроме самого актива. Это чревато.
Фанатский актив в свою очередь также не до конца понимал, с кем имеет дело. Вопрос футбольной компетенции Василия Кикнадзе остается открытым. Но что совершенно точно, так это то, что Кикнадзе – мужик со стержнем. Он мог бы привести на встречу «того самого» Фаттахова с докладом по его профильной деятельности, касающейся провальной абонементной программы. Он мог бы представить собравшимся маркетолога клуба, финансового директора с презентацией в виде цифр, показывающих увеличение прибыли клуба. Но Кикнадзе осознанно взял все на себя. И было очевидно, что лежащие на поверхности вопросы будут биты.
У фанатского актива на этой встрече не было шансов поставить Кикнадзе своими вопросами в тупик. Во-первых, большинство вопросов были банальны и, очевидно, что ответы на них были готовы заранее. А на те по-настоящему нетривиальные вопросы, которые хоть и в малом количестве, но были, следовало два варианта ответа: либо непривычные для таких встреч откровения, либо ответ с посылом «я здесь главный, я так решил».
Вопрос при этом в другом – если фанаты имеют право не подстраиваться под руководство клуба, то руководство клуба, финансовая модель которого строится во многом на болельщиках, не имеет право не подстраиваться под аудиторию. И не надо говорить, что фанаты и болельщики не приносят деньги. Тут есть и другая монетизация. От заполняемости трибун зависит антураж и телекартинка. От заполняемости трибун и атмосферы на стадионе зависит степень привлекательности клуба в глазах потенциальных спонсоров и партнеров. И те самые спонсоры очень чутко реагируют на уровень конфликтности в медийном поле вокруг клуба. Все это деньги – прямые или косвенные.
На данный момент у гендиректора «Локо» четкая позиция по вопросу взаимоотношения с фанатами – он не готов делать даже маленькие шажочки навстречу. Он готов слушать, готов вести диалог, что в любой другой ситуации оценивалось бы положительно. Но без желания искать компромисс наличие опций «слушать» и «вести диалог» не имеет никакой цены.
И вот здесь мы плавно нащупываем главную проблему не только противостояния гендиректора с болельщиками, но и главную проблему сегодняшнего «Локомотива». Звучит она так – бескомпромиссность мнения (в единственном числе). От этого все беды. От бескомпромиссности.
Был момент, когда я косвенно пересекался по работе с проектом Василия Кикнадзе. Vsporte.ru, одним из создателей которого был и я, выступал условным подрядчиком АНО «Спортивное вещание», генеральным директором которого был Кикнадзе. АНО «Спортивное вещание» отвечало за создание национального телевизионного HD-сигнала для трансляций Универсиады-2013 и Олимпиады-2014. Работали мы и в Казани, и в Сочи.
Так вот организация АНО «Спортивное вещание» была на таком уровне, который я никогда не видел ни до, ни после: жесточайшая иерархия, контроль за каждым этапом работы – от водителя в аэропорту до оператора на финише, детальная памятка для всех без исключения рабочих позиций, где прописаны абсолютно все нюансы. И беспрекословное выполнение алгоритма работы каждым участником проекта. Все это выстроил Кикнадзе. Цель была достигнута – Олимпиада в Сочи, как национальный проект, сопровождалась идеальной ТВ-картинкой. Вес взят!
Вот только футбольное хозяйство – это не армия, не государственная бюджетная контора и даже не строгий структурированный бизнес. Здесь все иначе. Потому и открыто удивлялся на встрече Кикнадзе: «У меня было много проектов, но ещё никогда такой утечки как в «Локо» не было». И много чего ещё из привычного футбольному сообществу в бывших системных проектах Кикнадзе не встречалось. Потому что это совсем другой мир. Почему другой? Потому что конкурентный!
Именно из-за наличия большого количества заинтересованных сторон здесь много «утечек», именно из-за рыночной конкуренции здесь нужно уметь находить общий язык, где-то договариваться, где-то уступать, а где-то, уступая, хитрить. И все это ради своего клуба! Это футбольный многогранный мир. Здесь интересно, но сложно. Сложно, но интересно. Но никак не однобоко. Здесь каждый день появляется что-то новое и под это новое необходимо подстраиваться. Необходимо! Иначе никак.
Василий Кикнадзе не пожелал подстраиваться под фанатский актив. Его право. Но ведь при этом Василий Кикнадзе не желает подстраиваться и под систему рыночных футбольных отношений. Я не хочу по десятому разу разбираться в конфликте клуба с Тарасовым, Гильерме, Фернандешем, Кварацхелией. Плюс/минус по каждой ситуации понимание уже у всех сложилось. Скажу лишь, что объединяет все эти истории – это отсутствие умения находить общие знаменатели с оппонирующей стороной. И если разногласия с фанатским активом могут привести к снижению посещаемости, то разногласия с лидерами раздевалки команды могут привести к последующему распаду коллектива футболистов. И это может быть уже совсем грустная история.
Главный итог прошедшей встречи с болельщиками – определение наличия проблемы в коммуникации руководства «Локомотива» с внешним миром. И было бы очень глупо считать, что виноват в этом Василий Кикнадзе. Еще большая проблема в окружении гендиректора клуба. Да, рядом с таким сильным лидером находиться тяжело. Но отсутствие вокруг Кикнадзе людей, которые могли бы обозначить ему альтернативную позицию, а где-то просто-напросто донести важную, но непопулярную информацию – проблема не меньшая. Как и третья проблема, которую на встрече признал и сам гендиректор. В «Локомотиве» сейчас нет людей, которые бы придали возникающим мини-конфликтам правильный информационный фон.
Пока ком протестных настроений лишь набирает обороты. Но этот процесс нужно останавливать. И тот же актив, как было объявлено при всех на встрече, не желает очередной затяжной войны с руководством. Ни к чему конструктивному такая война не приведет. Клубу от этого лучше не станет. Нужно лишь начать друг друга слушать и уходить от бескомпромиссных утверждений. Болельщики – не враги себе. И в их мыслях, подкрепленных историческим опытом, зачастую лежит большая доля конструктива.
Автор блога: Александр Иванов