Валерий Филатов для «Локомотива» фигура культовая и легендарная. Уже сама новость о его появлении в структуре клуба в последние дни взорвала железнодорожное медийное пространство. Количество лайков к новостям, касающимся появления Филатова в списке членов совета директоров клуба, наглядно показывает уровень уважения к этому человеку.
В человеческой природе чувство ностальгии является одним из сильнейших. Самый явный количественный прирост болельщиков и самый стремительный прогресс «Локомотив» за всю свою историю пережил именно при президентстве Валерия Филатова. Тот уникальный «Локомотив» 90-х и начала 00-х годов по праву принято считать клубом Филатова и Семина. Оба после этого приравнены к стану железнодорожных легенд. Вот только у Филатова этот статус возведен в абсолют. Потому что, в отличие от Юрия Палыча, Валерий Николаевич по собственному желанию из клуба не уходил. И на место своего друга, с которым бок о бок строил клуб в течение 15 лет, тоже не приходил. Филатова из «Локо» убрали против его воли, после чего он в футбол не возвращался. Это верх клубной преданности.
За то время, что прошло с 2006 года, когда злой гений «Локомотива» Сергей Липатов устроил в клубе переворот, у Валерия Филатова было несколько заманчивых предложений вернуться в футбол. И каждый раз эти предложения касались руководящих постов. Но Валерий Николаевич был непреклонен, уверяя при этом, что в футбол не вернется. И даже текущее появление в списке членов советов директоров, думается, не говорит о возвращении Филатова в футбол. Я сам по себе оптимист. И всегда верю в лучшее. Тем более, когда речь идет о «Локомотиве». Иначе было бы трудно пережить десятилетие с 2006 (уход Филатова) до 2016 (приход Геркуса). Но сейчас, на мой взгляд, Валерия Филатова используют исключительно в роли свадебного генерала, в роли PR-манекена. К сожалению для него и для нас.
«Не могу сказать, какие именно у Филатова будут обязанности, это вопрос к совету директоров», - говорит Юрий Семин. Ни председатель совета директоров Анатолий Мещеряков, ни гендиректор Василий Кикнадзе, ни кто-либо другой не говорят нам о том, чем будет заниматься Валерий Филатов в «Локо». Не говорят не потому, что не хотят говорить, а потому что не знают. Вернее знают. Знают, что Валерий Николаевич ничем конкретным заниматься не будет. Под роль Филатова в клубе даже есть определение. Называется она так: «Василий Кикнадзе образца 2013-2018 годов». Вы помните хоть одно упоминание Василия Кикнадзе в операционной деятельности «Локо» за пять лет его присутствия в совете директоров? Вот и я не помню. Я был бы рад, если бы Филатов повторил путь Кикнадзе, и через 5 лет стал бы полноправным генеральным директором клуба. Но есть проблема. Вряд ли Валерий Николаевич повторит путь Василия Александровича, ведь через 5 лет ему исполнится уже 73. Многовато для столь ответственной должности. Многовато.
Возраст – штука, конечно, важная. Но не критичная. Надо сказать, что в свои 68 Валерий Николаевич выглядит превосходно. Беда в другом. Филатов с 2006 года от футбольной деятельности самоустранился. Приходил в Черкизово, матчи смотрел, за «Локо» болел – это да. Но в футбольную жизнь посвящен не был. А теперь вспомните: какой сотовый телефон у вас был в 2006 году? И сравните тот аппарат со своим нынешним айфоном или самсунгом. Есть разница? Вот ровно настолько формат футбольного бизнеса 2006 года отличается от формата футбольного бизнеса 2019 года. Книга Игоря Рабинера «Локомотив», который мы потеряли» на две трети состоит из воспоминаний о главной составляющей создания того клуба Филатовым и Семиным – семейственности. В современном футболе такого слова просто нет. Возможно, это плохо. Но это данность.
Многие из вас наверняка накануне изучили состав новоиспеченного совета директоров «Локомотива», который на две трети остался прежним. Послужной список членов совдира вы можете оценить здесь. Валерий Филатов в этом списке – единственный футбольный человек. Казалось бы, его могли взять, чтобы он выступал в роли спикера после заседаний совета директоров и каких-то глобальных принятых решений. Это было бы логично. Но нет. Валерий Филатов – одна из самых закрытых фигур с точки зрения коэффициента цитируемости в истории российского футбола (первому нашедшему 5 интервью Филатова за 14 лет его руководства «Локо» от меня коллекционный приз – раритетный билет с финала Кубка России-98). Очевидно, что личные убеждения в отношениях с прессой Валерий Николаевич в свои 68 вряд ли станет менять.
Давайте рассмотрим и другие направления, которые Валерий Филатов потенциально бы мог взять на себя. Первым рассмотрим направление спортивное, ведь именно оно нас интересует в первую очередь. Многие после новости о появлении в клубе Валерия Николаевича начали рассуждать именно о спортивной составляющей и возможном взаимодействии Филатова с Семиным. Я не буду сейчас поднимать вопрос взаимоотношений двух клубных легенд. Это история по большей части сакральная и лезть в нее не стоит. Пословицу про двух медведей в одной берлоге и так все знают без меня. А что касается перспектив общения Филатова и Семина по части спортивной составляющей, то просто приведу вам слова самого Юрия Павловича из той самой книги: «Согласие у нас с Филатовым, особенно на первом этапе, было идеальное. Каждый отвечал за свое дело: я не лез в финансовую часть, он – в футбольные вопросы. И не помню, чтобы тогда возникали какие-то трения». Понимаете? Значит в футбольные вопросы (ни с точки зрения сторонней оценки, ни с точки зрения советов) Филатов определенно не полезет. Этот вариант исключаем.
Второе потенциально возможное направление деятельности Валерия Николаевича – финансовое. «Тогда нужно было уметь находить деньги, а Валера этим качеством обладал», - такими словами выделяет Семин самое ценное умение Филатова в бытность президентом. Теперь приведу цитату самого Валерия Николаевича по теме: «Я привык к тому, что железная дорога выделяет нам 10 миллионов из необходимых двадцати, а еще десять разными путями нахожу сам». И опять мы возвращаемся к тому тезису, что время на месте не стоит. Потому и органичен был в роли президента Филатов, что в те времена его главной обязанностью было найти 50% от суммы бюджета. Как дело обстоит сегодня? Сегодня бюджет «Локомотива» на 90% формирует РЖД. Это данность. В год участия в Лиге чемпионов цифры могут несколько меняться. Но по сути все привлеченные сторонние спонсоры, выручка от билетов, мерчендайзинг и другие статьи дохода дают в районе 5-7% от выделяемых РЖД денег. Это несущественно. «Локомотив» функционирует на деньги РЖД. Из слов Филатова мы видим, что так было не всегда. Но так есть сейчас. И так будет (в ближайшее время точно).
Умение договариваться с обеспеченными людьми, которым Валерий Николаевич пользовался на стыке веков – это здорово, и нужно всегда. Но сейчас это не особо востребовано. Почему? На этот вопрос Валерий Николаевич Филатов ответил еще 10 лет назад: «Что же касается моего возможного возвращения в российский футбол, то если бы возник проект, который можно было начать с нуля, — с удовольствием бы за него взялся. А осваивать 100-миллионный бюджет много ума не надо. Мне это неинтересно». И давайте не будем забывать, что в состав совета директоров входит Андрей Бокарев – персона из списка Forbes. Уж если что, так умереть не даст. Надеюсь.
Третье потенциально возможное направление деятельности Валерия Николаевича – развитие коммерческой составляющей клуба. На прошлой неделе «Локомотив» покинул коммерческий директор Игорь Смирнов, который, собственно, за это направление и отвечал. Важнейшей составляющей работы по этому направлению является организация матчей с точки зрения финансовой отдачи. Вот что входит в процесс организации работы: билетная программа, программа лояльности, онлайн продажи в интернета, уличная еда, кейтеринг, фудтраки, мерчендайзинг, печатная продукция и самая разнообразная программа, которая попадает под определение Match Day, включая концерты и всевозможные развлечения. Возвращаемся к Валерию Филатову. Во-первых, очевидно, что все вышеперечисленное – это совсем не его компетенция. Во-вторых, в последние годы все, что касается организации Match Day, было организовано в «Локомотиве» лучше всех в стране наряду с питерским «Зенитом». Здесь мы и так лидеры.
Четвертое потенциально возможное направление деятельности Валерия Николаевича – коммуникация с РЖД. Во все времена важнейшей составляющей существования успешного клуба была связь непосредственно клубного офиса с акционером, то есть с руководителями РЖД. Навыки отличного переговорщика здесь бы могли пригодиться Филатову. Но и эта ниша занята. Во-первых, в совете директоров кроме Кикнадзе и Филатова значатся шесть персон, так или иначе связанных с РЖД. Во-вторых, функцию коммуникатора последние годы выполняет лично председатель совета директоров клуба Анатолий Мещеряков, который, собственно, для этого в клуб и приходил. Не отдавать же Анатолию Анатолиевичу свой хлеб в чужие руки…
Слушайте, вот пишу текст и вновь понимаю, что найдется группа недовольных критиков. Я комментарии к своим заметкам читаю, выводы делаю. Конечно, хотелось бы сопроводить появление в клубе легендарного Валерия Филатова исключительно восторженным информационным фоном. Хотелось, но не получается. Времена нынче другие. Но при всей грубой объективности (не абсолютной объективности, а моей лично), я все же вижу два направления, которыми Валерий Николаевич бы мог в «Локо» заняться. Непосредственно к футбольной составляющей эти направления никакого отношения не имеют. В этом собственно и посыл моего текста – для команды с приходом Филатова ничего не изменится. А вот душевную и имиджевую составляющую Филатов может привнести.
Реальное направление деятельности Валерия Николаевича №1. Здесь привожу цитату из книги: «Когда Филатов стал президентом «Локомотива», та давняя боль побудила его основать турнир ветеранов футбола памяти министра путей сообщения Бориса Бещева. Каждый год в начале августа, когда в России празднуется День железнодорожника, в Москве собирались бывшие футболисты не только из столицы, но и со всего Союза - из Украины, Грузии, Армении, Белоруссии. Другой возможности повидаться и вспомнить былое у этих людей не было. «Локомотив» не только оплачивал им проживание с питанием, но и устраивал шикарные банкеты, и даже выплачивал каждому участнику премию – 500 долларов. Для многих ветеранов из стран бывшего Союза, не задействованных в профессиональном футболе, эти деньги становились настоящим спасением. После отставки Филатова турнир Бещева прикажет долго жить…». От себя скажу, что история – это одна из главных составляющих великого клуба. «Локомотив» - клуб великий. Под честное имя Филатова можно и нужно организовать представительный ветеранский турнир. В руководстве клуба сейчас думают об имиджевой части проекта – это будет отличный PR и, что самое главное, социально значимое дело.
Реальное направление деятельности Валерия Николаевича №2. Здесь приведу слова Филатова из его интервью 2005 года, когда он еще был президентом «Локо». Валерий Николаевич делился ближайшими планами, еще не зная, что скоро покинет клуб: «За два с половиной года в Черкизово будет построен современный развлекательный комплекс — аналог американского Диснейленда. Стоимость проекта — 720 миллионов долларов. Если все получится так, как запланировано, доходная часть клуба существенно возрастет. В прошлом году коммерческая деятельность принесла нам 19 миллионов долларов. Это серьезная сумма для любого предприятия. А с открытием Диснейленда, надеюсь, сможем самостоятельно закрывать 2/3 годового бюджета. Это примерно 50 — 60 миллионов долларов». Вы видите, по части хозяйственной и организаторской деятельности Филатов всегда был хорош. Я не знаю – планирует ли РЖД инфраструктурно развивать нашу территорию вокруг стадиона или нет? Но если есть в проекте какая-то глобальная стройка, то было бы здорово отдать ее на откуп Филатову. Он справится.
Вот такая картина, друзья. Последние два пункта оставляют надежду на позитив. Но, повторюсь, на футбольной составляющей клуба возвращение Филатова никак не скажется. На мой взгляд. И меньше всего хотелось бы, чтобы назначение Валерия Николаевича стало фикцией. Он этого не заслужил. Именно Филатов построил тот «Локомотив», который у нас есть. Не забывайте об этом!