Судя по деятельности нынешнего президента футбольного клуба «Локомотив» Москва, в ближайшие годы болельщиков будет волновать совсем не то, что волновало раньше. Ещё недавно главным вопросом каждого болельщика перед началом сезона было: «Какое место займёт моя команда в наступающем году?» Но в нынешних реалиях чуть ли не большее значение приобретает другой вопрос: «Какого нового тренера сосватают нам в Локо?»
Разумеется, все эти годы без трофеев, так любовно названные президентом «десять лет лузерства», я, как и многие болельщики Локо, задавался вопросом: кто же из тренеров способен снова сделать «Локомотив» столь же конкурентоспособным, каким он был с середины девяностых до середины нулевых? Разумеется, сразу начинаешь перебирать фамилии успешных менеджеров последних лет: Гвардиола, Клопп, Моуринью, Анчелотти.
Но когда попытки примерить к нашей реальности эти топовые кандидатуры оборачиваются горьким смехом, в какой-то момент приходит мысль: а что, если обратить внимание не на сами звёздные персоналии, а на те ключевые факторы, которые стоят за их успехом? Наверняка же есть талантливые, но менее известные тренеры, с задатками великих? Тот же Слуцкий до назначения в ЦСКА ни одного титула за душой не имел. Так что попробуем посмотреть на типы — типажи оставим на потом.
1. Тренер-строитель
Отличительная черта тренера-строителя — способность взять команду, очень далёкую от статуса топ-клуба, и долгой кропотливой работой поднимать её до вершин. Как, например, Билл Шенкли, принявший далёкие 55 лет назад «Ливерпуль». Команда, вроде бы всего двенадцатью годами ранее выигрывавшая первый — высший — дивизион чемпионат Англии, падала во мрак дивизиона второго. За пятнадцать лет у руля Шенкли построил великолепную базу в Мелвуде и по кирпичикам собрал великий клуб, который при нём снова начал побеждать в чемпионате, завоевал Кубок УЕФА, а за десять лет после внезапного ухода Шенкли на заложенной им основе четырежды становился европейским чемпионом. Или, скажем, Ги Ру, отдавший заштатному некогда «Осеру» больше сорока лет жизни (минус двухлетний перерыв на службу в армии в самом начале) и принесший клубу титул чемпиона Франции и несколько кубков. А такие примеры уже из нашей жизни, как Юрий Сёмин и Курбан Бердыев, у всех в памяти.
2. Тренер-толстосум
Этих господ привлекает исключительно мощная финансовая база потенциального работодателя. Такие люди, как Карло Анчелотти или Жозе Моуринью, не пойдут работать ни в один клуб, который не предложит им полный карт-бланш в трансферных вопросах и не будет выполнять их малейшие капризы в части организации клубного быта, будь то на поле или за его пределами. Если твой клуб входит в десятку богатейших на планете Земля, или если у тебя каждые полгода появляются несколько свободных сотен миллионов у.е. — эти ребята твои. В противном случае — покупай FIFA15 и воображай себя на их месте. По понятным причинам в России такой тип (или лучше сказать класс?) тренеров ещё не сформировался. И надо ли?
3. Тренер-оппортунист
Имя им — легион. И перед нашими глазами их за те самые последние десять лет прошло достаточно, начиная со Славолюба Муслина и заканчивая Миодрагом Божовичем. Людей, готовых браться за любую работу в любом Мухосранске, лишь бы деньги платили, всегда было достаточно. Их главное отличие от тренеров первых двух типов — полное отсутствие амбиций. Нет, конечно же, если вдруг в кубковой сетке окажутся лишь команды низших дивизионов, и только в финале встретится коллега по премьер-лиге, к тому же сильнее озабоченный турнирным положением в таблице чемпионата, они могут воспользоваться случаем и взять то, что само падает им в руки. Но убиваться за это они не будут. Зачем напрягать людей и создавать в команде серьёзную, даже напряжённую атмосферу стремления к цели, если проще отпускать шуточки про сексуальный футбол и расписывать размеры яиц?
Вот и получается, что второй тип нам не по зубам, а от третьего в мало-мальски долгосрочной перспективе никакого толку. Остаётся искать первый, к тому же не сильно раскрученный, потому что тогда он легко способен перейти во второй. Готов выслушать ваши предложения, в том числе по расширению классификации и поля поиска