Вот мы и дошли, наконец, до года 2006-го, года неоднозначного, необычного во многом. Именно с этого сезона начался планомерный откат клуба из команды европейского уровня до середняка. К сожалению, в этих выпусках придётся больше писать об околофутбольных событиях, чем, как то было раньше, о результатах, голах...
Итак, чем запомнился сезон 2006: Муслин...Липатов...Зюльте-Варегем...Паровоз у стадиона...и снова бронза.
Межсезонье
Едва начался календарный год, а сразу стало ясно, что для Локомотива этот год будет совершенно не таким, как мы все, тогда ещё немногочисленные, привыкли. Это первый год, в котором на тренерском мостике мы не увидели Юрия Палыча Сёмина, который после «командировки» из сборной в клуб вернуться не смог — с одной стороны, был против новый председатель совета директоров клуба Липатов (о нём, разумеется, мы ещё поговорим), а с другой — Филатов, всё решивший для себя ещё в тот момент, когда Сёмин ушёл в сборную. Я, конечно, признаю, что иметь принципы это правильно, но если эти принципы подкреплены лишь эмоциями, а не разумом, то это называется глупостью. Просто поразительно, что такой человек, как Филатов,оказался неготовым почувствовать, что ветер перемен подул с другой стороны и не к лучшему. Сёмин тоже в тот момент не потрудился решить конфликт 1х1, как и должны были поступить, в итоге личные амбиции и обиды и привели к тому, что всё, что было сделано Палычем и Николаичем, оказалось разрушенным до основания и откатом клуба с высоких позиций в бездну как минимум на 10 лет.
Сёмин ушёл в московское Динамо, и не просто ушёл, а с костяком лидеров прошлых лет — Овчинниковым, Лимой, Хохловым — а в Локо началась кардинальная перестройка. Проваливший концовку прошлого сезона Эштреков был назначен на ничего не значащую должность спортивного директора, а новым главным тренером из четырёх возможных вариантов был назначен Славолюб Муслин, первый в истории клуба тренер-иностранец, который уже 15-го февраля в дикий мороз принял боевое крещение матчем плей-офф Кубка УЕФА с Севильей. Перед матчем запомнилось, что игроки клуба вышли со щенками, которых после приветствия в центральном круге поскорее унесли греться в подтрибунное помещение. На трибуне Реактива был размещён баннер «barber of Sevilla», безусловно, классный обыгрыш известного произведения. Стартовых эмоций хватило от силы минут на 35 первого тайма, после чего сказалось преимущество испанцев в классе и сыгранности — во втором тайме наспех сколоченная новая команда пропустила единственный гол ближе к концовке. Вторая игра была формальностью — шансов победить в Севилье не было ни одного. 0:2 во втором матче.
Нельзя не пройти мимо предсезонной встречи клуба с болельщиками, на авансцену в которой вышел доселе никому не известный Сергей Липатов, владелец Транстелекома, который стал председателем совета директоров клуба, однако, как он не раз говорил и на встрече, и позже, являлся «всего лишь общественником» и зарплаты от клуба не получал. Именно он был самым ярким лицом той встречи. Я сидел, слушал его и поражался: от, мля, как говорит круто, речь фантастически грамотная, на каждый вопрос отвечал обстоятельно, вдумчиво, даже если не ему задавали, он вставлял свои пять копеек начиная с фразы «я прошу прощения, хочу несколько дополнить», сидел и чувствовал себя, словно шахматисты из клуба Васюки, возбуждавшиеся с каждым словом Остапа Бендера, рисовавшего атомные перспективы. Не проникнуться Липатовым после той встречи было невозможно, потом традиционно после официальной части можно было взять автографы у игроков, но, прислушиваясь к разговорам вокруг, было очевидно, что люди переваривали то, что было обещано новым председателем СД, с теми же ощущениями, что и у меня.
На самой же встрече была представлена целая россыпь новичков клуба, которая была набрана...от двух разных селекционных групп клуба! Оказывается, было так, что одних игроков находила группа Филатова, других Липатова. Мне в лом ещё раз искать в книге Рабинера, кто из какой группы был приглашён, просто остановлюсь на новичках. Бано Иванович был, безусловно, самым лучшим из всех. Он смог влиться безболезненно и с первых матчей показывал себя с самой лучшей стороны. Спахич, О*Коннор, Траоре — это те, кто также доказал свою профсостоятельность. С Гари я парой слов перекинулся тогда, меня поразил его акцент, помню, спросил его, откуда такая речь, ведь он шотландец, а их произношение я не спутаю ни с кем другим, ибо, когда я работал в Москве, мы параллельно общались со школьниками из Абердина и их замысловатое произношение запало. Он сказал, что его корни из Ирландии, оттуда и произношение. Спахич, будучи человеком неглупым, сразу же разобрался, в какую гавань плыть, и довольно быстро стал доверенным лицом Липатова.
Гордо восседая на первом ряду, красовался Амр Заки, игрок, совершенно неизвестный до того в Европе, но в Египте и на континенте в целом он был суперзвездой. Я видел по Евроспорту Кубок Африки того года, где он выглядел неподражаемо. На встрече его спросили, сколько голов он планирует забить в первом же сезоне, на что египтянин, моргнув белозубой улыбкой, тотчас ответил: «Минимум 25» В итоге лишь раз попал в заявку, ибо приехал в клуб с проблемами колена, в итоге его сбагрли на родину, после чего, прооперировавшись, он снова блеснул на афрочемпионате и какое-то время играл в Англии. Был ещё игрок словацкой сборной то ли Хад, то ли Гад, но ему не везло — чуть залечил травму и тутже по новой на полгода, а игрок-то качественный. Также мне был симптичен тунисец Зуаги, который несмотря на высокий рост, играл очень технично в центре поля, но ему банально не давали себя проявить ни Муслин, ни Бышовец.
Муслин показался очень приятным, я ему сказал по-сербски «Добро дошли», что означает «Добро пожаловать», также обратился к Лоськову с вопросом, почему Дима перестал бить и подавать угловые с левой ноги, с которой он, между прочим, забил золотой гол. Выслушав меня и посмотрев, как на идиота, он сказал в ответ два слова: «Бить буду»! После игры с конями в сентябре я после игры его спросил, почему не выполнил обещание играть левой, он улыбнулся мне фирменной широкой улыбкой с золотым зубом и сказал: «Моя левая уже состарилась»)) Я, кстати, не знал, что у Лося одна нога короче другой на пять сантиметров.
Весна
Чемпионат начался прескверно. 19-го марта вчистую проиграли дома Крыльям. Счёт 0:1 не отражает хода матча. Уже в дебюте пенку (и не единственную в сезоне) пропустил личный протеже Муслина Якупович. Хотя, надо признать, то что счёт не перерос в разгромный, помимо каркаса ворот есть и его заслуга. Через три дня упустили преимущество в два мяча в первом матче 1\4 финала кубка со Спартаком. А 26-го числа состоялся длинный перелёт во Владивосток. Сыграли 1:1, у Локо мяч провёл 18-летний Ваня Старков, которого ещё Эштреков подпускал к работе с основой в прошлом году. 2-го апреля уступили главному ниспровергателю авторитетов Спартаку из Нальчика (2:3) во главе с Красножаном, который пару-тройку туров возглавлял чемпионат. Матч изобиловал грубостью, два удаления, два пенальти, но спастись не удалось. 9-го апреля в Лужниках Павлюченко сотворил феерический автогол, но внутренне росла уверенность, что мясо как минимум не проиграет. Так в итоге и случилось (1:2), у свиней был супернастрой на ту игру — как раз вовсю разгорался конфликт Аленичева со Старковым и Титов, забивший победный гол, ясно показал, на чьей стороне он находится. 12-го апреля вылетели из кубка после ответной встречи с кб. Обменявшись голами в дебюте, Локо без особых проблем удерживал выгодную ничью, но за 5 минут до конца Евсеев зачем-то сыграл рукой в штрафной и Моцарт реализовал пенальти, а потом...
Но прежде — небольшое «лирическое» отступление. Я уже писал, что когда работал в школе, у меня был своего рода конфликт с учениками-конями в 2003-м году. Но это были всего лишь рабочие моменты на повышенных тонах. Ад начался, когда в 2005-м в 10-й класс пришли две свиньи, которые, узнав, что я болею за Локо, устраивали мне ежедневную травлю, втягивая в этот «флешмоб» учеников других классов. После двух мясных побед в апреле ситуация могла выйти из под контроля. Я полгода терпел ежедневные оскорбления, хотя кулаки чесались, но ведь они несовершеннолетние, им всё можно, начальству бесполезно что-то объяснять, в итоге я принял решение уволиться, ибо боялся, что изувечу подонков, а на зону уходить не хотелось. Ладно, если бы просто оскорбляли,но ведь они несколько других классов вработали и учить стало невозможно. Но месть я всё же осуществил. Списав из классного журнала их номера мобил, я от их имени подал объявление в один интимный ресурс: «Предлагаем гей-услуги, недорого, звонить с 22.00 до 5.00, Ваня и Саня». Вот многое бы отдал, чтобы узнать, звонили ли им или нет, увы, но так и не узнал, более я их не видел, однако, через год после феерических 4:3 я не заезжая домой доехал до адреса одного из них и на белой двери распылил зелёным: «Отсоси у Паровоза, хэй-хэй!"
А тем временем, 15-го апреля, накануне матча с конями, состоялась встреча в верхах, но Муслина не уволили, дали последний шанс. В итоге 3:2 в нашу пользу, с волевым камбэком. В первом тайме Дима Сычёв, уже вышедший после лечения в матче с Нальчиком, открыл счёт, взяв в помощь рикошет, но уже через 10 минут впереди были кони. В перерыве о Муслине на трибунах говорили в прошедшем времени. Но команду начали поддерживать громко, мощно, с пиро и в итоге перевернули игру. После матча спускаюсь по лестнице, звоню домой, кричу в трубку: «Всё кончилось, мы победили, победили!!" и сзади раздался десяток восторженных голосов...
И покатило. В невероятной игре с обоюдными ошибками сыграли 4:4 с Рубином, 30-го апреля в добавенное время Сыч принёс победу над Москвой, 6-го мая уже к 10-й минуте Локо в два гола выигрывал у Зенита, причём, Поляков отбил пенальти. В итоге 3:1. А затем 10 000 красно-зелёных фанов стали свидетелями грандиозной победы над труднопробиваемым в Лужниках Педо — 4:1. Локо выглядел феериччески мощно, пара Коннор-Траоре бесперебойно снабжалась Лоськовым мячами, забивал Биля, очень ярко смотрелись, душа радовалась.
Лето
Закончился перерыв, связанный с очередным всего лишь смотрением Чемпионата Мира. Летом Локо понемногу начал сдавать. Да, победы чередовались с ничьями, но команда выглядела не столь мощно, как весной. 11-го июля было непросто. Впервые против Локо играл...Юрий Палыч Сёмин, который возглавлял Динамо. Победили уверенно, 2:0, причём пенальти пробивался перед Южной трибуной. Овчинников в шутку приложил по-аршавински палец к губам, и деловито поиграл мускулами, мол, смотрите, как я щас пеналь возьму — Лоськов улыбался в ответ — и забил! В матче с Томью Локо разыграл, на мой взгляд, самую изящную контратаку в сезоне и Дима Сычёв вместе с Асатиани прошли через всё поле....Я всегда уважал Димку, он хорший парень. Помню, в 2013-м он приезжал в Гомель в составе минчан, за его игрой было наблюдать больно, располневший, медленный, он сильно уступал даже местным игрокам. После матча, когда он шёл к автобусу, я его окликнул и сказал: «Огромное тебе спасибо за время, проведённое в Локомотиве, мы тебя никогда не забудем!" Он грустно улыбнулся и тихо сказал: «Вы тоже останетесь в моей памяти навсегда!" У меня был комок в горле...
6-го августа ваш покорный слуга, в первый и последний раз был доставлен в отделение милиции «для проведения профбеседы» после матча с Амкаром (0:0) за то, что со всей дури долбанул по воротам у касс да так, что замок сломал, в общем, обошлось)) Август для Локо был как нельзя удачен. Одержаны были две выездные победы в Ростове и Самаре с одинаковым счётом 2:1 во многом засчёт индивидуального мастерства игроков (Сесинью и Асильдаров) и дальних ударов (Гуренко), в дождливый, практически осенний день уже к 7-й минуте была сделана игра с Лучом (3:0).
Осень
Вроде всё шло неплохо, но, как оказалось, липатовкий комар уже успел основательно подточить нос в клубе. Если на начало сезона вся власть была у Филатова, то к осени ситуация поменялась. Липатов сумел добиться расположения Якунина и начал планомерное давление на президента клуба с целью убрать Муслина — об этом подробно написано у Рабинера в книге. Вот только о главной цели упомянуто не было: Липатов ещё в феврале хотел пригласить на тренерский пост Бышовца, который уже весной был ежематчевым гостем в ложе. Но чтобы эту цель осуществить Липатову было необходимо убрать Филатова, что он и сделал в самом конце календарного года.
Об этом позже, а в сентябрь Локо входил уверенно в тройке лидеров. 10-го числа со скрипом, но окончательно отцепили Нальчик из тройки (1:0). В этом сезоне три команды из середины — петраковская Томь, павловская Луч-Энергия и красножанский Спартак Нальчик — нехило потрезали лидеров, в разное время в сезоне претендовавшие даже на еврокубки. 17-го сентября завершили нулевой ничьёй матч с мясом — перед этой игрой был сделан, на мой взгляд, лучший баннер за все времена: «Ваш Вечный Рим» с Муслиным-консулом, просто супер! А за три дня до этой игры Локо вступил в плей-офф на предварительной стадии Кубка УЕФА матчем с бельгийским Зюльте-Варегемом. В первой игре Локо имел всеподавляющее преимущество перед командой, в стартовом составе которой 4 из 11 игроков носили любительский статус. Понимаю, что берегли силы на игру с мясом, забили два из возможных десяти голов, пропустили в добавленное глупейший ответный гол, но Мусли держал грудь колесом и на вопрос, что беспокоит команду перед ответным матчем, ни секунды не думая, ответил: «Ничего». 23-го сентября на «Динамо» Локо сыграл одну из лучших игр в сезоне с ЦСКА, периграв чемпиона 2:1 — Сычёв и Измайлов забили два красивых гола.
Гром грянул 28-го сентября. Когда того не ждали. К этому готовы не были. Я много думал — и тогда, и сейчас — почему случилось так, что команда, игравшая на пике формы, оказалась неготовой противостоять непонятно кому. Неготовой прежде всего психологически. В первые 10 минут ОКоннор дважды обязан был забивать и решать исход,выходя 1х1 с вратарём соперника, но сначала попал в перекладину, а потом во вратаря. После чего, как говорится, внимание плавно рассеялось. Пропустили первый гол. Я готов поверить тому, что Филатов в перерыве в ультимативной форме потребовал от Муслина выпустить Измайлова, Билялетдинова и Сычёва, причём это было ещё при счёте 0:0, но сербский тренер, которого уже задрало давление и со стороны президента, и со стороны совета директоров, отказался, выпустил лишь Марата и только когда пропустили, одновременно появились и Димка с Биллом. Но было уже поздно. Второй гол стал вполне закономерным в той кошмарной игре. На послематчевой пресс-конференции Муслин кинул в руководство открытый камень, обвинив в провале зимней селекции. В межсезонье серб просил купить двухметрового Жигича, но Црвена Звезда поступила подло, заломив за него колоссальную цену, а позже продала испанцам за сумму вдвое дешевле.
Как известно из истории клуба, сербские тренеры сами не увольняются, потому невольно возник вопрос, почему Филатов сразу после бельгийского матча не уволил Муслина. Точно мы об этом никогда не узнаем, в книге Рабинера об этом написало туманно-обтекаемо, потому логически вытекают две версии: либо Филатов где-то в этом винил себя, поскольку позволял себе систематически вмешиваться в тренерские дела, что он и сам признавал, либо просто не нашли тренера сразу. Тем более, что спустя четыре дня была одержана феерическая победа в Казани (4:2), в результате которой, а также благодаря осечке конкурентов, Локо вышел на первое место. Однако, музыка недолго играла. Как и год назад, переломным стал 23-й тур. 14-го октября играли с Москвой. Муслин, сытый по горло внутренним вмешательством, снова сделал всё по-своему и выпустил Маминова на правый край — проиграли 0:1, пропустив со штрафного чуть не единственный момент. Этого Филатов стерпеть не смог, объявив об отставке тренера. Олег Долматов заступил вместо него.
А вот этого не поняла и не приняла команда. Как бы ни было горько после вылета из еврокубков, но ведь получалась игра в чемпионате, с конями шли вровень, но...В итоге в Питере получили 1:4. Через три дня с Педо Локо собственноручно убил судья Николаев, отменивший два чистейших гола и не давший два чистых пенальти — это была именно предвзятость. Окончательно исключило команду из золотой и даже серебряной гонки поражение от Динамо (0:2), при этом Биля не забил пеналь, а из клуба снова поползли слухи, то один продаёт матчи, то другой. В этой обстановке невозможно было добиться положительного результата. 5-го ноября со скрипом одолели дома Шинник (1:0), а 8-го ноября в Томске (1:3) снова вмешалось судейство. Если с первым пеналем в наши ворота ещё где-то можно было согласиться, то со вторым, окончательно убившим интригу, было этого сделать невозможно. То, что команда может играть, было доказано в Перми (3:1) — вот смотрел ту игру и думал, ведь реально могли бы с конями за золото потягаться, не случись той отставки. Долматова уважаю, он хороший тренер и человек, переживший тяжёлое горе, не дай бог, кому такое, но в той ситуации он сделал всё, что мог.
Накануне игры с Ростовом за 3-е место вечером у ворот стадиона было грандиозно. На площадке перед стадионом грациозно возвышался самый настоящий паровоз. Как выяснилось, идея принадлежала Липатову, который ещё в июне об этом говорил — это оказалось единственно полезным, что глава совета директоров сделал за два года. 26-го ноября в Черкизово было многолюдно. 16 000 на трибунах, суперперфоманс на фанатской трибуне, шумовая поддержка в тот день была грандиозной, пиро лилось рекой, до игры кто-то из основы сказал, что с ментами есть договорённость, что дымить можно, главное, на поле не кидать. Дымили весь матч, ваш покорный слуга не выдержал и запалил свою тоже сразу после забитого Траоре гола, но на поле всё равно что-то долетело, думал, менты после матча будут мстить, но нет, вроде обошлось. В итоге то, что мы удержали третье место, была немалая заслуга Юга.
Но на этом сезон не завершился. Главный шок пришёлся на 26-е декабря. Утром в 10 часов президент клуба Валерий Филатов направлялся на совет директоров, не подозревая, что этот день станет последним для него в этой должности, хотя ещё накануне его приёмный сын Давид Шагинян заметил, что «в клубе творится что-то не то». А творилось в клубе всего лишь то, что за тот месяц по окончании чемпионата Липатов сумел продавить две вещи: убрать Филатова, назначив Сёмина вместо него и назначить Бышовца главным тренером, о чём было сообщено на специальной пресс-конференции спустя час после отставки Филатова. Что из этого вышло, мы рассмотрим в новой серии.